Бернхард Гёцке
Bernhard Goetzke
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 5 Jun 1884
- Дата смерти: 7 Oct 1964
- Имя при рождении: Bernhard Goetzke
- Место рождения: Данциг, Германская империя (Гданьск, Польша)
Немецкий актёр эпохи немого и звукового кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/366456
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0324553
Бернхард Гёцке родился 5 июня 1884 года в Данциге. Получил актёрское образование, работал в театрах в Хагене, Дюссельдорфе, Дрездене и Берлине.
Он пришел в кино, как большинство немецких актеров, из театра, однако, путь от кино к театру был для него исключительно тяжелым. В 1915 году Гёцке призвали на войну, но уже в 1917 году, заболев тяжелой желудочной болезнью, он был демобилизован. Больной, бедно одетый, изголодавшийся на фронте, Гёцке вернулся в театр Макса Рейнгардта. Знаменитый режиссер, известный у нас как «открыватель» чуть ли не всех больших актеров, не учел нервного состояния Гёцке и после первой же роли сказал ему: «Я в вас тяжело разочарован».
Эта фраза облетела все театры Германии, в течение нескольких лет она была для Гёцке проклятием, волчьим паспортом. Ни один режиссер не посмел взять в свою труппу актера, в котором «разочаровался» Рейнгардт.
Голод толкал Гёцке из одного кабинета кинодиректора в другой. И в каждом из этих шикарных кабинетов Гёцке слышал приблизительно одно и то же: «У вас недостаточно блестящая внешность для киноактера». Или: «Вы слишком типичный немец: голубые глава, светлые волосы – это не оригинально и не фотогенично».
Так продолжалось много месяцев. И однажды, когда жена пошла продавать последнее свое платье, чтобы купить поесть, Гёцке встретил Конрада Фейдта, предложившего ему работу у Джоэ Май. Здесь, наконец, Гёцке получил небольшую роль индуса. Это была первая значительная роль – йог Рамигани в двухсерийном приключенческом эпике Джоэ Мая «Индийская гробница» (Das indische Grabmal, 1921). Он сделал ее честно и талантливо, но его никто не заметил; боялись заметить, боялись похвалить того, кого не признал «сам Рейнгардт».
Медленно делалась карьера Гёцке, роль за ролью растапливался лед, случайно образовавшийся вокруг его имени. Но Гёцке фанатично полюбил кино и не тосковал по славе, он не терял энергии и каждая его новая роль бывала сделана тщательней и глубже каждой предыдущей.
Его мужественная внешность, сдержанная, но выразительная мимика и великолепная способность скупым жестом передать характер и чувства своего персонажа, в конце концов, привлекли к нему внимание крупнейших немецких кинорежиссёров.
Титульная роль в философском фильме Фрица Ланга «Усталая Смерть» (Der Müde Tod, 1921) начала плодотворное сотрудничество Гёцке с Лангом, который снял его в значительных ролях в своих следующих фильмах «Доктор Мабузе, игрок» (Dr. Mabuse, der Spieler, 1922) в роли инспектора фон Венка и «Нибелунги» (Die Nibelungen, 1924) в роли рыцаря-барда Фолькера. Представляет интерес также исполнение им роли инженера Крамера в фильме Герхарда Лампрехта «Отверженные» (Die Verrufenen, 1925). Гёцке много снимался в зарубежных постановках, в том числе в итальянском эпике «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926), британском фильме Альфреда Хичкока «Горный орёл» (1926), во французском фильме Анри Фескура «Монте-Кристо» (Monte Cristo, 1929) и других.
Отдельный интерес для российского зрителя представляет участие Гёцке в фильмах русских и советских постановщиков – в частности, он играл роль князя Меншикова в фильме Дмитрия Буховецкого «Пётр Великий» (Peter der Große, 1922) и роль немецкого полковника фон Шонау в фильме Евгения Червякова «Города и годы» (1930) по одноимённому роману Константина Федина. Последней главной ролью Гёцке стала роль профессора Цанге в советско-германской постановке Григория Рошаля «Саламандра» (1928).
С появлением звукового кино кинематографическая карьера Гёцке пошла на спад, хотя он продолжал регулярно сниматься в ролях второго плана вплоть до 1944 года, а после этого изредка появлялся на экране до начала 1960-х годов. В этот период основное внимание он уделяет работе в театре.
Бернхард Гёцке скончался в Западном Берлине 7 октября 1964 года. В посвящённом ему некрологе из ежегодника «Deutsches Buhnenjahrbuch, 1964» было сказано: «Гёцке с его резкими чертами, высоким лбом и пронзительным взглядом, высокий и стройный, был одной из самых заметных фигур среди актеров немецкого немого кино».