Лев Прыгунов
Лев Георгиевич Прыгунов
- Средний рейтинг фильмов: 6.92
- Дата рождения: 23 Apr 1939
- Имя при рождении: Прыгунов Лев Георгиевич
- Место рождения: Алма-Ата, СССР (Казахстан)
Советский и российский актёр театра и кино, художник. Заслуженный артист РСФСР (1976).
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/36389
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/17176
Его дед был священником, которого в девятнадцатом красные за волосы тащили через всю деревню по грязи на расстрел. Но деда отбили верующие. После этого он занемог и через неделю умер, и семья вынуждена была спасаться бегством. Так родители оказались сначала в Ташкенте, а потом переехали в «дикие места» на окраине Алма-Аты, куда спускались с гор фазаны, лисы, и даже волки.
У Льва Прыгунова было живое, очень веселое детство. Всегда ходил босиком, летом ноги были постоянно в жутких цыпках и разбиты. Лучше всех катался на лыжах, но у него не было лыж. Лучше всех катался на коньках — у него не было и коньков. Лучше всех катался на велосипеде - у него никогда не было велосипеда.
Отец был биологом, орнитологом и потрясающим таксидермистом - делал гениальные чучела из любой птицы. К сожалению, он погиб - разбился в горах, когда мальчику было десять лет, и умер у него на руках. Вообще детство Льва Прыгунова – это очень темная история… жил как Маугли - целыми днями в горах, птичек изучал, стихов совсем не знал, хотя мама была преподавателем литературы и он, как ему тогда казалось, был идеально подкован по «классике».
Отец оставил сыну два ружья, прекрасную библиотеку по биологии. После школы поступил в пединститут, чтобы продолжить семейную традицию. И два года отучившись на биолога, Прыгунов понял многое в своей жизни. Во-первых, он оказался невероятно влюбчивым, а во-вторых, встретил компанию, которая была умнее всех в городе, и в первый же день понял, что он был полным идиотом.
Это была интеллектуальная молодежь - студенты филфака. Любители джаза, стиляги, все, естественно, были пижонами.… И при всем при этом - блестящие знатоки литературы, поэзии, истории, кино, музыки, в основном, правда, западной. Общаясь с этой компанией, Лев Прыгунов прочитал несметное количество книг. Он открыл для себя Бунина, Куприна. Перелопатил всего Бальзака, всерьез увлекся импрессионистами, которые по тем временам считались «врагами народа» наравне с фашистами и империалистами. И, конечно же, совершенно сошел с ума от их живописи…
Понял, что педагог из него никудышный, и надо искать что-то другое, что- то свое. Спасло то, что он все очень быстро схватывал, впитывал как губка. И еще повезло, видно через гены передалось, Прыгунов всегда сторонился пионерии, комсомолии: «Мол, я занимаюсь птичками и оставьте меня в покое». И его не трогали.
Энергия изо Льва Прыгунова била ключом: он выступал в школе, читал стихи, и многие говорили: «Ты должен стать артистом». Поначалу он отшучивался: «Какая сцена, когда у меня бентамские курочки королевские?!» Но не знал, куда девать энергию, может, поэтому и решил учиться в театральном. А может, просто понял, что должен играть, что это именно его. А потом уже и созрел, и поступил в ленинградский театральный вуз.
Впервые Лев Прыгунов снялся в картине «Увольнение на берег», это был необычайно яркий дебют, и фильм у артиста стал самым любимым. Он учился на третьем курсе Ленинградского театрального института, когда получил приглашение приехать в Москву на кинопробы. Они длились долго, около полутора месяцев, последний раз пробовался вместе с Владимиром Высоцким. В конце концов, их утвердили. Высоцкий сыграл друга героя Прыгунова. Эта картина замечательная, она совершенно не устарела. Режиссер Феликс Миронер снимал в пырьевском объединении, а Пырьев почему-то возненавидел и самого Миронера, и его картину. К сожалению, когда она вышла на экран, все газеты и журналы места живого не оставили от фильма. Феликс Миронер после этого поклялся больше никогда не снимать кино.
После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1962 году Льва Прыгунова брали к себе два театра в Ленинграде, а он укатил сниматься в Москву в главной роли в картине «Утренние поезда».
В 1964 году Лев Прыгунов снялся в советско-итальянском фильме Джузеппе Де Сантиса в картине «Они шли на восток». Это был один из первых совместных кинопроектов с западом. По первоначальному замыслу роль Бадзокки должен был играть знаменитый американский актер Антони Перкинс. Однако запросы заокеанской звезды - около миллиона долларов – оказались не по карману ни «Мосфильму», ни «Галатее». Молодой Питер Фальк (ставший впоследствии известным благодаря роли Коломбо) запросил сумму в 10 раз меньше. Но его кандидатура чем-то не понравилась режиссеру. Тогда-то Де Сантису и показали фотографию Прыгунова. Режиссер потребовал срочно его найти, и Прыгунов был утвержден на эту роль.
Съемки были тяжелыми: сорокоградусная жара, теснота, бытовые неудобства. За обедом советские актеры выстраивали в длиннющую очередь, в то время как итальянские коллеги питались в отдельном вагончике. В составе советской группы был (что вполне естественно для того времени) сотрудник КГБ. Он настрого запрещал нашим актерам даже приближаться к итальянцам. Прыгунову, который снимался больше всех и, соответственно, больше всех уставал, это в конце-концов надоело. Однажды он не выдержал, сорвался - зашел в вагончик и сказал: «Теперь я буду питаться только здесь!» И сразу, по законам того времени, получил «волчий билет». И хотя после этих съемок его вновь приглашали за рубеж, но «на верху» каждый раз следовало указание: «не выпускать!»
Исключение сделали только для стран соцлагеря - в середине 60-х Лев Прыгунов снялся в румынской ленте «Тоннель». Да и туда он попал просто чудом. Режиссеру Мунтяну «доброжелатели» доложили, что Прыгунов пьяница, больной и сумасшедший. Но по счастливой случайности режиссер и актер встретились на киностудии. На предложение Мунтяну Прыгунов ответил согласием. А поскольку в те годы к власти в Румынии пришел Чаушеску, и сверху было дано указание срочно завязать какой-нибудь культурный контакт, то Прыгунову решили не чинить препятствий: «Да хрен с ним - пусть снимается!»
В период между съемками в фильмах «Они шли на Восток» и «Тоннель» Лев Прыгунов снялся в комедии Евгения Карелова «Дети Дон Кихота», где сыграл Диму Бородина - сына Петра Бородина (эту роль исполнил легендарный Анатолий Папанов). Зрители приняли картину с восторгом. Но эта работа оказалась последней на «Мосфильме». После вышеупомянутой истории с итальянцами путь на главную киностудию страны ему был закрыт. Пришлось искать счастья на других киностудиях.
Несколько лет он снимался в картинах не очень высокого уровня. Андрей Кончаловский даже как-то заметил ему: «Ты сейчас в таком дерьме играешь, я не могу тебя снимать». Единственной по-настоящему стоящей работой в эти годы стала роль в социальной ленте Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышева». Эта замечательная картина и сегодня вызывает большой интерес. В черно-белом изображении, стилизованная под хронику, она являла собой социальный срез того времени. Очень точным оказался и подбор актеров. Прыгунову досталась очень важная (хотя и второго плана) роль Антона. Главную роль исполнил замечательный Геннадий Корольков, а остальные – молодые: Геннадий Сайфулин, Ольга Гобзева, Валентина Теличкина, и уже известные: Валентина Владимирова и Василий Шукшин.
Вернуться на «Мосфильм», как это часто бывает, Льву Прыгунову помог случай. Вот, как он сам рассказывает об этом: «Когда я окончательно понял, что мне больше никогда не работать на «Мосфильме», произошло следующее: я познакомился в «Национале» с Люсиком Гардом. Это был двухметровый верзила, одесский еврей, добрый такой мужик по прозвищу Гиббон. Его два раза отмазывали от смертной казни. Так вот мы познакомились и стали дружить. Он меня спросил: «А где ты работаешь?» Я ответил: «Нигде». «А хочешь на «Мосфильм»?». Я сказал ему, что пытался, даже Герасимов пробовал помочь, но ничего не вышло. На что он спросил: «А кто такой Герасимов?». Гард был воротилой подпольного бизнеса, попросту - мафией. В 68-ом году ему удалось помочь мне вернуться на «Мосфильм».
70-е годы принесли Льву Прыгунову много различных ролей. Чаще - в удачных картинах, порой - в посредственных. Среди его наиболее известных работ: летчик «Нормандии-Неман» Ромашка в военной ленте «Освобождение», Глум в сказке «Шаг с крыши», Никифоров в сериале «Рожденная революцией», Файлов в революционной драме «Как закалялась сталь», Казанков в мелодраме «Пропавшая экспедиция»…
Два раза Лев Прыгунов снимался у замечательного режиссера Александра Михайловича Файцимера. Сначала – в 1975 году в главной роли негодяя Селецкого в детективе «Без права на ошибку». После выхода картины актер получил очень много писем от поклонниц, - судя по всему, порок тоже может быть весьма привлекательным. В 1978 году Файцимер вновь пригласил Прыгунова, на этот раз на роль «Француза» в приключенческую драму «Трактир на Пятницкой». И у этого фильма был также колоссальный успех.
Стоит, также отметить роли: Юрия Гомова в криминальной драме «Опасные друзья» (1980), Валерия Аркадьевича в мелодраме «Люблю. Жду. Лена» (1983), Гратиса в фантастической ленте «Блистающий мир» (1984), генерал-майора Доватора в военном фильме «Битва за Москву» (1985).
Еще был фильм Булата Мансурова «Картина» по роману Гранина, где актер сыграл главную и свою лучшую роль, председателя горисполкома. В картине заложена мысль о страхе, потерять национальную культуру. Герой Прыгунова уходит со своего поста, что было совсем не типично для той системы. Фильм, правда, один только раз в 1985 году показали, и он попал в какой-то непонятно чей «черный список». Актер получал письма буквально мешками. Стал даже лучшим актером года. Но потом об этом фильме забыли. Несмотря на просьбы самого Гранина, его не демонстрировали ни к 60-летию Булата Мансурова, ни к такому же юбилею Прыгунова. Это, конечно, совершенно непонятно. Потрясающий фильм - с Павлом Кадочниковым, молоденькой Еленой Цыплаковой, Майей Булгаковой, Сергеем Балашовым…
Дружба с Иосифом Бродским
У Льва Прыгунова глаза на советскую действительность открылись давно. На стене у актера висит фотография Иосифа Бродского, который держит в руках фотографию актера. Они с ним были очень близкими знакомыми, да и все друзья Прыгунова из этой же компании, литературно-поэтической богеме Питера конца 50-х — начала 60-х.
Самыми уважаемая из поэтической богемы в Ленинграде была компания: Бродский, Найман, Бобышев, Женя Рейн и Лева Лифшиц, ныне знаменитый в Америке литературовед, литератор и поэт Лев Лосев… В 1963 году Прыгунов попал в эту компанию, на третий или второй день после возвращения Бродского из Норинской.
К тому времени Прыгунов уже знал все стихи Бродского, многие наизусть, и был в него влюблен как в человека и в гениального поэта. Они были хорошими приятелями, «корешами», как говорил поэт. Прыгунов его обожал, а он ему это позволял. Тогда в маленьком кругу все его считали великим и называли «В.Р.», Великий Русский.
В 1972 году Бродский эмигрировал. И увиделись они только в 1989-м году. Тогда Прыгунов поехал за границу и три дня прожил у поэта. Замечательные дни были… Бродский присылал актеру из Америки все свои книги с автографами. Он подарил ему свою нобелевскую речь — их всего 300 экземпляров, у Льва Прыгунова 33-й экземпляр с шикарным автографом и с «печатью» его любимого кота Миссисипи.
Жизненные законы, которых придерживается Лев Прыгунов - не врать и не воровать. Это очень серьезные законы, особенно для России. А еще быть самим собой.
У актера была очень бурная молодость. У него было много страстей, но он помнит только любовь. Любовь — тихая, прочная и мощная. Страсть очень близка к ненависти и разрушению. Это болезнь, как алкоголизм, как наркомания. Страсть — это бес, грубо говоря. А любовь — это ангелы, тоже грубо говоря.
Но, слава богу, он вовремя встретил свою любимую жену Ольгу. Он ее обожает — они вместе более двадцати лет. У актера прекрасная личная жизнь. Так случилось, что он один воспитывал Романа - сына от первого брака. У него к нему особое отношение, он был отличным папой, они с сыном всегда были на равных. Немного, конечно, баловал, но вырос он не избалованным. И в жизни Роман всего добился сам, чем Прыгунов очень гордится. Сын работает в кино, он режиссер. Нынешняя супруга актера занимается тем…она жена Льва Прыгунова. Жена — это ее профессия. Правда, еще она сейчас чуть, чуть увлеклась живописью.
Сам Лев Прыгунов тоже рисует. Живопись его всегда привлекала. В 12-летнем возрасте он даже брал уроки у одной хорошей художницы, которая была в Алма-Ате в эвакуации. Потом она уехала, и его уроки прекратились. Но он учился всегда и везде. Куда бы ни попадал, находил музеи и галереи, бывал на выставках, дружил с художниками. Но никогда не предполагал, что всерьез займется этим делом. Сначала рисовать начал в перерывах между съемками. И незаметно втянулся. Свой первый профессиональный рисунок актер сделал где-то в 1971 году, когда был в Германии. Потом несколько лет был перерыв. Затем потихоньку, в редкие выходные, начал опять рисовать. А вот с 1989 года занялся живописью уже профессионально, стал членом Всемирной ассоциации художников. Работы Прыгунова оказались востребованными. Немало его работ попало в частные коллекции: в Америку, Лондон, Париж.
Он участвовал во многих выставках. А самая первая выставка прошла в 1981 году в кинотеатре «Ударник». После ее завершения директор кинотеатра на полном серьезе выдал мне справку о том, что «живописную выставку заслуженного артиста России Льва Прыгунова с такого по такое-то число посетили 350 тысяч человек». Пока художник остановился на натюрмортах. Но его мечта — портреты.
Был период в жизни Льва Прыгунова (середина 90-х), когда он немало снимался в американских фильмах. Все очень просто: актер хорошо знает английский язык, а для работы там, главное языком надо владеть абсолютно свободно. Американцы говорят очень быстро, и при любой языковой ошибке снимаемый дубль идет в брак, так как они практически не переозвучивают фильмы. Российские актеры, в большинстве своем не попадают под их правила. Лев Прыгунов в этом случае – приятное исключение.
Закон коромысла
После по сути потерянных для российского кино 90-х Лев Прыгунов вновь на экране. Сегодня жизнь актера наполнена до отказа: каждый день поздно приезжает со съемок и тут же ложится спать, постоянно хочется выспаться. А утром опять едет на съемки – фильмы, сериалы… Очень часто актера приглашают на роли военных либо государственных деятелей. Так в драме «В июне 41-го» он исполнил роль полковника Марчука, в боевике «Офицеры» - генерала Генштаба, в сериале «Девять месяцев» - министра, а в сериале «Брежнев» - Е.И. Чазова.
В те же редкие моменты, когда по какой – то причине работы все же нет, он едет в мастерскую и работает здесь. Лев Прыгунов никогда ничего не планирует. Есть древний китайский закон коромысла: когда чего-то очень хочется, надо придумать другой интерес, равновеликий, на другом конце коромысла должно быть что-то другое, равное по силе первому. И каждый день, на каждом шагу искать это коромысло. Это не дуализм, это выбор, жизненное кредо Льва Прыгунова.
Коллеги актеры называют Льва Прыгунова настоящим профессионалом. Он сам признается, что за свою карьеру с удовольствием снимался в любых фильмах — хороших и даже плохих. И не стыдится ни одной из своих ролей. Поскольку каждый раз, как положено профессионалу, выкладывается полностью. Ему действительно подвластна любая роль — как на экране, так и в жизни. Решив прочитать книги, которые не издавались в Советском Союзе, он выучил несколько языков. Взялся писать картины, и вскоре с удивлением обнаружил, что за первые же десять непрофессиональных полотен получил больше, чем за 28 лет профессиональной работы в кино. Сегодня его картины выставляются в художественных салонах, покупаются частными коллекционерами в России и за рубежом. Недавно актер начал писать стихи. Их уже набралось на целый сборник.
Интересныe факты
* Заслуженный артист РСФСР (31.12.1976).
* Народный артист РФ (08.04.2013).