Владимир Зельдин
Владимир Михайлович Зельдин
- Средний рейтинг фильмов: 7.88
- Дата рождения: 10 Feb 1915
- Дата смерти: 31 Oct 2016
- Имя при рождении: Владимир Михайлович Зельдин
- Место рождения: Козлов, Тамбовская область, Российская Империя (Мичуринск, Россия)
Российский и советский актер.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/194870
Родился в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Детство будущего актёра прошло в атмосфере любви и нежного отношения друг к другу. Мать - Анна Николаевна Попова - учительница по образованию свою жизнь посвятила семье. Отец - Михаил Евгеньевич Зельдин был музыкантом, дирижером, военном капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Помимо самого младшего Владимира в семье было ещё четверо детей: брат Юрий и сёстры Елена, Нина, Ирина.
К 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где Володя пошёл в гимназию. А в 1924 году семья стала жить в Москве. Володя продолжил учёбу в военизированной школе на Таганке (в 1930 году ученики этой школы участвовали в военном параде на Красной площади). Все дети, как и отец, были музыкальны и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.
Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта. Через четыре года Володю посетила новая мечта - профессия военного моряка, привлекшая своей романтикой, но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения. По окончании школы Владимир, потеряв к тому времени и отца, и маму, поступил учеником слесаря на завод "Опытный передатчик", но эта работа ему не пришлась по душе из-за ее нудности, однообразия и отсутствия романтики. Но...
В начале 30-х годов ХХ века Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (создан в 1923 году, в 1930 году переименован в Театр имени МОСПС, в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс, куда не надеясь особо на успех пошел сдавать экзамены Владимир Зельдин. Приемную комиссию возглавлял Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской (с 1925 по 1940 гг. руководил Театром имени МОСПС). На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят с удивлением для самого себя. Руководителем курса стал Евгений Лепковский (актёр Театра имени МОСПС), танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях. Из двадцати пяти человек, поступивших на курс, только двое стали известными актёрами: Владимир Зельдин и Николай Парфёнов. Мастерские Владимир Михайлович закончил в 1935 году.
Параллельно учебе Владимир Зельдин занимался в кавалерийском манеже, ездил верхом, получил значок "Ворошиловский всадник". Вместе с ним в манеже занимались сыновья Анастаса Микояна и Василий Сталин. Вообще, молодость Владимира Михайловича была окрашена встречами с яркими людьми: ему довелось видеть на сцене Марию Бабанову, спектакли Александра Таирова, а также Владимира Маяковского, Николая Бухарина, Александра Вертинского.
В 1938 году Зельдин переходит в Театр транспорта (ныне Театр имени Н.В. Гоголя). Здесь актёр сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: "Без вины виноватые" А. Островского (массовка), "Комедия ошибок" У.Шекспира (Антифон Сиракузский), "Коварство и любовь" Шиллера (Фердинанд). В 1940 году ассистентка режиссера Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта "Генеральный консул", где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. Состоялась их первая встреча. В результате Иван Александрович пригласил Владимира Михайловича на главную роль (пастуха Мусаиба Гатуева) в свой новый фильм "Свинарка и пастух". Это был уже второй фильм Зельдина, а дебютировал он в картине Григория Рошаля "Семья Оппенгейма". "Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу.", - вспоминает В.М. Зельдин.
Уже во время съёмок фильма в июне 1941 года на Домбае Владимира Михайловича и всю съёмочную группу настигла новость о начале войны. Через несколько дней после возвращения в Москву ему пришла повестка с направлением в танковое училище, но меньше, чем через месяц вышел приказ министра кинематографии о продолжении съёмок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на "Мосфильм" с выдачей брони до окончания съемок. Это, правда, не означает, что защита Родины ограничилась лишь искусством. По ночам, когда фашисты бомбили Москву, Зельдин в числе многих горожан дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы, оберегая дом от возможного пожара.
Съёмки продолжались практически до конца 1941 года. Сцены на ВДНХ снимались в перерывах между авианалётами. В фильме война нашла своё отражение через песню "Хорошо на московском просторе", ставшую истинным украшением картины.
По окончании съёмок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией "Мосфильм" в эвакуацию в Алма-Ату. Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В сезоне 1942-1943 гг. В.М. Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. Здесь он сыграл одну из любимых своих ролей - Теодоро в "Собаке на сене" Лопе де Вега. Из Алма-Аты театр, а вместе с ним и Владимир Михайлович, переехал в Чимкент. Вот как он сам говорит о том времени: "На мое поколение, почти целиком выбитое войной, пришлось много всяких испытаний, несчастий. Но почему-то они нас не испортили. Нас жизнь эта, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, все время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы". В 1943 году Зельдин вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.
В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии. Дебют оказался феерическим, спектакль более, чем успешным, и за следующие тридцать лет более 1000 раз Зельдин блистал в роли Альдемаро, а Театр Армии стал для него домом и остаётся им по сей день. После одного из спектаклей к нему в гримёрку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссёрский опыт артиста, когда Владимир Михайлович сам подготовил молодёжный состав во главе с Фёдором Чеханковым и передал спектакль по наследству. Владимир Зельдин не изменил Театру Армии за шестьдесят лет, хотя Михаил Царев звал его к себе в Малый театр, а Рубен Симонов - в Вахтанговский, став одним из ведущих артистов ТА, его флагманом, сыграв множество прекрасных ролей, в том числе барона Мюнхгаузена в "Комической фантазии о жизни и смерти знаменитого барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена" Г. Горина. Часто Зельдин ездил с военно-шефскими концертами по стране и за рубеж, среди прочего были поездки в Афганистан. "Жить на сцене, а не притворяться живущим - вот в театре самое трудное. В профессии актёра без любви делать нечего. Без любви не будет ничего, не достичь никаких результатов. Ты можешь быть как угодно популярен, известен, даже богат, но, если ты не любишь вот этот самый первый выход на сцену, если не волнуешься от этого, не тратишься, если, вспоминая, что вечером у тебя спектакль, ты скучнеешь, никакой ты не актер", - суммирует прожитое в театре Владимир Зельдин.
Сложилась у Владимира Михайловича и кинокарьера после "Свинарки и пастуха" он снялся в ещё одном фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской". Позже были еще две яркие роли - профессор Серебряков в фильме А.С. Кончаловского "Дядя Ваня" по пьесе А.П. Чехова и Судья в фильме С. Говорухина "Десять негритят", снятого по роману Агаты Кристи.
В Театре Российской Армии (ЦАТРА) играл главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи» (постановка Ю. Гусмана), поражая зрителей блестящей физической, актёрской и вокальной формой (спектакль был поставлен к 90-летию В. М. Зельдина в 2005 году), а также главную роль в спектакле «Танцы с учителем». Кроме того, был занят в спектакле «Приглашение в замок» Ж. Ануя (постановка А. Бурдонского) в роли Мессершмана и в музыкальном спектакле «Давным-давно» А. К. Гладкова (постановка Б. Морозова) в роли Кутузова.
В Театре «Модерн» играл Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского (постановка Б. Щедрина), где его партнёршей выступала Н. Тенякова.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете Олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю Олимпиад. Рекорд был побит 7 декабря этого же года в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель А. Каптаренко.
Свой 100-летний юбилей встретил на сцене Театра Российской армии.
Свой 101-й день рождения актёр встретил на сцене родного театра, где сыграл главную роль в посвящённом ему спектакле «Танцы с учителем».
10 сентября 2016 года принимал участие в концертной программе на Красной площади при праздновании 869-летия столицы.
Никогда не отказывал журналистам в интервью. Был поклонником футбольного клуба ЦСКА.
Скончался 31 октября 2016 года в 9 часов утра на 102-м году жизни в НИИ скорой помощи им. Н. Склифосовского. Причиной смерти стала полиорганная недостаточность. Соболезнования родным актёра выразил Президент России В. Путин.
Церемония прощания состоялась 3 ноября 2016 года в Театре Российской армии, там же прошло и отпевание. Актёр был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище Москвы.
СЕМЬЯ
Отец — Михаил Евгеньевич Зельдин (1876—1928), выпускник Московской консерватории, тромбонист и дирижёр, капельмейстер духового оркестра, расквартированного в Козлове 39-го Томского пехотного полка, с 1918 года — директор музыкальной школы (народной консерватории) в Козлове. Будучи выходцем из еврейской семьи, для того, чтобы получить музыкальное образование, принял православие. В качестве дирижёра симфонического духового оркестра Языковской суконной фабрики М. Ф. Степанова участвовал в грамзаписи сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига для фирмы «Артистотипия» в Киеве.
В 1922 году организовал и возглавил первый в Твери профессиональный симфонический оркестр.
Мать — Анна Николаевна Зельдина (в девичестве Попова, 1884—1931), домохозяйка. Помимо самого младшего Владимира, в семье было ещё четверо детей — брат Юрий (Георгий, 1908—1935) и сёстры Елена (от первого брака отца), Нина, Ирина.
Первая жена (1939—1940) — Людмила Мартынова. В 1940 году уехала в Ялту. Их общий сын умер в 1941 году.
Вторая жена — Генриетта (Гитя) Тимофеевна Островская (1921—1971), актриса, заслуженная артистка РСФСР 1968, снималась с мужем в фильме «Учитель танцев»[28]. Брак с первыми двумя жёнами не регистрировался.
Третья жена (1964—2016) — Иветта Евгеньевна Капралова (Зельдина) (1933—2017), похоронена вместе с мужем на Новодевичьем кладбище. Жил с супругой в 28-метровой квартире, арендовал дачу в Серебряном бору.
Интересныe факты
* Заслуженный артист РСФСР (1954).
* Народный артист РСФСР (1959).
* Народный артист СССР (1975).