Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Владислав Стржельчик

Владислав Стржельчик

16780 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.62
  • Дата рождения: 31 Jan 1921
  • Дата смерти: 11 Sep 1995
  • Имя при рождении: Владислав Игнатьевич Стржельчик
  • Место рождения: Петроград, Советская Россия (Санкт-Петербург, Россия).

В избранном у (8)

George1984 thumb george1984
Tektonic thumb TEKTONIC
Miirser thumb Ирина
Verrunchik thumb Verrunchik
Ninanika thumb ninanika
Torgaddon thumb Torgaddon
Profess thumb Profess
Helen cron thumb Helen

Советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/190103

Владислав Стржельчик родился в Петрограде, куда его отец Игнатий Петрович, выходец из Польши, поселился в Петербурге в начале XX века. Его отец был инженером, а мать работала в Эрмитаже. Владислав был поздним ребенком, рос обыкновенным шалопаем, обожал сладости, учился средне и уже в школе мечтал о театре. Он поступил в театральную студию при Большом драматическом театре. Когда началась Великая Отечественная война, Владислав Стржельчик был призван в армию, служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях.
Часто актёр вспоминал голод и холод тех дней. Тогда свой паёк он умудрялся привозить родителям, пока они жили в блокадном городе. Добирался до Ленинграда за 30 километров - то на попутках, то пешком, нередко попадая под обстрел. Этого ужаса голода актёр не мог забыть никогда. Видимо, поэтому у него выработалась привычка набивать холодильник продуктами: покупал все обязательно впрок и в огромных количествах.
После войны в 1947 году Владислав Стржельчик окончил школу-студию при Ленинградском Большом драматическом театре, где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин.
С 1948 он стал актёром Ленинградского БДТ им. Максима Горького, сегодня - им. Г. Товстоногова.
В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из ничего», после чего следовал амплуа героя-любовника в других спектаклях. Люди, измученные войной и блокадой и восстанавливающие разрушенный город, как дети воспринимали иную, фантастическую жизнь, где веселье бьет фонтаном, и где нет места суровой действительности. Солидная публика ходила в Александринку, на «Стариков», а в БДТ валом валила молодежь, в основном женского пола, на обольстительного Стржельчика. Так первый успех и известность пришли к актёру: критика отметила его Грекова в спектакле «Враги». Затем был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с кувшином», в «Слуге двух господ», в «Разоблаченном чудотворце».
Среди лучших ролей, сыгранных на сцене Большого драматического, — Цыганов в «Варварах» М. Горького, Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова, Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера, Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Тендрякова, комическая роль князя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. Цагарели, Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.
В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить себе опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил или с недоученной ролью, или забывал реплики, или неточно следовал режиссёрскому рисунку. Отношение к делу, для него священному, неизменно оставалось скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме, всегда в голосе - профессионал не может позволить себе посадить голос, выпить накануне спектакля. Актёр переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно драматическим характерам - Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах», Кулыгина в «Трех сестрах».
Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые критики Стржельчика относят эту роль к шедеврам, к вершине его творчества. Образ 90-летнего старика оказался настолько богатым по фактуре и философскому содержанию, что ему была уготована долгая жизнь на сцене БДТ, целых четверть века. Менялись партнеры Владислава Игнатьевича - блистательные Басилашвили и Ивченко, но именно на нём спектакль держался и неизменно шел с огромным успехом.
Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в «Хануме». Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны чуть ли не каждое слово и жест артиста.
С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актёров, кто строго подчинялся логике. Ольга Андровская говорила, что артисты должны на сцене взаимодействовать по принципу «петелька-крючочек». Владислав Игнатьевич был фантастическим партнёром, чувствовал партнёра, шёл от него. В спектакле «Этот пылко влюбленный» с Алисой Фрейндлих всё строилось на блистательном партнёрстве. Что они выделывали на сцене! Хотя они — очень разные индивидуальности, но они дружили, Стржельчик был даже крёстным Алисиного внука.

Владислав Стржельчик занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа, с 1966-го — в Ленинградском институте культуры (с 1970 года — на кафедре музыкальной режиссуры).

В кино Владислав Стржельчик дебютировал в эпизодической роли в военной драме Юлия Райзмана «Машенька» (1942). Ролей у Владислава Стржельчика в кино немало, роли настоящие, в которых для актёра важны были личность, стереоскопия, объём. В публицистическом фильме Владимира Чеботарева «Как Вас теперь называть?» (1966, Бруно Готтбург) требовал от актёра лаконизма и точности.
Он создаёт потрясающий образ русского генерала, образованного, воспитанного, честного человека в фильме Евгения Ташкова «Адъютант Его превосходительства» (1969, генерал Ковалевский) по своей форме это произведение камерное, несмотря на масштабность темы. Значит, оно и потребовало от актёра иной стилистики, подробностей, деталей в характеристике героя. И в нём нельзя играть так же, как в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965, Наполеон Бонапарт), где сам характер философски-обобщённый исключает необходимость подробностей.
Разные краски, разные характеры. Иван Павлович Яичница из комедии Виталия Мельникова «Женитьба» (1977), Антуан Петипьер Нонанкур, отец невесты в мюзикле Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» (1974) и Вано Пантиашвили из мюзикла Георгия Товстоногова «Ханума» (1978), бесноватый маньяк, атаман Дутов в драме Шакена Айманова «Конец атамана» (1970), и римский правитель из драмы Юлия Райзмана «Визит вежливости» (1972), авантюрист Нарышкин, что разгуливал на руках по парапету Эйфелевой башни из боевика Эдмонда Кеосаяна «Корона Российской империи» (1970). Или Каретников в дилогии Евгения Ташкова «Преступление: Нетерпимость» (1976), не слишком ли обаятелен его герой - интеллигентный хапуга? Но у Стрежельчика всё продумано заранее, вычислено психологически и социально, он стремился к тому, чтобы Каретников внушал симпатию, ему хотелось предупредить - это мы сами создаем «удобный климат» для таких вот Каретниковых. Они расцветают на почве невзыскательности, ротозейства, короче, на наших недостатках.
Замечательный человек, выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев в драме Даниила Храбровицкого «Поэме о крыльях» (1979). Поразительный характер, масштабный, яркий! Роль благодатная, но очень сложная.
Последними фильмами, что вышли на экран с его участием были комедия Яна Фрида «Тартюф» (1992) и драма Александра Белинского «Провинциальный бенефис» (1993).
Фильмография Владислава Стржельчика за период с 1942 по 1993 год составила 96 фильмов.

По театру о Владиславе Стржельчике ходили всякие сплетни, шушукались, что он не пропускает ни одной хорошенькой женщины. Он был дамским угодником! Обожал женщин, обращался к ним не иначе как: «Солнце мое!» У каждой знакомой при встрече обязательно спрашивал, как дела, как дети. При этом сам был очень ревнивым человеком, прямо – таки собственником. Мое - и точка! А может быть мужчина и должен быть таким…? Но свою жену Людмилу он обожал.
Его жена Шувалова Людмила Павловна была актрисой и режиссёром Большого драматического театра. Для неё Владислав Игнатьевич составлял смысл жизни, в которой всё подчинялось только его интересам. У Стржельчиков царили уют и педантичный порядок. Накрахмаленные салфеточки, шикарный фарфор, все подобрано по цветам. Им было дано, что называется, искусство жить - art de vivre. Они умели жить красиво. Владислав Игнатьевич любил, чтобы нигде не было ни пылинки, и Людмила Павловна была фантастической хозяйкой: стекла блестели так, как будто их нет, зеркала сияли, в них можно было войти. В Петербурге было много красивых домов, но дом Стржельчиков отличался тем, что там все было изысканно. Старинные вещи - все неслучайные, никакого хлама.
Владислав Стржельчик очень любил природу и на выходные стремился туда обязательно вырваться. Сначала девять лет семья Стржельчик ездила в настоящую первобытную глухомань: в Приозерском они купили финский домик на берегу красивого озера, тогда там не было даже электричества.
Жарили шашлыки на берегу, ездили на рыбалку, ходили в лес за грибами, на катере гоняли по озеру. К сожалению, с хуторком пришлось расстаться - очень утомительная дорога. Тогда взяли участок поближе к городу, под Петергофом, в поселке Мартышкино. Стржельчики любили свою дачу: ухаживали за садом, косили траву, убирали листья. Но шли годы: старели, стало трудно с домом справляться. И наконец с грустью решили, что надо переезжать на казённую дачу в Репино, где не будет таких забот.
У него от первого брака есть дочь Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова. Ещё у него есть сыновья - Дмитрий Исаев (1973), известный артист театра и кино, Илья Владиславович, артист театра и кино, Волков Евгений Владиславович (1954), доцент СПбГУ.
Однажды Владислав Стржельчик вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял, что забыл. Это был чёткий симптом болезни. Страшный диагноз-приговор - рак мозга. Сгорел Владислав Игнатьевич очень быстро. С момента начала болезни до его смерти прошло семь месяцев. Владиславу Стржельчику сделали тяжелейшую операцию, которая так и не принесла облегчения. Уход актёра из жизни был страшным, мучительным. В театре все в один голос говорили: «В это невозможно поверить! Кто угодно, только не Владик». Он был сама жизнь! Смерть и он совершенно не вязались друг с другом.
Владислав Стржельчик был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Интересныe факты

* Рост - 1.80 м.
* 1943 - Медаль «За оборону Ленинграда».
* 1944 - Медаль «За боевые заслуги».
* 1954 - Заслуженный артист РСФСР.
* 1965 - Народный артист РСФСР.
* 1971 - Лауреат Государственной премии РСФСР за роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале «Адъютант его превосходительства»).
* 1974 - Народный артист СССР.
* 1981 - Кавалер Ордена Октябрьской Революции.
* 1985 - Орден Отечественной войны II степени.
* 1988 - Орден Ленина.
* 1988 - Герой Социалистического Труда.
* 1989 - Лауреат Премии Международного драматургического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры».
* В 1986—1991 годах — член правления, с октября 1991 года — секретарь Правления Союза театральных деятелей РСФСР.
* 1995 - Лауреат Премии мэрии Санкт-Петербурга.
* 1996 - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (посмертно).
* 1997 - В Санкт-Петербурге на доме, где жил Стржельчик (улица Бассейная, 47), была установлена мемориальная доска.
* 1998 - В память об актере в Санкт-Петербурге была учреждена Независимая театральная премия имени В. И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит каждый год 31 января.

написала ninanika @ Wed, 14 Oct 2015 21:12:11 +0300

Кинофильмы

Тартюф
Комедия, Музыка
Гардемарины, вперед!
Исторический, Приключения
Тайна Снежной королевы
Фэнтези, Приключения
Время желаний
Драма, Мелодрама
Остров сокровищ
Приключения
Фронт в тылу врага
Драма, Исторический
Россия молодая
Драма, Исторический
Благочестивая Марта
Комедия, Мелодрама
Поэма о крыльях
Драма, Исторический
Женитьба
Комедия
Фронт за линией фронта
Драма, Исторический
Ханума
Комедия
Звезда пленительного счастья
Драма, Исторический
Соломенная шляпка
Комедия, Музыка
Приваловские миллионы
Драма, Исторический
Меченый атом
Детектив, Приключения
Освобождение
Драма, Исторический
Война и мир
Драма, Мелодрама
Майор Вихрь
Драма, Приключения
Гранатовый браслет
Драма, Мелодрама
Машенька
Драма, Мелодрама