Дэвид Моррисси
David Morrissey
- Средний рейтинг фильмов: 7.71
- Дата рождения: 21 Jun 1964
- Имя при рождении: David Mark Morrissey
- Место рождения: Эвертон, Ливерпуль, Англия, Великобритания
Британский актёр, режиссёр, сценарист.
Кинопоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/14493
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0607375
Дэвид Моррисси родился в Кенсингтоне. Он стал четвёртым ребёнком (после братьев Тони и Пола и сестры Карен) в семье сапожника Джо Моррисси и Джоан, работавшей в одном из магазинов розничной торговли Littlewoods. Они жили в доме 45 по Селдон-стрит в Кенсингтоне; в рамках проекта «Восемьсот жизней» Национальных музеев Ливерпуля Дэвид писал, что дом принадлежал его семье с начала ХХ века, там состоялась свадьба его бабушки и родилась его мать. В 1971 году их семья переехала в большой и современный дом в поместье Кнотти Эш, а дом на Селдон-стрит впоследствии был снесён.
Дэвид с детства интересовался кино и телевидением, в особенности — мюзиклами Джина Келли. После телетрансляции фильма «Кес» Кена Лоуча в 1969 году юный Дэвид Моррисси решил стать актёром. Мисс Келлер, учительница начальной школы Сент-Маргарет Мэри, взяла одиннадцатилетнего Моррисси на роль Страшилы в детской постановке «Волшебника из страны Оз». Вскоре после этого Келлер покинула школу, оставив Моррисси без поддержки. В его средней школе не было театрального кружка, а из-за страха издевательств со стороны одноклассников он отказался брать уроки. По совету одного из двоюродных братьев он присоединился к молодёжной труппе ливерпульского театра Эверимен, где в течение первых нескольких недель проявил мало участия. Его первым спектаклем стала постановка пьесы Fighting Chance о беспорядках в Ливерпуле. В 14 лет Моррисси был одним из двух самых молодых актёров, включенных в состав совета театра. Одним из его современников был Ян Харт, с которым Моррисси дружил с пяти лет, а также Марк и Стивен Макганны и Кэти Тайсон. Моррисси подружился с братьями Макганн, которые познакомили его со своим братом Полом, когда тот учился в Королевской академии драматического искусства.
Когда Дэвиду было 15 лет, у его отца обнаружили последнюю стадию заболевания крови. Спустя некоторое время он умер от кровоизлияния в возрасте 54 лет.
Актёрская карьера
«Одно лето» и учёба в академии
В 1982 году Моррисси получил роль в телесериале Вилли Рассела «Одно лето» о двух ливерпульских мальчиках, на одно лето сбежавших в Уэльс. Рассел много лет работал в театре Эверимен, и Моррисси часто видел его за барной стойкой на первом этаже театра, однако оба не были знакомы друг с другом. Прежде, чем получить роль, Моррисси прошёл по меньшей мере восемь прослушиваний, в одном из них читая текст своего персонажа Ики против Пола Макганна, читавшего роль Билли. Макганн, который на пять лет старше Моррисси, посчитал, что он слишком взрослый для шестнадцатилетнего подростка, и отказался, потому роль ушла к восемнадцатилетнему Дэвиду. Его коллегой стал Спенсер Ли, получивший роль Ики, а Ян Харт сыграл второстепенную роль Рэббита. На этот счёт у Рассела возникли разногласия с режиссёром Гордоном Флеммингом и продюсером Китом Ричардсоном, которые считали, что восемнадцатилетние актёры слишком взрослые для их ролей и сочувствие зрителя сбежавшим героям уменьшится, когда он увидит взрослых актёров. В итоге имя Рассела было убрано из титров во время трансляций серий. После съёмок «Одного лета» Моррисси на пять месяцев уехал в Кению вместе с двоюродными братьями. По возвращении в Великобританию «Одно лето» стартовал в эфире, а Моррисси приобрёл известность как актёр.
Моррисси планировал поступить в Королевскую академию драматического искусства в Лондоне, но его коллеги в Эверимене отговаривали его. Один из актёров «Одного лета» убедил Дэвида в обратном, и тот в течение года уехал в Лондон и поступил в академию. Он стал тосковать по дому и не был в восторге от методов обучения, делающих из него «пресного актёра», потому во время визита в Ливерпуль поделился с матерью Пола Макганна, что планирует оставить учёбу. Вернувшись в Лондон, Моррисси встретился с Макганном, который убедил его продолжить обучение, заверив, что чувствовал себя так же, уехав из дома. Моррисси продолжил учёбу и закончил академию 1 декабря 1985 года.
Театр и первые телевизионные роли
Закончив академию, Дэвид Моррисси вернулся в Ливерпуль, где сыграл в спектакле WCPC в театре Ливерпуль Плэйхаус. Его следующими работами стали «Сид» и «Двенадцатая ночь» в театре Cheek by Jowl и в течение двух лет — шекспировский проект Royal Shakespeare Company (RSC), где в 1998 году он играл Бастарда в «Короле Иоанне». Роль стала для него обучающей, поскольку он, учась в академии, часто задавался вопросом, сможет ли он сыграть в классическом театре. Бастарда в его исполнении окрестили самым спорным воплощением в постановке; Моррисси получил негативные отзывы от Daily Telegraph и The Independent и положительный от Financial Times. Николас де Йонг из The Guardian писал: «Бастард, у которого самый сложный синтаксис из раннего Шекспира, наполовину сразил Дэвида Моррисси. Его невнятная, местами непонятная манера выражаться способствует умалению достоинств Бастарда, а орущие увещевания производят впечатление простого притворства, а не жестокого разговора начистоту». Одно время Моррисси провёл в Национальном театре, где сыграл главную роль в «Пер Гюнте» в 1990 году; его исполнение похвалил Майкл Биллингтон (англ.) В тот период Моррисси жил в Уайт-сити на востоке Лондона, где он и его соседи были частыми жертвами ограблений.
В 1987 году Моррисси получил вторую роль на телевидении, сыграв восемнадцатилетнего водителя Джорджа Боумана, который убивает своего работодателя, будучи одержимым его женой, в адаптации пьесы Терренса Рэттигана Cause Célèbre. В конце 1980-х годов Моррисси познакомился с режиссёром Джоном Мэдденом. Мэдден взял его в свой фильм The Widowmaker на роль обычного парня, который оказывается серийным убийцей. В 1991 году Моррисси сыграл Тесея в эпизоде сериала «Сказочник» (в России транслировался также под названием «Мифы древней Греции»), также срежиссированного Мэдденом; в том же году — роль Маленького Джона в фильме Джона Ирвина «Робин Гуд». Релиз «Робин Гуда» совпал с релизом фильма «Робин Гуд: Принц воров» с Кевином Костнером в главной роли, который стал хитом, а фильм Ирвина был забыт. В течение восьми месяцев после выхода фильма Моррисси оставался без предложений, пока не получил небольшую роль полицейского в Clubland режиссёра Лауры Симс. Он чуть не потерял роль, когда во время репетиций у него разорвался аппендикс; в итоге он снимался, не успев снять швы после операции.
В то время Моррисси пытался избежать тривиальных ролей полицейских или солдат, но его роль в The Widowmaker привела к тому, что он начал получать предложения навязчивых характерных ролей; он сыграл полицейского в «Чёрном и голубом», «Капкане», «Между линий» и «Громе среди ясного неба», а в 1996 году — военнослужащего Энди Макнаба в картине «Единственный уцелевший» Пола Гринграсса. Будучи занятым в сериале «Гром среди ясного неба», Моррисси познакомился со сценаристом Питером Боукером. В 1994 году сыграл таможенника Джерри Бирча в первом сезоне сериала «Стук» и Стивена Финни в мини-сериале ITV «Финни». В последнем Моррисси исполнил роль, изначально сыгранную Стингом в «Грозовом понедельнике» 1988 года. Он был первым претендентом на роль и для съёмок научился играть на контрабасе.
1990-е: первые крупные роли
1990-е годы стали периодом становления Дэвида Моррисси в качестве актёра главных ролей. Первой главной ролью стала роль Майкла Райда в драме Тони Маршана Into the Fire 1996 года; в следующем году — роль Шона Саутерна в сериале BBC Holding. Саутерн, нечестный налоговый инспектор, стал первым из «запутавшихся людей», которых сыграл Моррисси за свою карьеру; в следующем году он принёс актёру номинацию за лучшую мужскую роль на премию Королевского телевизионного сообщества. В 1998 году он появился в сериале «Наши общие друзья» (англ.) вместе с Полом Макганном. Будучи поклонником оригинального произведения Чарльза Диккенса, Моррисси спросил у режиссёра Джулиано Фарино разрешения сыграть Юджина Райбёрна, но эту роль получил Макганн, а Морисси — роль учителя Брэдли Хедстоуна, что поначалу не устроило Моррисси. Он прочёл сценарий и взял роль потому, что этот персонаж был его нелюбимым и все его поступки, приведшие к психическим проблемам, мотивированы его социальным положением. Рецензент The Guardian писал, что Моррисси проявил «беспрецедентную глубину персонажа, который чаще изображается в качестве очередного отвратительного диккенсовского мерзавца». В том же году актёр сыграл Кристофера Финци в фильме Ананда Такера (англ.) «Хилари и Джеки». Роли в «Наших общих друзьях» и «Хилари и Джеки» Зои Уильямс из The Guardian назвала «прорывом» для Дэвида Моррисси.
В 1999 году, впервые за девять лет, Дэвид Моррисси вернулся в театр, сыграв Пипа/Тео в пьесе «Три дня дождя» с Колином Фёртом и Элизабет Макговен. Он отказался от нескольких ранее принятых предложений театральных ролей, так как не хотел на длительное время расставаться с семьёй. Писатель журнала Time Out Джейн Эдвардес предположила, что роль Киффлера в «Хилари и Джеки» вдохновила Моррисси на роль Пипа в «Трёх днях дождя», так как оба героя схожи друг с другом. Моррисси получил роль потому, что пьеса начиналась с длинной речи, а у актёрского состава было всего две недели на репетицию. После «Трёх дней дождя» в 2000 году Моррисси вместе с Дэниелом Крэйгом и Келли Макдональд снялся в драме «Голоса», сыграв Пита — страдающего шизофренией брата Рэя, которого сыграл Крэйг. В качестве подготовки к роли Моррисси изучал характер Пита, шеф-повара по профессии, наблюдая за поварами ресторана Terrace в лондонском Кенсингтоне, а также по два часа в день нарезая овощи дома. Обозреватель The Independent назвал его «инстинктивным актёром, который для передачи внутреннего беспорядка может пользоваться всем своим телом». Для следующей своей роли, нацистского капитана Вебера в «Выборе капитана Корелли» (в оригинале — «Мандолина Капитана Корелли», 2001), Моррисси занимался изучением гитлерюгенда и прочёл биографию Альберта Шпеера авторства Гитты Серени. Уже традиционно для своих ролей Моррисси выстроил обширную предысторию и для персонажа капитана Вебера.
Он вернулся на телевидение в 2002 году, сыграв в сериале Clocking Off роль заводского рабочего Фрэнни Ротуэлла, который хочет усыновить ребёнка своей покойной сестры; The Independent отозвался об игре Моррисси как о характерно мощной. В том же году он сыграл журналиста Дэйва Дьюстона в четырёхсерийном фильме Murder и тюремного надзирателя Майка в телефильме Out of Control. Перед тем, как сыграть надзирателя, Моррисси в течение недели следил за тюремными служащими в учреждении для несовершеннолетних правонарушителей. В начале 2003 года он появился в роли Ричи Макгрегора в фильме This Little Life — истории о супружеской паре, у которой рождается недоношенный ребёнок. Хотя персонаж Моррисси — муж и отец главной героини — не был в центре внимания, он изучал тему преждевременных родов, беседуя с педиатрами в больнице Royal Free Hospital в Хэмпстеде.
Начало 2000-х: успех у критиков
Следующей заметной ролью Моррисси стал член Парламента Стивен Коллинз в телесериале 2003 года «Большая игра». Его увлёк сценарий первых трёх эпизодов, и он попросил остальные, которые на тот момент ещё не были завершены, но Пол Эббот, создатель сериала, рассказал ему, чем заканчивается история Коллинза. В качестве подготовки к роли друг Моррисси, режиссёр Пол Гринграсс, посоветовал ему узнать о работе правых политиков изнутри. Моррисси связался с Хилари Беван Джонс, продюсером «Большой игры», которая организовала для него встречу с членами специального комитета Кевином Бэрроном и Фабианом Гамильтоном. Оба разъяснили Моррисси о том, как трудно добираться в Лондон из округа за пределами столицы. Кроме этого, в течение двух недель Моррисси удалось понаблюдать за членом Палаты общин Питером Мандельсоном, расспросить его о работе в кабинете министров. Мандельсон рассказал ему о том, как быстро политика может «соблазнить» членов Парламента, которые упорно трудились, чтобы туда попасть.
В том же году актёр сыграл премьер-министра Великобритании Гордона Брауна в фильме «Сделка», рассказывающем о пакте 1994 года между Гордоном Брауном и Тони Блэром. Готовясь к съёмкам, Моррисси заметил, что политики не проявляли желания разговаривать с ним о фильме, основанном на реальных событиях, потому он обратился к журналистам Джону Сноу и Симону Хоггарту. Также он побывал в родном городе Брауна, Керколди, изучил несколько биографий, в том числе документальные фильмы Росса Уилсона о выборах 1997 года. Во время бесед с множеством друзей Брауна Моррисси выяснил, что его персонаж — с чувством юмора, обаятельный и легко идущий на контакт, чего он не заметил в публичном имидже Гордона Брауна. Первоначально режиссёр Стивен Фрирз планировал взять на роль Брауна шотландского актёра, но другие члены съёмочного коллектива убедили его взять Дэвида Моррисси.
Роли в «Большой игре» и «Сделке» принесли ему признание критиков. За роль Коллинза он был номинирован на премию Британской телевизионной академии в категории «Лучший актёр», но проиграл Биллу Найи; его игру в «Сделке» оценили бывший политический консультант Гордона Брауна Чарли Уиллан и Тим Алан, заместитель пресс-секретаря Тони Блэра. BBC News Online раскритиковали сам фильм, но оценили работу Моррисси. Актёр получил премию Королевского телевизионного сообщества в номинации «Лучший актёр», на этот раз победив Билла Найи. Жюри отозвалось о Моррисси следующим образом: «Мощь этой игры привнесла на экран в жизнь все черты человека, роль которого он исполнил так, чтобы это было и правдоподобно, и убедительно». В 2009 году Моррисси отклонил предложение повторить роль в фильме «Особые отношения», опасаясь закрепиться в памяти зрителей только в роли Гордона Брауна.
После успеха в роли политиков Моррисси был готов играть комедийные роли. Результатом этого стала его роль в музыкальном сериале «Блэкпул», где он снова работал со сценаристом Питером Броукером; Морррисси сыграл Рипли Холдена — высокомерного владельца зала игровых автоматов. Броукер был знаком с Моррисси по сериалу «Гром среди ясного неба». Перед началом съёмок актёр в течение четырёх дней общался с местными жителями Блэкпула, выясняя, как работают залы игровых автоматов. The Daily Telegraph назвал Моррисси «мощной смесью едва сдерживаемой опасности, уязвимости и мальчишеского очарования». По итогам опроса, проведённого сайтом BBC, Морррисси занял второе место в списке лучших актёров 2004 года. В 2006 году он вернулся в телефильме под названием «Виват, Блэкпул!»; актёр признался, что после драматических ролей был рад возвратиться к Рипли.
Середина 2000-х: дебют в Голливуде и второстепенные роли
В течение двух последующих лет Дэвид Моррисси принял участие в крупных проектах. Во время съёмок в 2005 году фильма «В дурмане», повествующего об основателе рок-группы The Rolling Stones Брайане Джонсе, Моррисси получил главную мужскую роль психиатра Майка Гласса в фильме «Основной инстинкт 2». Он прилетел в Лос-Анджелес на шестидесятиминутную пробу с Шэрон Стоун, которая прошла успешно и была продлена ещё на час, после чего роль отошла Моррисси. Моррисси понравился как первый фильм, так и сценарий сиквела; готовясь к экранному образу психиатра, он читал профильную литературу и занимался в тренажёрном зале для обнажённой сцены фильма. Фильм провалился в прокате. В обзоре The Washington Post Моррриси был назван «растяпой» и явно блеклым на фоне Стоун, а позже в газете Los Angeles Times тот же критик назвал причиной тому тот факт, что Моррисси не был кинозвездой и искра между ним и Стоун была подпорчена. Нэйтан Рабин из The A.V. Club написал, что харизма Моррисси сравнима с бежевыми обоями, и что создатели фильма «могли бы в середине действа заменить его красивой вешалкой из красного дерева и никто бы не заметил разницы». Разгромные отзывы расстроили Моррисси, он принял во внимание высказанные критиками ошибки и некоторое время позднее отказывался от предложений.
Едва успев закончить сниматься в «Основном инстинкте 2», актёр приступил к съёмкам в триллере Стивена Хопкинса «Жатва». Моррисси сыграл учителя Дага Блэквелла; роль была предложена ему довольно поздно, на стадии подготовки к съёмкам, и он вылетел в Батон-Руж, штат Луизиана, в следующий понедельник после того, как закончились съёмки «Основного инстинкта 2». Он согласился на роль будучи поклонником Хилари Суонк и предыдущего фильма Хопкинса «Жизнь и смерть Питера Селлерса». Через неделю после начала съёмки прервались из-за урагана Катрина. Сам съёмочный процесс Моррисси посчитал довольно сложным, в частности, трёхнедельные съёмки ночной сцены, в которой его героя атакует саранча, хотя большая часть была добавлена после при помощи компьютерной графики. Фильм вышел в кинотеатры в 2007 году и собрал прохладные отзывы, однако, несмотря на уже вторую неудачу в Голливуде, Моррисси был благодарен за предоставленную ему возможность.
В марте 2006 года Дэвид присоединился к актёрскому составу фильма «Мой домашний динозавр» в Новой Зеландии. Находясь там, он получил предложение на роль в телесериале «Медоуленд» — истории о семье, которая по программе защиты свидетелей переезжает в странную деревню. Он подписал контракт на семь эпизодов в сентябре 2006 года и до конца года завершил участие в съёмках; на экраны Великобритании и США сериал вышел в 2007 году. В том же году Моррисси сыграл роль полковника Кристофера Брэндона в сериале «Разум и чувства». Когда он впервые получил сценарий, он не был уверен, нуждается ли британское телевидение в ещё одной адаптации романа Джейн Остин, но согласился на роль, увидев, что сценарист Эндрю Дэвис (англ.) выделил больше экранного времени персонажам-мужчинам по сравнению с кинофильмом 1995 года. В 2008 году он также сыграл Томаса Говарда, герцога Норфолка в картине «Ещё одна из рода Болейн»; Моррисси сравнил своего персонажа с басистом группы Motörhead Лемми и, готовясь к роли, читал книги по истории и литературе XVI века.
Карьера режиссёра
«Режиссура помогает понять, насколько сложен труд других людей» – Дэвид Моррисси о работе режиссёра.
Азы режиссуры Дэвид Моррисси постиг ещё в начале 80-ых, когда занимался в художественной студии по программе обеспечения занятости молодёжи. Получив признание и известность как актёр, Моррисси решил сам снимать фильмы. По его собственному признанию, ему хотелось видеть весь процесс создания фильма. Его режиссёрским дебютом стал фильм «Something for the Weekend», к которому Моррисси написал сценарий. Затем последовали короткометражные «A Secret Audience» и «Bring Me Your Love». Кстати, «Bring Me Your Love» был снят киностудией «Tubedale Films», которую Моррисси основал вместе с братом Полом.
В 2001 году Моррисси стал режиссёром телевизионного фильма «Сладкая месть» («Sweet Revenge»), который принёс ему номинацию на премию Британской академии кино и телевизионных искусств.
Чтобы набраться опыта в режиссёрском деле, Моррисси наблюдал за работой создателей фильмов, в которых он снимался. Дэвид согласился на небольшую роль в фильме «В дурмане» («Stoned»), чтобы посмотреть, как работает режиссёр Стефен Вули.
В 2007 году киностудия «Tubedale Films» сняла первый художественный фильм режиссёра Дэвида Моррисси «Не волнуйся за меня» («Don’t Worry About Me»), премьера которого состоялась на Лондонском кинофестивале.
Семья и частная жизнь
Дэвид Моррисси женат на писательнице Эстер Фрейд (правнучке психоаналитика Зигмунда Фрейда), с которой до этого встречался 13 лет. Они познакомились на приёме, организованном актёром Дэнни Уэббом, вместе с которым Моррисси работал в фильме «Робин Гуд». Церемония бракосочетания прошла 12 августа 2006 года на пирсе Саутволд в Саффолке. У пары трое детей — Альби, Анна и Джин. Его свояченицы — дизайнер Белла Фрейд и писательница Сьюзи Бойт, а тесть — ныне покойный художник Люсьен Фрейд.
В 2009 году Моррисси вместе с группой кинематографистов и ближневосточным агентством ООН для помощи палестинским беженцам провели серию актёрских семинаров для детей беженцев в Бейруте, Ливан. Вернувшись в Англию, актёр организовал благотворительную организацию Creative Arts School Trust (CAST), занимающуюся подготовкой преподавателей для продолжения проведения семинаров в Ливане и других странах. С 2010 года Моррисси является инвестором театра Юнити в Ливерпуле, а также The SMA Trust — британской благотворительной организации, занимающейся поддержкой медицинских исследований по лечению детской спинальной мышечной атрофии.