Куинси Джонс
Quincy Jones
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 14 Mar 1933
- Имя при рождении: Quincy Delight Jones Jr.
- Место рождения: Чикаго, Иллинойс, США
Легендарный американский композитор, аранжировщик, музыкальный продюсер и трубач. Лауреат 27 премий «Грэмми» (79 номинаций), включая награду Grammy Legend Award, продюсер самого продаваемого альбома в истории.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/29100
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0005065
Вэбсайт: http://www.quincyjones.com
Твиттер: https://twitter.com/quincydjones
Творческая всеядность, масштабность проектов и жизнелюбивый темперамент, которыми не устает поражать Куинси Джонс (Quincy Jones), роднят его, скорее, с эпохой Возрождения, чем с расчетливой современностью. Его карьера, которая длится уже шестой десяток лет, неизменно пребывает в стадии творческого взлета, на его счету утомительно длинный список освоенных музыкальных, а заодно и совсем не музыкальных профессий, десятки проектов и начинаний, одно успешней другого, не говоря уже о колоссальном объеме всех видов музыкального производства. Куинси Джонсу оказались по плечу обязанности лидера джазового ансамбля, композитора и сольного артиста, аранжировщика, продюсера и антрепренера, он великолепно проявил себя как трубач, пианист, вокалист и даже как руководитель рекординговой компании. Музыки ему было мало, и он занялся продюсированием художественных фильмов, создавал телесериалы, снимался в кино и написал несколько книг. Фантастический список из 27 (!) премий Grammy может сравниться только с пожизненной благодарностью великих артистов, работавших с Джонсом и нередко обязанных ему лучшими страницами своих творческих биографий. Среди них – Майлз Дэвис (Miles Davis) и Каунт Бейси (Count Basie), Фрэнк Синатра и Майкл Джексон, Рэй Чарльз (Ray Charles) и Арета Франклин (Aretha Franklin).
Куинси Дилайт Джонс младший (Quincy Delight Jones, Jr.), этот невероятный осколок эпохи Ренессанса, родился в Чикаго 14 марта 1933 года. Когда мальчику было всего пять лет, его мать перенесла тяжелое нервное расстройство и остаток жизни провела в клинике для душевнобольных. Отец очень много работал, и Куинси оставался на попечении старшего брата. Летом их отправляли к бабушке, бывшей рабыне, которая жила в глухой деревне в такой нищете, что на обед готовила детям жареных крыс. Когда Куинси было десять лет, вместе с братом, отцом и приемной матерью он переехал в Бремертон, пригород Сиэтла. К этому времени он уже всерьез увлекался музыкой, в школьном ансамбле перепробовал играть на всех инструментах, какие только попадали ему в руки, пока наконец не остановился на трубе. В подростковом возрасте у него появился уникальный друг – начинающий вокалист и пианист, всего на три года старше Куинси, по имени Рэй Чарльз. Подружившись, два юных дарования собрали собственный ансамбль, с которым выступали в местных клубах и развлекали гостей на свадьбах.
Джонс очень серьезно подходил к музыкальным занятиям, и в 18 лет выиграл стипендию, позволившую ему получить образование в специальной музыкальной школе Schillinger House в Бостоне (впоследствии на ее основе создадут знаменитое учебное заведение Berklee College of Music). Однако пробыл он там недолго, всего около года, решительно променяв школьную скамью на возможность гастролировать вместе с ансамблем Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton). Опыт этих выступлений, работа бок о бок с великими музыкантами (Клиффордом Брауном (Clifford Brown) и другими), знакомство с нужными людьми помогли Куинси Джонсу освоить профессию аранжировщика, в которой он весьма преуспел. Он перебрался в Нью-Йорк, где на протяжении 50-х завоевал доверие и авторитет у ведущих музыкантов. Его услугами как аранжировщика, а иногда и как композитора, пользовались Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Дина Вашингтон (Dinah Washington), Сара Воэн (Sarah Vaughan), Каунт Бейси (Count Basie), Томми Дорси (Tommy Dorsey) и, конечно, его старый друг Рэй Чарльз.
1956-й год застал Куинси Джонса штатным трубачом в оркестре Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), где он выполнял также функции музыкального директора. С Гиллеспи он провел тур, профинансированный Госдепартаментом США, по Ближнему Востоку и Южной Америке. По возвращении из этих во всех смыслах полезных гастролей Джонс почувствовал в себе силы собрать собственный коллектив, во главе которого он окунулся в студийную работу и записал несколько полноформатных альбомов для звукозаписывающей компании ABC Paramount Records.
В 1953 году вышла его дебютная пластинка "Quincy Jones with the Swedish/U.S.", спустя три года появился джазовый альбом "This Is How I Feel About Jazz" (1956), записанный с выдающимися музыкантами того времени – альтистом Филом Вудсом (Phil Woods), трубачом Артом Фармером (Art Farmer) и тенор-саксофонистом Лаки Томпсоном (Lucky Thompson). Это одна из тех изящных, легких записей, которые – с высоты сегодняшнего дня – заставляют пожалеть о том, что в начале 70-х Джонс "изменил" джазу с другими стилями. До конца 50-х в его каталоге появились еще четыре джазовых пластинки: "Go West, Man!" (1957), "Home Again" (1958), "The Birth of a Band, Vol. 1" (1959) и "The Great Wide World of Quincy Jones" (1959). Уже в ранних записях Куинси Джонса приятно удивляло его умение собирать в студии выдающихся исполнителей, согласных под его руководством оставаться даже на вторых ролях.
В 1957 году Куинси временно становится парижанином. В Париже он находит исключительных учителей – Надю Буланье (Nadia Boulanger) и авангардного композитора Оливье Мессиана (Olivier Messiaen), которые помогают ему освоить классическую композицию. Параллельно он работает музыкальным директором компании Barclay Disques, французского дистрибьютора лейбла Mercury Records, где ему приходится продюсировать и аранжировать сессии Жака Бреля (Jacques Brel) и Шарля Азнавура (Charles Aznavour). Талант музыкального директора пригодился ему и в подготовке джазового мюзикла Гарольда Арлена (Harold Arlen) "Free and Easy", с которым Куинси пришлось немало поездить по миру. Европейское турне завершилось в Париже в феврале 1960 года.
Музыканты, задействованные в мюзикле "Free and Easy", после снятия спектакля со сцены не остались без работы. По крайней мере 18 из них получили приглашение поработать в биг-бэнде Куинси Джонса. А на гастроли они отправлялись в еще более многочисленном составе, включая семьи. Неудивительно, что даже при полных залах, которые ансамбль легко собирал во время тура по Европе и Америке, при всем энтузиазме джазовых фанов и восторженных отзывах в прессе, заработанных денег катастрофически не хватало, чтобы поддерживать на плаву такой перенаселенный коллектив. Закончилось все грустно – биг-бэнд распался, оставив своего лидера с кучей долгов и неоплаченных счетов.
Но мир не без добрых людей. Выпутаться из финансовой ямы музыканту помог глава компании Mercury Records Ирвин Грин (Irving Green). Помог, конечно, небескорыстно: Куинси пришлось вернуться в Нью-Йорк и занять должность музыкального директора Mercury Records. Одним из самых громких хитов этого периода стал сингл его подопечного – юного вокалиста Лесли Гора (Lesley Gore) "It's My Party", спродюсированный и саранжированный Джонсом. Новоявленный продюсер проявил себя отличным руководителем, и в 1964 году его назначили вице-президентом Mercury Records. Таким образом, он стал первым чернокожим сотрудником, занявшим такой высокий пост в крупной рекорд-компании, находившейся во владении белых американцев.
Афро-американцы обязаны Куинси Джонсу не только этим прецедентом.
В середине 60-х артист обратил самое пристальное внимание еще на одну сферу шоу-бизнеса, до тех пор закрытую для представителей его расы, – создание саундтреков к кинофильмам. По приглашению режиссера Сиднея Люмье (Sidney Lumet) он написал музыку к кинодраме "The Pawnbroker". Это был первый из 33 полнометражных фильмов, над которыми ему придется работать в течение следующих сорока лет. Фильм "The Pawnbroker" имел успех, а Джонс получил возможность покинуть Mercury Records и переехать в Лос-Анджелес, где после еще одной успешной работы над лентой "The Slender Thread" у него не было отбоя от заказчиков. За следующие пять лет он написал музыку к десяти художественным фильмам.
Заинтересовались им и телевизионщики. Среди самых известных его работ – музыкальные темы к телешоу "Ironside" (первая звуковая дорожка к телепрограмме, в которой использовались синтезаторы), "Sanford and Son" и "The Bill Cosby Show".
Студийная работа с Каунтом Бейси в 1964 году позволила Джонсу близко познакомиться и творчески сблизиться с Фрэнком Синатрой. Куинси отвечал за аранжировку альбома Синатры "It Might as Well Be Swing" и дирижировал оркестром во время студийных сессий, причем это был оркестр Каунта Бейси. (С Бейси и Синатрой артисту приходилось встречаться еще не раз, в частности, он аранжировал выигравший Grammy альбом Синатры "Sinatra at the Sands", а в 1984 году спродюсировал один из последних его лонг-плеев "L.A. Is My Lady".)
Как настоящий стахановец музыкального труда, Куинси Джонс успевал плотно заниматься и собственной артистической карьерой. С 1961 по 69 годы его дискография пополнилась 23 новыми альбомами с концертными и студийными записями. Год за годом он растет как высококлассный аранжировщик и руководитель джаз-бэнда, собирая первый урожай наград. В 1963 году ему вручают Grammy за лучшую инструментальную аранжировку (сингл "I Can't Stop Loving You"), а в 1969 году его превосходная пластинка "A Walking in Space" получает Grammy за лучшее исполнение джаза большим ансамблем. Любопытно, что на этом альбоме он уже выходит за рамки традиционного джаза, аккуратно вводя элементы поп-музыки, ритм-н-блюза и даже рока. Это сближает его с современными соул- и поп-артистами: Куинси успешно продюсирует записи Ареты Франклин, делает аранжировки для альбома Пола Саймона (Paul Simon) "There Goes Rhymin' Simon".
60-е и 70-е годы – это еще и годы повышенной социальной активности Куинси Джонса. Он самым энергичным образом поддерживал доктора Мартина Лютера Кинга в основанном им движении за экономическое развитие городских гетто. После смерти Мартина Лютера артист присоединился к Джессу Джексону (Jesse Jackson), который возглавлял организацию "People United to Save Humanity", или PUSH.
Помимо сверхактивной творческой карьеры Куинси Джонс всю жизнь занимался популяризацией культуры и музыки афро-американцев. Он стоял у истоков основания Института черной американской музыки (the Institute for Black American Music), который финансировал создание Национальной библиотеки афро-американского искусства и музыки. Джонс выступил также одним из организаторов ежегодного фестиваля искусств Black Arts Festival, который проходил в Чикаго.
В 1973 году Куинси Джонс взял на себя обязанности продюсера специальной телепрограммы памяти Дюка Эллингтона для канала CBS "Duke Ellington, We Love You Madly". В съемках принимали участие коллеги великого джазмена и лучшие джазовые музыканты современности Сара Воган, Арета Франклин, Каунт Бейси, Пегги Ли (Peggy Lee), Джо Уильямс (Joe Williams) и другие. Дирижировал оркестром сам Куинси Джонс.
Ошибутся те, кто думает, что вся эта организационно-кино-теледеятельность не оставляла Джонсу времени для сольной музыкальной карьеры. С 1969 по 1980 годы он записал 12 альбомов, как правило, покорявших чарты и не раз удостоенных премии Grammy. Профессионалы заслуженно высоко оценили утонченные джазовые аранжировки, очаровательные экивоки в сторону ритм-н-блюза и удачное привлечение вокалистов. Среди лучших студийных работ стоит отметить альбомы "Gula Materi", "Smackwater Jack", "You've Got It Bad Girl", "Mellow Madness", "I Heard That!!", "Roots", "Sounds...And Stuff Like That!!".
Все это пластинки, покорившие джазовую аудиторию, а под конец десятилетия уверенно боровшиеся за внимание публики в поп-чартах. На изданном в 1973 году диске "You've Got It Bad, Girl" Куинси дебютировал как вокалист. Надо сказать, что публике артист в этом амплуа очень понравился. Так что опубликованный по горячим следам лонг-плей "Body Heat" (коммерчески самый успешный релиз в карьере артиста) около полугода не покидал чарты и разошелся миллионным тиражом. В 1971, 73 и 78 годах Джонс снова выходил на сцену церемонии вручения Grammy, принимая награды как исполнитель и аранжировщик.
Все складывалось с виду как нельзя более благополучно, до тех пор пока музыканта не подвело здоровье. В августе 1974 года ему диагностировали церебральную аневризму (разрыв кровеносных сосудов, снабжающих кровью головной мозг). После двух нейрохирургических операций и шести месяцев, проведенных в госпитале, артист смог вернуться к работе. Но играть на трубе он не сможет уже никогда. Тем не менее, он рьяно берется за дело, наверстывая упущенное время. Альбомы "Mellow Madness", "Sounds... And Stuff Like That!" и "Roots", выпущенные во второй половине 70-х, подвели итог его сотрудничеству с компанией A&M.
Если до этого еще оставались люди, не знакомые с творчеством Куинси Джонса, то вскоре о нем должны были узнать все от мала до велика. Следующим проектом артиста стало продюсирование дебютного сольного альбома Майкла Джексона "Off the Wall". Этот небезызвестный дебют восемь раз становился платиновым в США, превратив Джексона в мировую поп-звезду, а Джонса – в самого модного и востребованного продюсера в американском шоу-бизнесе. В 1982 году тандем Джексона-Джонса нанес еще один сокрушительный удар по американской музиндустрии, объединившись для записи блокбастера "Thriller". Тираж этого мирового бестселлера за два десятилетия приблизился к 50 миллионам, а в год издания альбом дал путевку в жизнь шести синглам – финалистам Тор 10, включая суперхиты "Billie Jean", "Beat It" и "Wanna Be Startin' Somethin'".
Только с 1980 по 1985 годы Куинси 14 раз становился лауреатом Grammy, причем дважды как лучший продюсер года. В это время в его сольном каталоге появляются настоящие поп-хиты: "Ai No Corrida", "One Hundred Ways", "I'll Be Good to You", "Just Once". А полноформатные пластинки не только мелькают в джазовых рейтингах, но и покоряют первую десятку американского хит-парада. Наиболее успешные его релизы в 80-е – "The Dude" и "Back on the Block" (названный лучшим альбомом 1989 года по версии Grammy и принесший композитору еще одну премию за лучшее исполнение рэпа в заглавном треке).
В 1985 году коллекция дебютов Куинси Джонса пополнилась еще одним экспонатом – он попробовал себя в киноиндустрии. Как и следовало ожидать, проба удалась на славу. Джонс выступил сопродюсером фильма Стивена Спилберга "The Color Purple". Фильм получил 11 номинаций на премию "Оскар", в том числе и за лучший саундтрек, и открыл массовому зрителю такие колоритные фигуры, как Вупи Голдберг (Whoopi Goldberg) и Опра Уинфри (Oprah Winfrey). В том же 85-м году Джонс спродюсировал один из самых известных хитов в своей карьере – благотворительный сингл "We Are the World", получивший Grammy как лучшая запись года.
В 1991 году еще раз переплелись творческие судьбы двух ветеранов – Майлза Дэвиса и Куинси Джонса. Принимая самое активное участие в организации джазового фестиваля в Монтре, Джонс предложил Дэвису подготовить несколько номеров из джазовой классики -"Miles Ahead", "Sketches of Spain" и "Porgy and Bess". Оркестром он дирижировал сам. Это было одно из последних появлений великого трубача на сцене – через несколько месяцев Майлз Дэвис ушел из жизни.
В 1993 году не кто иные как Куинси Джонс на пару с Дэвидом Салцманом (David Salzman) занимались постановкой концертного шоу "An American Reunion" в честь инаугурации президента США Билла Клинтона. Вполне довольные результатами сотрудничества, двое импресарио решили объединиться в постоянный партнерский союз под названием Quincy Jones/David Salzman Entertainment, или просто QDE. Компания, совладельцем и председателем которой выступил Куинси Джонс, ведет деятельность широкого профиля, включая мультимедийное программирование для уже существующих и находящихся в разработке технологий, в том числе для кино и телевидения. Компания QDE также издает журнал "Vibe" и в свое время продюсировала популярный комедийный телесериал "Fresh Prince of Bel Air", где впервые в главной роли снялся Уилл Смит (Will Smith). Параллельно Джонс руководил своим собственным рекординговым лейблом Qwest Records и возглавлял работу компании Qwest Broadcasting, одной их крупнейших вещательных компаний Соединенных Штатов.
В свободное от этих многочисленных обязанностей время Куинси Джонс как минимум раз в три-четыре года компоновал новый студийный альбом, который сам же и продюсировал. В 80-е и 90-е годы релизов было немного, вместе с концертными – всего десяток. Лучшие из них и получившие наиболее активный отклик – уже упоминавшийся "Back on the Block" (1989) и "Q's Jook Joint" (1995). Первый альбом финишировал в американском Тор 10, а второй возглавил джазовый рейтинг США. Редкие новые релизы последних лет, как и переиздания старых концертных записей, по-прежнему не остаются без внимания. Альбомы "From Q with Love" (1999), "Basie and Beyond" (2000), "Original Jam Sessions 1969" (2004) засветились в первой десятке джазового рейтинга.
76 номинаций Grammy, которые Куинси Джонс получил за свою жизнь, – беспрецедентное достижение в истории шоу-бизнеса. Да и 27 побед в качестве аранжировщика, исполнителя, продюсера, лидера ансамбля в стилях джаз, поп и ритм-н-блюз и даже рэп – это тоже редчайший случай. Помимо Grammy, в его наградной копилке – Emmy Award, семь номинаций на "Оскар" и премии Academy of Motion Picture Arts and Sciences Jean Hersholt Humanitarian Award. Его блестящая творческая жизнь послужила сюжетом для фильма "Listen Up: The Lives of Quincy Jones", снятого в 1990 году и получившего высокую оценку критиков. Это была одна из самых больших ролей Джонса в кино (после многочисленных эпизодов, сыгранных в разное время), хотя играть ему пришлось самого себя, рассказывая о своем обездоленном детстве, о неожиданных поворотах карьеры и о семьях (артист был женат трижды). Кроме автобиографической книги, в 2001 году Куинси Джонс подготовил и автобиографический альбом "The Musical Biography of Quincy Jones", который принес ему 27-ю премию Grammy в номинации "лучший немузыкальный альбом".
Автор текста: Виктория Горпинко
Интересныe факты
* О самом себе: "Я, наверное, один такой на свете. Я работал с Билли Холидей, Луи Армстронгом, Эллой Фитцджеральд, Дюком Эллингтоном, Диззи Гиллеспи, Рэем Чарльзом, Аретой Франклин, Майклом Джексоном и рэперами. Fly Me to the Moon Базз Олдрин пел на Луне. А потом еще был Синатра, Пол Саймон, Тони Беннетт. Короче, я такой один".
* В точку: "Многие сомневаются, что именно я сделал «Триллер» Майкла Джексона. Что ж, быть недооцененным — великая сила".
* О "странностях" судьбы: "Я не заслужил того, чтобы меня ввели в Зал славы композиторов и дали премию. Но много лет назад я перенес операцию на мозге, и этого я тоже не заслужил, так что премию я все же решил оставить себе".
* О том, что впереди: "Будущее представляется мне таким ярким, что слепит мне глаза".
* Немного о жизненной мудрости: "Тому, кто научился хорошо зарабатывать, нужно научиться правильно тратить. Но это посложнее будет". "Когда ты начинаешь менять музыку на деньги, Господь покидает комнату".
* О том, что дорого: "Вы хотите знать, как выглядит мое сердце? Посмотрите на моих дочерей".
* Рост: 1.69 м.