Эльза Леждей
Эльза Леждей
- Средний рейтинг фильмов: 8.55
- Дата рождения: 19 Feb 1933
- Имя при рождении: Эльза Ивановна Леждей
- Место рождения: Севастополь, СССР
Заслуженная артистка РСФСР (1974).
Родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка. Уже в 5 классе школы девочка вместе с подружками наведалась в гастрольное объединение родного города: хотела "наняться в артистки". А после школы отправилась в столицу. Красавицу-абитуриентку, выглядевшую по-южному ярко, приняли сразу в два театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Она выбрала "Щепку" - основательный вуз при Малом театре - и в 1955 г. успешно её закончила. Получив театральное образование, женщина с необычным именем и нездешней внешностью стала актрисой Театра-студии киноактёра.
Леждей пришла в кино во времена оттепели, пьянившей воздухом перемен. В те годы у зрителя возникла потребность в утончённой женственности - в противовес энергичным энтузиасткам вроде героинь Орловой и Ладыниной, постепенно уходившим в прошлое. Нездешняя Эльза, которой часто доводилось играть вполне земных героинь, значительно и чуть загадочно смотрелась даже в крестьянском сарафане, а то и в комиссарской кожанке. И это при том, что больше всего ей подходили экзотические шляпы.
Дебютировала Эльза Леждей в 1954 г. - в костюмно-историческом фильме Юрия Егорова "Море студёное". В нём она играла непреклонную поморку Варвару, хранившую верность жениху, который пропал без вести в морских просторах. Критики эту работу заметили, а авторитетнейший актёр Николай Крючков даже приветствовал в печати появление молодой перспективной актрисы.
На те годы пришёлся брак Леждей с кинорежиссёром Владимиром Наумовым. Наумов снимал кино в партнёрстве с Александром Аловым. Их дуэту принадлежат картины "Тревожная молодость", "Павел Корчагин", "Ветер", "Скверный анекдот", "Бег", "Легенда о Тиле", "Тегеран-43" и др. Похоже, Наумов стал для Леждей Пигмалионом, вылепившим из любимой женщины интересную актрису и яркую личность. Во всяком случае, специалистам нравились работы Леждей в фильмах тогдашнего её супруга. Эксперты особо отмечали точно найденные нюансы. Например, в картине "Ветер" её проститутка Мари, неожиданно влюбившаяся в комсомольца, могла вынуть кисейный платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев. Такие "говорящие" детали придумывались, конечно же, вместе с Наумовым.
Василий Лановой, партнёр Леждей по фильму "Павел Корчагин", свидетельствует: "Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Знаете, со времён "Павла Корчагина" я вообще стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим".
Нынешней супругой Наумова, его главной актрисой и, соответственно, музой является Наталья Белохвостикова. А образ Эльзы Леждей, похоже, старательно вычеркнут из памяти. Во всяком случае, если обратиться к мэтру с невинным вопросом о человеческих качествах его первой жены, то президент Российской академии кино разразится продолжительным кашлем, скажется больным и уклонится от разговора.
Впрочем, в одном из интервью он проговорился. Непринуждённо рассказав о случайном знакомстве с Белохвостиковой, Владимир Наумович описал своё душевное состояние на момент их встречи: "Моя прежняя семья распалась шесть лет назад, и я думал, что никогда больше не женюсь. Мне нравилась свобода, в моей четырёхкомнатной квартире почти ничего не было, в одной комнате жил бурундучок, ко мне часто приходили гости".
В обществе бурундучка оставила Наумова именно Леждей. И оставила не из женского коварства, а в силу прямоты натуры и неспособности к притворству. В её жизни появился другой мужчина. А в память об альянсе с Наумовым остались две роли: сдержанной коммунистки Риты (возлюбленной Павла Корчагина в одноимённом фильме) и проститутки Мари (картина "Ветер"). Впрочем, главное достояние, которым снабдил Эльзу Леждей Владимир Наумов, - это их сын Алексей.
Разрыву с первым мужем предшествовала нечаянная встреча на съёмочной площадке фильма "Хоккеисты". Леждей играла в нём спортивную журналистку. В роли хоккейного форварда, с которым у её героини возникали лирические отношения, снимался Вячеслав Шалевич. И случилось так, что на глазах у всей группы красавца-актёра постигла тяжёлая любовная драма.
В то время Шалевич переживал нешуточный роман с юной тогда Валентиной Титовой. О серьёзности его чувства свидетельствовал хотя бы тот факт, что ради возлюбленной Вячеслав Анатольевич расстался с женой и даже подумывал перебраться в город на Неве, где училась очаровательная Валентина. Но случай разрушил идиллию...
Худруком фильма "Хоккеисты" был Владимир Басов, который в тот момент как раз искал актрису в свою собственную картину "Метель". Услышав о его проблемах, Шалевич неосмотрительно представил мэтру Титову - и немедленно её потерял. Некрасивый, но по-своему неотразимый Басов вскружил девушке голову. Валентина влюбилась и вышла замуж, ввергнув Шалевича в состояние отчаяния и глубокой растерянности...
Эльза Леждей поддержала партнёра в стрессовой ситуации - поддержала чисто по-человечески, по-товарищески. Вячеслав Анатольевич вспоминает: "Так случилось, что Эльза приняла во мне участие - как-то очень тонко, бережно отнеслась к моей любовной драме. Постепенно мы присмотрелись друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше двух лет. Правда, поначалу Элла была несвободна, но вскоре освободилась. Какое-то время мы жили вместе".
Леждей была крупной, содержательной личностью, и Шалевич говорит о ней тепло. Она любила Феллини, обожала литературу, писала стихи - причём не для печати, а только для себя. Актриса пристально занималась Блоком, мечтала создать спектакль-композицию по переписке Чехова. Неправда, будто у Леждей не было друзей, но к людям она относилась очень избирательно: кого попало к себе не приближала. Тот же Шалевич познакомился в её доме, к примеру, с Игорем Мажейко (знаменитым фантастом Киром Булычёвым) и известной тележурналисткой Галиной Шерговой - ближайшей подругой Эльзы. Да и сам Вячеслав Анатольевич долгие годы входил в "ближний круг" актрисы: даже когда она вышла замуж за Всеволода Сафонова, продолжал поддерживать дружеские отношения с ними обоими.
Но новая семья сложилась у Эльзы Ивановны позже - в 70-е. К тому моменту Леждей и Шалевич уже дописали свой любовный сюжет. Причём расставались они, как ни странно, дважды.
"Элла была мужественной женщиной, - говорит Вячеслав Анатольевич. - Когда отношения стали сходить на нет, она решительно обьявила, что мы расходимся. Никто никого не предавал, мы простились друзьями. Кстати, был один эпизод, в котором обозначился её особенный характер. Когда мы уже не жили вместе, у меня появилась новая подруга - роскошная женщина, имя которой не назову. Узнав об этом увлечении и полагая, что я не буду счастлив с новой избранницей, Эльза взяла и вернулась! Заявила: "Я на месте!" Тогда немедленно вернулся и я... Хотя, как только был разрушен альянс с той моей приятельницей, которая, по мнению Эллы, мне не подходила, она снова со мной попрощалась: "Ну вот. Теперь я могу оставить тебя окончательно. Ещё не раз вспомнишь, как я тебя спасла". И ведь действительно спасла. Я думаю, она была права, оградив меня от легкомысленного, но опасного увлечения! Я бы сказал, что с её стороны это был мужественный поступок. Она вообще была жертвенной женщиной".
Вторым мужем Эльзы Леждей стал Всеволод Сафонов. С этим интеллигентным красивым актёром она впервые встретилась ещё в 57-м, на фильме "Шторм". Но тогда отчего-то не впечатлилась. К моменту повторной встречи Сафонов пережил и настоящую славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Говорят, Леждей дала согласие на брак лишь при условии, что будущий муж справится с пагубным пристрастием. И он справился.
Брак оказался исключительно гармоничным. Друзья утверждают, что Всеволод Дмитриевич соответствовал Эльзе Ивановне по уровню интеллекта, их любовь была глубокой и взаимной. Супруги относились друг к другу нежнейшим образом и прожили вместе 21 год. Когда Сафонов тяжело заболел, Леждей делала всё возможное, чтобы продлить жизнь дорогого ей человека - и при этом умудрилась ни словом, ни взглядом не выдать страшной тайны, что дни его сочтены. В 92-м Эльза Ивановна осталась одна.
Она пережила мужа на девять лет. На вопрос, сильной была она женщиной или слабой, её партнеры и друзья обычно отвечают, что сильной. А некоторые при этом добавляют: "Сложной". Но никто никогда не видел Леждей плачущей, свои боли и горести актриса тщательно скрывала.
К сожалению, нельзя сказать, что, взяв в профессии хороший старт, Леждей год от года набирала обороты. В этом смысле печально сказался разрыв с Наумовым - муж-режиссёр, несомненно, мог бы обеспечить актрисе творческий рост. Но, увы. Были заметные работы в фильмах "Первый эшелон" (1955), "Баллада о солдате" (1959), "Жизнь сначала" (1961), "На трассе" (1963) и др., но в итоге самой значимой её ролью публике показалась Зиночка Кибрит - эксперт-криминалист из многолетнего телесериала "Следствие ведут Знатоки". Как писали критики, "она воплотила земной идеал государственного человека - и в народе её полностью отождествили с ролью, и на душе было спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит". Между тем, многие теперь считают, что эта роль стала для неё роковой. Имидж элегантной сыщицы как-то прирос. А вот настоящей работы с каждым годом становилось, к сожалению, всё меньше. Наверняка это мало радовало актрису. Но что она могла поделать? Роли, о которых мечталось, доставались конкуренткам. Леждей пробовалась у Пырьева на Настасью Филипповну в "Идиоте" - не взял. Хотела сыграть Дездемону у Юткевича - не случилось. Был шанс получить роль немой Катарины в фильме "Матушка Кураж", которую ей обещал живой классик Бертольт Брехт. Но из этого тоже ничего не вышло.
Заложницей своей роли Леждей стала ещё и потому, что она просто жила этим фильмом, весь свой нерастраченный талант вкладывая в Зиночку Кибрит. Сама выстраивала её судьбу, наотрез отказывалась от попыток сценаристов придумать своей героине личную жизнь. Говорила: "Зина - человек дела. Тем и симпатична". И когда популярный сериал закрыли, Эльза Ивановна оказалась в жуткой растерянности, не зная, что ей делать дальше. А для режиссёров она уже не была просто актрисой, на ней был приклеен ярлык роли Зиночки.
Против судьбы Эльза Леждей никогда не бунтовала. И вовсе не из смирения, а скорее из гордости. Она никому себя не навязывала. Тот же Вячеслав Шалевич вспоминает, что в конце 60-х оба снимались в картине "Эскадра уходит на Запад". Он играл французского матроса, а она - Жанну Лябурб, прибывшую в Одессу по заданию Ленина агитировать моряков Антанты. Украинские режиссёры, снимавшие фильм, вдруг надумали заменить Леждей Барбарой Брыльской, только-только вошедшей в моду. Узнав об этом, Шалевич заявил, что если подобное случится, то и он уйдёт из картины. И Эльзе Ивановне удалось закончить работу, сыграв одну из лучших своих ролей. Правда, когда она узнала, что бывший возлюбленный за неё вступился, то задним числом его отругала. Потому что сама бы ни за что не опустилась до защиты собственных интересов. Очень была горда. Таковой всю жизнь и оставалась.
Её коллеги Каневский и Мартынюк говорили о ней с теплотой и симпатией. Армен Джигарханян, участвовавший в одной серии "Знатоков", вспоминал: "Не забуду никогда её красивые, умные и очень грустные глаза. Помню, как-то во время съёмок я немного приболел и слёг в больницу. Так единственная, кто пришёл ко мне туда, была именно она. Почему? Не знаю. Странно, но этот факт вызывает во мне невероятно щемящие чувства. После этого больше с ней мы не виделись. Жаль..."
Эльза Леждей была самостоятельной женщиной. Она выстроила судьбу сама - и сделала это, как сумела. По крайней мере, оградила себя от случайных людей и необязательных отношений, что по нынешним временам - большая редкость. В последние годы Леждей жила одна на небогатую пенсию и на помощь Гильдии киноактеров... Тосковала по покойному мужу. Болела... Когда в 98-м журналисты позвонили Леждей поздравить её с юбилеем, та горько произнесла: "Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит..." И заплакала.
Со своими коллегами по "Знатокам" она виделась редко. Да и вообще, редко выходила из дома. По словам консьержки дома, где жила актриса, "...внешне Леждей выглядела хорошо, но в те редкие моменты, когда кто-то забирал её на улицу или дачу, было заметно, что Эльзочка ослабла. Практически каждый день её навещал сын Алексей, иногда внука её приводил, семилетнего Володю. Именно Лёша и обнаружил мать мёртвой. Сразу вызвали "скорую". Врачи говорили о раке лёгких и сердечном приступе".
Эльза Леждей умерла 13 июня 2001 года после тяжёлой болезни; на похоронах по воле покойной присутствовали лишь близкие родственники. Похоронена в Москве на Хованском кладбище (11 уч.), рядом с матерью и мужем.