Роберт Олтмен
Robert Altman
- Средний рейтинг фильмов: 7.73
- Дата рождения: 20 Feb 1925
- Дата смерти: 20 Nov 2006
- Имя при рождении: Robert Bernard Altman
- Место рождения: Канзас-Сити, штат Миссури, США
Американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/23799
IMDb: https://www.imdb.com/name/nm0000265
Роберт Олтмен единственный в США обладатель главных наград фестивалей большой тройки — «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и «Золотого медведя».
Родился 20 февраля 1925 года в Канзас-Сити, штат Миссури, США. Скончался 20 ноября 2006 года, в Лос-Анджелесе.
Окончил университет штата Миссури в Канзас-сити. Инженер по образованию, Роберт Олтмен начал с научных и технических фильмов, работал на телевидении, делал документальные ленты: «История Джеймса Дина»/ The James Dean (сюжет, 1957). В 1968 дебютировал в художественном кинематографе фильмом «Обратный отсчет»/ Countdown — об астронавтах, готовящихся к полету на Луну. Снятый в обычном для рядовой голливудской продукции «анонимном» стиле, он не привлек внимания. И только фильм «Холодным днем в парке»/ That Cold Day In The Park (1969), исследующий женскую психологию, заставил говорить о нем как о режиссере. К исследованию женской психологии, причем в необычной, почти сюрреалистической манере, Олтмен вернулся еще раз в «Трех женщинах»/ 3 Women (1977).
Первым же его подлинным успехом стала антивоенная абсурдистско-фарсовая комедия о временах корейской войны «Военно-полевой госпиталь»/ MASH (1970), получившая главную премию Каннского кинофестиваля (1971).
В первой половине 1970-х годов Олтмен много работал в жанровом кино. Он поставил вестерн, или, точнее, антивестерн «Мак-Кейб и миссис Миллер»/ McCabe and Mrs. Miller (1971), детектив «Долгое прощание»/ The Long Goodbye (1973), комедию «Калифорнийский покер»/ California Split (1974), уголовную драму «Воры как мы»/ Thieves Like Us (1974). Все они были сделаны в манере, во многом противостоящей голливудской. Режиссер выворачивал наизнанку привычные романтические традиции: не снимал красивых звезд, предпочитая им некрасивых, но талантливых актеров, старательно избегал «хеппи-эндов».
Всемирная известность и признание пришли к Роберту Олтмену во второй половине 1970-х годов, когда были поставлены его лучшие картины. В фильме «Нэшвилл»/ Nashville (1975) — своеобразном «юбилейном» фильме, снятом к двухсотлетию США — переплетались две сюжетные линии: музыкальный фестиваль и предвыборная кампания, то есть искусство и политика. И там, и здесь — одна и та же выхолощенность, ханжество, лицемерие, делячество. Вместо привычного сюжета в фильме — многоплановое полифоническое действие с множеством героев. Из их взаимодействия на экране выстраивается сложнейшая жизненная мозаика, в которой многое идет от поэтики Брехта. Массовый зритель картину не принял.
В 1976 Олтмен сделал еще один фильм — вестерн «Буффало Билл и индейцы, или урок истории Сидящего быка»/ Buffalo Bill And The Indians, Or Sitting Bull"s History Lesson, получившую главный приз фестиваля в Западном Берлине. Здесь в центре внимания — театрализованные «зрелища Дикого Запада», предшественники вестерна, в ходе подготовки одного из которых происходит столкновение реальной исторической правды с придуманной в идеологических целях легендой.
В фильме «Свадьба»/ A Wedding (1978) режиссер снова вернулся к современности, подвергнув критике «священный» институт брака и семьи, показав бездуховность существования, фальшь отношений, скрытые за внешней благопристойностью представителей обеспеченных слоев общества.
В 1981 Олтмен был вынужден продать собственную кинофирму «Lion's Gate Films», выпустившую его лучшие картины, и вернуться к работе на телевидении, в театре, к скромным экранизациям поставленных там пьес: «Тайная честь»/ Secret Honor (1984), «За гранью терапии»/ Beyond Therapy (1987) и др..
На рубеже 1990-х годов режиссер вообще уехал из Америки, поселился в Париже, где снова обрел творческую работоспособность. Находясь далеко от Голливуда, Олтмен смог свести с ним счеты в фильме «Игрок»/ The Player (1992). Это вновь беспощадная сатира, обличающая как содержание, так и приемы изготовления голливудской массовой продукции. Столь же печален взгляд этого мастера и на жизнь в американской кино столице — Лос-Анджелесе, отразившейся в «Коротких историях»/ Short Cuts (1993). Судьбы персонажей восьми разных сюжетов все время пересекаются, и всех их угнетает одиночество, насилие, секс без любви, отсутствие духовности. Фильмы Олтмена «Готовое платье»/ PRET-А-PORTER (1994) — о мире парижской моды и «Канзас-сити»/ Kansas City (1996), посвященный родному городу режиссера, в прокате особого успеха не имели. В конце 1990-х снял триллер «Колесо фортуны»/ Cookie"s Fortune (1999), получивший приз МФК в Берлине, и романтическую комедию «Доктор Т и его женщины»/ Dr. T & the Women (2000).
Роберта Олтмена по праву называют ведущим представителем «авторского» кино США. Самый «неголливудский» режиссер Америки, он всю свою творческую жизнь бросает вызов этой «фабрике грез», высмеивает ее стандарты и штампы, пародирует заезженные сюжеты, анализирует привычные мифы.