Вонг Кар-Вай
Wong Kar-Wai
- Средний рейтинг фильмов: 8.10
- Дата рождения: 17 Jul 1958
- Имя при рождении: Wong Kar-Wai
- Место рождения: Шанхай, Китай
В избранном у (83)
Гонконгский кинорежиссёр и сценарист.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/16935
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0939182
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/17368
В возрасте пяти лет Вонг Кар Вай вместе с родителями переехал в Гонконг. После переезда он долго не мог адаптироваться к кантонскому диалекту, поэтому часами смотрел вместе с матерью фильмы в кинотеатрах для усвоения языка. Закончив в 1980 году Гонконгский политехнический университет по специальности «графический дизайн», он устраивается работать в телекомпанию TVB в качестве сценариста. В период с 1982 по 1987 год Вонг пишет сценарии более чем к десяти фильмам.
В 1988 году он дебютирует с криминальной мелодрамой «Пока не высохнут слёзы». В этой режиссёрской работе отражается влияние «Злых улиц» (1974), Мартина Скорсезе, но в то же время уже чётко просматривается почерк Вонга — неповторимая работа Кристофера Дойла, пустынные улицы, дешёвые азиатские общепиты и фатальное одиночество героев его картин. Успех фильма превзошёл все ожидания критиков, несмотря на то, что это была его дебютная работа.
В следующей картине, драме «Дикие дни» (1991), уже полностью оформляется его индивидуальный стиль: прерывающаяся сюжетная линия, фокус на героях и атмосфере, неповторимый визуальный стиль и колоритные музыкальные темы. В азиатских кинотеатрах этот фильм вышел под названием «Подлинная история А-Фэя».
Венцом его творчества стала картина «Любовное настроение». Гениальная перетасовка героями, их судьбами, атмосферой и сюжетной линией. Фильм получил все возможные награды и призы в своей категории.
Вонг Кар Вай был председателем жюри Каннского кинофестиваля в 2006 году, а в 2013 году возглавит 63-й Берлинский смотр.
В 2007 году вышла его первая работа с американскими актёрами «Мои черничные ночи».
Многие актёры, снимавшиеся в фильмах Кар Вая, отмечали, что он приступал к съёмкам практически без всякой подготовки и проработки сценария. По этой причине режиссёр переснимал каждую сцену по несколько раз, предлагая актёрам полагаться на себя и играть так, как они сами чувствую роль. Актриса Чжан Цзыи вспоминала: «…когда я начала сниматься у Кар Вая, у него даже сценария толком не было. Я не знала, о чем фильм, знала только, какая у меня будет роль, и узнавала обо всем постепенно: сегодня то, завтра это. Он давал нам пару листов, исписанных от руки, и говорил: ну вот, это тебе на сегодня. И там же, на площадке, я их и читала. Нам не нужно было готовиться. Каждый день такой съемки дышал свежестью». О похожем опыте съёмок вспоминала другая известная актриса Мэгги Чун: «В сущности, мы, актеры, начали практически без ничего: без сценария, без конкретной идеи о том, какую историю будет рассказывать фильм „Любовное настроение“. Роли развивались во время съемок. Разумеется, прежде чем включить камеру, Вонг Кар Вай говорил, что от нас требуется, он заставлял нас просматривать материал вместе. А он способен снимать по… 20-30 дублей!».
Личная жизнь
Вонг живет в Гонконге вместе с женой и сыном Кингом (Qing), родившимся в 1994 году.
Интересныe факты
* В портфолио Кар Вая есть рекламные работы для BMW, Philips, Motorola, Orange France, японского дизайнера Такео Кикучи (Takeo Kikuchi), Lacoste. В ролике Dior's Capture Totale он снял Шэрон Стоун (Sharon Stone), в Lancôme Paris's Hypnôse Homme – Клайва Оуэна (Clive Owen) и супермодель Дарью Вербову (Daria Werbowy), в SoftBank – Брэда Питта (Brad Pitt), в Dior's Midnight Poison – Еву Грин (Eva Green).
* В 2000 году Вонг снял музыкальный клип дуэта Тони Люнга (Tony Leung) и Ники (Niki) на песню из «Любовного настроения». В 2002-ом он сделал музыкальное видео «Шесть дней» для DJ Shadow.
* Хотя у Кар Вая богатый опыт сценариста, собственные фильмы он снимает без чёткой раскадровки. Его работу отличает импровизация на съёмочной площадке, что не всегда нравится актёрам и часто приводит к задержкам в съёмочном графике.
* По словам Кар Вая, на нелинейный стиль повествования его вдохновила книга аргентинского писателя Мануэля Пуига (Manuel Puig) «Роман в Буэнос-Айресе».
* Стал первым китайцем, получившим приз за режиссуру в Каннах и возглавившим жюри Каннского кинофестиваля.
* Когда к столетию кинематографа Гонконгская киноакадемия составила рейтинг «100 лучших китайских фильмов», оказалось, что больше всего фильмов (шесть) в списке было создано Кар Ваем.
* Устоявшееся русское написание имени режиссёра - Кар Вай - следует принимать с осторожностью, и букву "р" в нём читать нежелательно. Это написание возникло из английской транскрипции кантонского произношения его имени (англ. Kar Wai), выполненной на манер британского английского, в котором послегласное r не читается. Звука "р" в кантонском диалекте китайского языка не существует. Дальнейшее перенесение этой транскрипции в другие языки, включая русский, привело к весьма неадекватным результатам. Более точным следует считать запись Ка Вай.