Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Алексей Грибов

Грибов Алексей Николаевич

19855 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.91
  • Дата рождения: 31 Jan 1902
  • Дата смерти: 25 Nov 1977
  • Имя при рождении: Грибов Алексей Николаевич
  • Место рождения: Москва, Российская Империя (Россия)

В избранном у (9)

Oldneo thumb oldneo
Serzantik thumb serzantik
Profess thumb Profess
Ninanika thumb ninanika
Avp314920 thumb avp314920
Marfa247 thumb marfa247
Vovakabarabaka thumb Vovaka-barabaka
J jackru thumb Джей Джек

Cоветский актёр театра и кино, педагог.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/333156

Родился Алексей Николаевич в Сокольниках, недалеко от товарной станции Московско-Казанской железной дороги. «В детстве у меня не было детства», — говорил Грибов. Ему шел третий год, а сестре Маше и того меньше, когда мать, работница табачной фабрики, умерла от туберкулеза. Было ей всего двадцать три года. Через некоторое время отец женился, и в доме появилась мачеха. Первый приход мачехи Леша запомнил особенно: она принесла детям по апельсину, которых они никогда не пробовали. С появлением мачехи семья стала расти: к двум детям добавилось еще четверо. Жили скромно, переезжали с места на место. Отец, Николай Грибов, имел редкую по тем временам профессию шофера.

Квалификация у него была очень высокая, вместе со своим хозяином он даже участвовал в грандиозном автопробеге 1913 года Москва — Париж. Однако его карьере мешало одно: он был любитель выпить и подолгу на одном месте не задерживался. По утрам Леша помогал отцу: мыл кузов, чистил колеса, которые тогда делались со спицами, как у велосипедов, так что в них застревали комья грязи. Отец платил за это сыну пятиалтынный. Ближе всех Алеше был дед Михаил Ефимович Грибов, перебравшийся после отмены крепостного права из деревни в Москву. Дед работал на железной дороге, самоучкой освоил сложную технику, стал машинистом, сорок лет водил паровозы. Рюмки в рот не брал. Иногда он возил внука с собой. Однажды случилась авария, Михаилу Ефимовичу обожгло паром глаза, и он почти потерял зрение. Работать уже не мог, ему дали небольшую пенсию. Отец и мачеха Алексея были неверующими, а дед — очень набожным. От деда осталась икона Николая Угодника, которую Грибов потом всю жизнь тайком возил во все гастрольные поездки. А еще возил том Достоевского с «Братьями Карамазовыми»: старик Карамазов, Эзоп и король Лир были его несыгранной мечтой.

В отцовом доме жили размеренно, скучно, рано ложились спать. А мальчика тянула жизнь со своими развлечениями — масленичными гуляньями в Сокольническом парке, праздничной толпой на Красной площади. Торговками, выкрикивавшими товар: горячие бублики, гречишные оладьи. Балаганы на Девичьем поле. Представления в «народном духе» в Манеже. Один из хозяев отца, барон Федор Кноп, летом выезжал в свое подмосковное имение на реке Сетунь и брал своего шофера с семейством. В километре от дома Кнопов, в Давыдкове, имелся летний сад с открытой сценой. В субботу и воскресенье в саду устраивали танцы, фейерверки. Из Москвы приезжали актеры. Вход в сад стоил пятиалтынный, но деньги — это еще не все. Главное — удрать из дому. Алеша прятал обувь в кустах, а сам делал вид, что ложится спать. Когда все засыпали, вылезал через окно. В этом летнем театре он увидел свой первый спектакль — «Дети Ванюшина». Больше всего его изумило, что среди лета люди ходили в шубах. В те вечера, когда убежать было нельзя, он играл с сестрой Машей в свой театр. Алеше повезло: у него были две тетки (сестры отца), учительницы. На рождественские или пасхальные каникулы они часто дарили ему билеты в театр. На «Снегурочке» в Большом у мальчика вдруг заболел живот. Пришлось уйти в четвертом акте, и он долго переживал, что не видел, как Снегурочка растаяла.

В 1916 году отца призвали на фронт — возить начальство. Четырнадцатилетний Алеша, как старший, вынужден был пойти работать. Ему дали место конторщика в управлении шелкоткацкой фабрики. Он выдавал сырье и получал готовую продукцию. Это был тяжелый физический труд — двенадцать часов в день. Он принимал и взвешивал по двести-триста пудов ткани. Жили рабочие во дворе фабрики в общежитии с огромными помещениями на 600 коек. После революции фабрику национализировали. С фронта вернулся отец, но Алеша не бросил работу. Он решал, к чему себя применить. Рабочий день сократили до восьми часов, появилось свободное время. Один из приятелей посоветовал пойти в школу-клуб рабочей молодежи на Ордынке. С этого момента жизнь Грибова круто изменилась. Днем он работал на фабрике, получая свои двести граммов хлеба пополам с овсом. Вечером — учился. Голодно, холодно, а он съедал свой бутерброд с повидлом и был счастлив. Почему-то в то тяжелое время все повально увлеклись театром, появились самодеятельные коллективы, театры-клубы, «дома игры». В школе Грибов встретил своего учителя, В. В. Барановского. Юрист по специальности, он предпочел педагогику и стал директором одной из лучших школ, где учились молодые рабочие, наборщики, печатники, граверы из Сытинской типографии. Однажды на уроке литературы Барановский прочел ученикам «Бедность не порок» Островского и сказал, что, если найдется исполнитель на главную роль, можно попробовать пьесу поставить. Алеша поднял руку и сказал, что почитает текст. Когда он закончил, Барановский объявил: «Любим Торцов уже есть, будем ставить спектакль». С этой минуты Грибов заболел театром. Во многом благодаря поддержке Барановского (занимался с учеником по особой программе) Грибов поступил в школу при 3-й студии Московского художественного академического театра и, по ее окончании в 1924 году, примкнул к прославленной труппе.

Первой значительной работой молодого актера стала роль мистера Крегса в спектакле «Битва жизни» по Диккенсу (1924). К слову, в зарубежных пьесах Грибова не занимали (за исключением этой его работы и последней ― в спектакле «Соло для часов с боем»): коренастый, широколицый, с характерной развальцей, контрастной его скороговорке, — Алексей Николаевич с выдающимся мастерством умел создать колоритный народный образ, не довольствуясь, однако, тем, что легко казался «типичным». У Грибова были свои отношения с натурой — прекрасно зная черты персонажей «по жизни», он их не копировал, а сгущал и суммировал; прокрашивал ярким и едким юмором. На протяжении первых десяти лет в театре Грибов оставался во вспомогательном составе (Михайло Головин, «Царь Федор Иоаннович», 1925; Сидоренко, «Горячее сердце», 1926; парень в «Растратчиках» и пономарь в «Елизавете Петровне», 1928, и др.). Впрочем, и в дальнейшем ему часто доставались небольшие роли, но и в эпизодах актера неизменно замечала публика, хвалили рецензенты. Грибов был мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера — от буяна и озорника Хлынова («Горячее сердце» Островского, 1938) до немногословно-героической роли Глобы в «Русских людях» Симонова, от всепонимающего, тертого жизнью и терпеливого Луки («На дне», 1948) до жаждущего романтики дуролома Епиходова («Вишневый сад», 1944), от извитого, умнейшего Достигаева («Егор Булычев» и «Достигаев и другие») до сонного, косолапого и тоже по-своему умного Собакевича («Мертвые души», 1934). В Фирсе («Вишневый сад», 1958) и в Малюте («Трудные годы», 1946) Грибов давал два варианта готовности служить до конца, два варианта рабского спокойствия. Он с равной физической самоотдачей и острым пониманием играл Киселя — то ли юродивого, то ли наглого бродягу, лишенного всех корней спутника анархистов в «Блокаде» (1929), или деревенского старика в «Воскресении» (1930), с его стойким недоверием к любому новшеству, с его неподвижной упрямой волей — переждать все каверзы, которые он подозревал в предложениях барина. Он играл людей, хамски свободных от любых вопросов и хамски довольных своими удачами, как богатеющий при театре Мигаев («Таланты и поклонники», 1933). И он же создал цикл ролей русских правдоискателей в их политизированных двадцатым веком вариантах — Левшин («Враги», 1935), Фрол Баев («Земля», 1937).

Воспитав свой талант на эпизодах, фигуры он брал хватко, плотно и толковал исчерпывающе, позволяя угадать биографию и не нуждаясь в развертывании. Эта сознательная сжатость живого образа, конденсированность темперамента и ударность его посылов были использованы в работе МХАТ над «Кремлевскими курантами» (1942; роль Ленина Грибов, уступив ее в возобновлении 1956 года Б. А. Смирнову, вернул себе в 1966-м; играл Ленина также в спектакле «Цветы живые», 1961). Самой сложной по внутреннему рисунку, самой неоднозначной и самой глубокой из ролей Грибова осталась роль Чебутыкина («Три сестры»), которую он играл до конца дней.

Клеймом мастера и богатством его палитры отмечены позднейшие работы Грибова — роли второго мужика («Плоды просвещения», 1951), Непряхина («Золотая карета», 1957), гимназического сторожа Федора («Дни Турбиных», 1968), Райнера (телеспектакль «Соло для часов с боем», 1973). В 1973 году актер сыграл Фому Опискина в телеспектакле «Село Степанчиково и его обитатели» ― именно такую роль, о которой мечтал. В этом образе соседствовали друг с другом самые разные краски: в ней было и комическое, и драматическое, а местами и трагическое начало.

Грибов был много занят в репертуаре, играл больше двадцати спектаклей в месяц (при норме в одиннадцать), бывал с театром на гастролях в Японии, Англии, Франции, но также активно снимался и в кино, дебютировав на большом экране в 1935 году в комедии «Горячие денечки». Среди наиболее известных работ Алексея Николаевича роли отца невесты в «Свадьбе» (1944), Шмаги в «Без вины виноватых» (1945), Осипа в «Ревизоре» (1952), Неходы в «Верных друзьях» (1954); также он сыграл в фильмах «Алешкина любовь», «Полосатый рейс», «Зигзаг удачи», «Виринея». Большой творческой удачей актера стал сатирический образ Тимофея Храмова в фильме «Начальник Чукотки» (1966). В общей сложности Грибов снялся более чем в 50 фильмах.

С 1970 года Алексей Грибов преподавал актёрское мастерство в школе-студии МХАТ. После инсульта, перенесенного во время спектакля «Три сестры» на гастролях в Ленинграде, его разбил паралич. Почти три года актер был прикован к постели. Со временем восстановилась речь, он начал ходить, хотя и не слишком уверенно. В твердой памяти, в твердом сознании он даже приступил к занятиям со студентами МХАТа. Но на сцену больше не вышел.

Интересныe факты

* Награды и премии

Hародный артист СССР (26.10.1948)
Hародный артист РСФСР (1943)
Герой Социалистического Труда (1972)
Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение роли матроса Соловцова в спектакле «Офицер флота» А. А. Крона
Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли тренера Воронова в фильме «Смелые люди» (1950)
Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение роли 2-го мужика в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1974) — за исполнение роли часовщика Райнера в спектакле «Соло для часов с боем» О. Загардника
Два ордена Ленина (1967, 1972)
Oрден Октябрьской революции (1971)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1948)
медали.

написала Liliane @ Sun, 12 May 2013 17:42:50 +0400

Кинофильмы

Соло для часов с боем
Драма, Мелодрама
Куда летишь, Витар?
Мультфильм
Быль-небылица
Мультфильм
Виринея
Драма
Зигзаг удачи
Комедия
Начальник Чукотки
Комедия, Приключения
Песенка мышонка
Мультфильм
Долгая счастливая жизнь
Драма, Мелодрама
Первый троллейбус
Драма, Мелодрама
Тараканище
Мультфильм
Семь нянек
Комедия
Две сказки
Мультфильм
Взрослые дети
Комедия, Драма
Алешкина любовь
Комедия, Мелодрама
Впервые на арене
Мультфильм
Дело «пёстрых»
Боевик, Криминал
Сын
Драма
Шведская спичка
Комедия, Криминал
Снеговик-почтовик
Мультфильм
Верные друзья
Комедия, Мелодрама
Царевна-лягушка
Мультфильм
Ревизор
Комедия
Каштанка
Мультфильм
Смелые люди
Боевик, Драма
Свадьба
Комедия
Человек в футляре
Комедия, Драма