Лилия Гриценко
Лилия Гриценко
- Средний рейтинг фильмов: 9.07
- Дата рождения: 24 Dec 1917
- Дата смерти: 8 Jan 1989
- Имя при рождении: Лилия Олимпиевна Гриценко
- Место рождения: Горловка, Екатеринославская губерния, Советская Россия.
Советская актриса театра и кино, оперная певица.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/294305
Семья железнодорожника Олимпия Гриценко жила на станции Ясиноватая, затем переехала в Горловку, куда перевели отца начальником этой железнодорожной станции. Лилия Олимпиевна Гриценко родилась уже в Советской России, теперь это Донецкая область Украины.
В 1925 году семья снова переехала на станцию Ясиноватая, где Лилия окончила первые четыре класса начальной школы, а в 1930 году — в Макеевку. Десятый класс Лилия Олимпиевна заканчивала в Макеевке, куда переехала семья – отца назначили начальником транспортного цеха металлургического завода имени Кирова.
Актриса вспоминала: «У нас в школе многие хорошо пели. И я пела, занималась в самодеятельности. Наверное, это от мамы, Фаины Васильевны, которая часто выступала в любительских спектаклях.
По личному признанию актрисы, она никогда не мечтала играть на сцене, она любила рисовать, хотела стать архитектором, строить дома. Окончив школу, Лилия Гриценко решила поступать в Киевский архитектурный институт, послала документы. А жизнь рассудила по-своему: двое их было у родителей, Лилия и её старший брат Коля, и оба стали верой и правдой служить театру. Её брат Николай Олимпиевич Гриценко (1912-1979) стал впоследствии известным актёром театра и кино. Всю жизнь служил в Вахтанговском театре.
Отец Николая и Лилии Гриценко - Олимпий был недоволен, когда старший сын поступил в театральную студию. А когда спустя несколько лет и дочь собралась стать актрисой, лишь печально покачал головой: «И ты… Ох, диты-квиты…» Мама лишь добродушно улыбнулась.
В 1935 году Лилию Гриценко пригласили принять участие в Первой Всеюжной олимпиаде музыки, пения и танца металлургов, сначала в Сталино (ныне Донецк). Она в ней участвовала, пела украинские песни. После победы в ней поехала на олимпиаду в Днепропетровск, выступая от имени Макеевского металлургического завода. И вновь заняла первое место. Заключительный концерт состоялся в Киеве. После этого комиссия направила её в Москву, в оперную студию при Большом театре СССР.
Николай Олимпиевич, который был старше сестры на пять лет, уже учился в ту пору в студии при Театре имени Евгения Вахтангова. Приезжая домой на каникулы, он много и с увлечением рассказывал о театре, о Б. В. Щукине, которого боготворил. Узнав, что сестру тоже посылают учиться в Москву, обрадовался за неё и благословил.
На вступительных экзаменах Лилия пела украинские народные песни «Ой, казала ж мэни маты…», «Виють витры, виють буйни…» и другие. И была принята в класс Елены Клементьевны Катульской. Лилия не знала даже нот, её направили на учебу в консерваторию. Лилия Олимпиевна вспоминала: «Помню, пришла я в первый день в консерваторию, откуда-то доносилась игра на скрипке, где-то пели. Не выдержала, приоткрыла одну из дверей – преподаватель писал на доске ноты. Мне вдруг показалось, что я попала сюда по ошибке, случайно, стало страшно: как-то будет… Вечером в общежитии я долго и безутешно плакала. Когда узнала, что объявлен прием в оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, решила попробовать. К тому времени она немного расширила свой репертуар и решила спеть… арию Керубино из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» и, в 1937 году она была принята в студию в класс Антонины Васильевны Неждановой. Актрисе повезло застать Константина Сергеевича Станиславского и поучиться у великого мэтра. Педагогами Лилии Гриценко стали ученики К. С. Станиславского – М.Н. Кедров, М. М. Яншин, О. Н. Андровская, В. О. Топорков. В студии было два отделения – оперное и драматическое. Она училась на оперном. Там спела партию Параси из «Сорочинской ярмарки» и ещё одну партию, которую она очень любила петь. Это была партия мадам Баттерфляй из «Чио-Чио-Сан».
После окончания оперно-драматической студии имени Станиславского в 1941 году, Лилия Гриценко вошла в труппу студии (с 1948 года — театр, ныне Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). Дальнейшие шестнадцать лет её творческой деятельности связаны именно с этой сценой, где Гриценко были сыграны более десяти ведущих ролей, она служила там до 1958 года.
В 1940-е годы о ней писали: "Лилия Гриценко обладает драгоценным даром — сочетанием яркого таланта драматической актрисы, обаятельной манеры пения, высокой музыкальности и тонкого чувства стиля". Как оперная певица (лирическое сопрано) на сцене Студии исполняла партии Чио-Чио-сан, Иоланты, Параси ("Сорочинская ярмарка").
Музыкальность и поэтическая проникновенность дарования Гриценко принесли успех и признание в ролях Инессы ("День чудесных обманов" Р.Б. Шеридана), Лауры ("С любовью не шутят" П. Кальдерона), Ларисы ("Бесприданница" А.Н. Островского), Нины ("Грибоедов" Сергея Ермолинского). Юные героини Лилии Гриценко излучали чистоту полудетских, полудевических чувств, музыка помогала окрепнуть характеру многих её героинь. С успехом играла она героинь и характерные роли: от госпожи Простаковой в "Недоросле" до Бабы Яги в "Аленьком цветочке", от лирических героинь до характерных и драматических ролей.
В Коканде, куда судьба занесла её во время Отечественной войны, молодой режиссёр студии Борис Равенских, позже ставший народным артистом СССР решил ставить лермонтовский «Маскарад» и предложил Гриценко сыграть Нину, Лилия с успехом сыграла роль Нины в студийном драматическом спектакле. После этой работы она полюбила драму и, когда драматическое отделение студии превратилось в Московский театр имени К. С. Станиславского, стала актрисой этого театра. Борис Иванович Равенских, за которого актриса вышла замуж, сыграл большую роль и в её творческой судьбе. Он режиссер-поэт, его режиссура всегда музыкальна, в его спектаклях музыка – это дыхание. И, конечно же, в выпускнице музыкального отделения режиссёр нашел своего единомышленника. Из своих театральных работ сама актриса выделяла Анюту в постановке «В тиши лесов» П. Нилина и Элеонору - «С любовью не шутят».
Лилию Олимпиевну Гриценко можно смело назвать одной из самых обаятельных актрис советского театра и кино 1950-1970-х годов. Её музыкальность, лиризм, склонность к внутреннему психологическому рисунку роли значительно помогали ей выделяться из череды актрис того периода. Она не была «звездой» в сегодняшнем понимании этого слова, но и не пропадала в безвестности в тени более успешных коллег. И в театре и в кино её судьба сложилась вполне удачно. Она много играла как главные, так и второстепенные роли, фактически всегда имея успех.
Сниматься в кино Лилия Гриценко начала ещё будучи студенткой. «Первой моей ролью в кино,- вспоминала она, - была роль Оксаны в фильме по опере П. И. Чайковского «Черевички» (1944, режиссёры-постановщики М. Шапиро и Н. Кошеверова – Н. Т.). Никогда не забуду свою первую пробу в холодном павильоне студии имени Горького в 1943 году. Я тогда ещё не представляла себе, что такое сниматься в кино, да и, честно говоря, не слишком верила в свои возможности. Однако меня утвердили. Долго и старательно разучивала партию, готовясь изо всех сил. И когда дирижер Мелик-Пашаев пожал мне руку и сказал: «Хорошо!» - не было границ моей радости». Глубокое удовлетворение принес ей отзыв Дмитрия Шостаковича об этой первой работе: «Среди актеров нужно прежде всего отметить Л. Гриценко в роли Оксаны. В созданном ею образе есть и трогательность, и обаяние; среди женских ролей, которые мы видели за последние годы на экране, эта, бесспорно, одна из самых удачных…»
Были в биографии актрисы и роли, о которых она вспоминала как о самых ярких, самых больших событиях своей жизни. Среди них – встреча с кинорежиссёром Александром Довженко. Речь идёт о незавершённой режиссёрской работе мастера и его жены-соратницы Юлии Солнцевой «Прощай, Америка!», в которой Лилия Гриценко снималась вместе с братом, известным актёром Николаем Олимпиевичем Гриценко, сыграв роль американской журналистки Анны Бэдфорт.
Ещё одна встреча в кино с братом состоялась в 1973 году в фильме режиссера В. Иванова «Веселые Жабокричи» (Жабокричи – название деревни). Играть надо было на украинском языке.
Особенно много она снималась в 1950—1970-е годы. Пик популярности Лилии Гриценко пришёлся на пятидесятые годы, когда она снялась в главной женской роли в комедии Михаила Калатозова «Верные друзья». Тогда зрителей покорила её женственность, эмоциональность, прекрасные вокальные и внешние данные. Несмотря на то, что актрисе были по силам и комедийные яркие, острые роли, кинематограф видел в ней лирическую героиню. В популярной комедии «Верные друзья» (1954) её героиня любит сильно и преданно. После долгой разлуки встретившись с любимым, Наталья Сергеевна ведет себя ровно и сдержанно. И только в моменты, когда остается наедине с собой, Гриценко приоткрывает волнение, позволяющее понять истинное душевное состояние её героини. Гордость не позволяет ей самой признаться в любви. Ее счастье заблудилось, она сама уже не верит, что оно возможно. Сколько подобных нереализованных женских судеб было после войны! И героиня Гриценко была их олицетворением. Кинематограф начал эксплуатировать найденный актрисой образ, чаще предлагая ей образы «страдательные»: преданных жен, добрых, печальных и отзывчивых женщин.
Её фильмография за период с 1944 по 1988 год насчитывает 47 ролей. Среди самых заметных: с тонким лиризмом, большой теплотой и проникновенностью сыграла певицу Надежду Забелу-Врубель в музыкальном фильме («Римский-Корсаков»,1953), Катерина Анисимовна в драме «Полюшко-поле», Анна в киноповести «Андрейка», медсестра Клавдия Васильевна в комедии положений «Шофер поневоле», мама Нади в молодежной комедии «Неподдающиеся», Сусанна в фильме-опере «Хованщина», тетя Люся в картине для детей «Ребята с Канонерского», Пелагея в драме «Чужая беда», Дарья Петровна в драме «Горизонт», Эльга Борисовна в социальной драме «Тишина», Соня Приклонская в драме «Седьмой спутник», мать Примакова в историческом фильме «Семья Коцюбинских», Анна Васильевна в философской притче «Парад планет», бабушка в драме «Личное дело судьи Ивановой». Последний раз на съёмочную площадку актриса вышла в 1988 году в социально-психологической драме «Работа над ошибками» - сменялись эпохи, уходили старые актеры.
Лилия Гриценко участвовала в озвучивании многих мультфильмов, являлась членом Союза кинематографистов России.
В 1958—1960 годы Лилия Олимпиевна была в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Помимо работы в театре и кино она много выступала в качестве камерной певицы, стараясь, по её собственному признанию, «перевести песню на язык драмы». Для неё было крайне важно, о чем песня, можно ли превратить её в небольшую новеллу. «Не люблю песен без содержания, - признавалась она. – С гордостью думаю о том, что участвовала в «воскрешении» на эстраде старинного русского романса, в котором люблю его драматическое начало».
В 1960 году стала актрисой Московского драматического театра имени Пушкина. Одной из её примечательных и своеобразных ролей 1960-х годов была Тереза («День рождения Терезы» Георгия Мдивани). Как режиссёр Лилия Гриценко поставила спектакль «Метель» Леонида Леонова, где сыграла роль Катерины.
Лилия Гриценко из тех актрис, о которых принято говорить, что при рождении её поцеловал Бог и подарил огромный талант. Она была довольно успешной актрисой в кино и театре, выступала в качестве камерной певицы, ставила спектакли, как режиссёр. Главной для неё всегда была работа, которую она ценила превыше всего. Может быть, именно по этой причине у неё не сложилась личная жизнь, и не было детей. Всё её жизненное пространство занимали сцена, съёмки, выступления в концертах, работа на радио. Она отдавала всю себя творчеству и семейная жизнь, из-за сложного характера, с режиссёром Борисом Равенских не сложилась. Детей у Лилии Олимпиевны не было. И в старости она осталась совершенно одна.
В последние годы жизни и в театре и в кино Лилия Олимпиевна занимала довольно скромное положение. В силу возраста ей уже приходилось довольствоваться незначительными ролями и эпизодами, которые ничего не давали ей в творческом плане, но всё же позволяли оставаться в строю.
А ещё у актрисы было весьма забавное, почти детское увлечение - игрушки. Она их покупала везде. Особенно зайцев. Любых: игрушки это или рисунки. И сама с увлечением их рисовала.
«Заяц, нарисованный среди елей, - мой домашний герб. Герб подвижности, доброты, веселья, чем не актёрский символ?»
Её иногда могли видеть только во дворе: старая, седая женщина медленно доходила до памятника Эрнсту Тельману у метро «Аэропорт» и с ненавистью грозила ему клюкой. Чем немецкий коммунист ей не угодил непонятно.
1 сентября 1988 года Лилия Гриценко ушла из театра на заслуженный отдых, а через четыре месяца её не стало. Умерла она одна в пустой квартире. Её уход остался фактически незамеченным, лишь короткое сообщение в газете «Советская культура» известило об этом печальном событии. Вот так тихо и скромно закончилась, когда-то ярко начавшаяся творческая судьба Лилии Олимпиевны Гриценко. В памяти остались её работы в кино, многие из которых периодически появляются на экранах телевизоров, напоминая о таланте и обаянии замечательной актрисы.
Похоронена Лилия Гриценко на Новодевичьем кладбище рядом со своим братом известным актёром театра и кино Николаем Олимпиевичем Гриценко (1912—1979), народным артистом СССР.
Интересныe факты
* Народная артистка РСФСР (1957).