Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Анатолий Кторов

Анатолий Кторов

20398 large
  • Средний рейтинг фильмов: 9.08
  • Дата рождения: 24 Apr 1898
  • Дата смерти: 30 Sep 1980
  • Имя при рождении: Кторов (Викторов) Анатолий Петрович
  • Место рождения: Москва, Российская Империя

В избранном у (3)

Ninanika thumb ninanika
Profess thumb Profess

Русский и советский актёр театра и кино.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/319549
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0473308

В 1916 году, когда он учился на первом курсе Театра – студии Федора Комиссаржевского, к ним пришел новый преподаватель – Илларион Певцов, в те времена известный кумир московской театральной публики. Именно ему предстояло сыграть огромную роль в судьбе Кторова.
Курсовой работой Кторова за первый курс были «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя. Певцов долго и с интересом работал с начинающим артистом, чувствуя его стремление к форме и сложным рисункам образов.
При переводе Кторова на второй курс его хотели отчислить, так как он сильно заикался. Отстоял его Певцов, он доказал, что заикание это не органического свойства и со временем пройдет. Таким образом, благодаря Певцову Кторов был переведён на второй курс.
После окончания театральной студии, в которой он учился со своим другом Игорем Ильинским (дружбу они сохранили до последних дней), Кторов попал по распределению в бывший Театр Корша. По тем временам играть у Корша было все равно, что играть в глухой провинции, но труппа была сильная, мастеровитая.
Кторов в коршевской труппе не затерялся. Он много играл и получал большие роли, что свидетельствовало о его даровании.

В 1919 году Певцов познакомил молодого Кторова с актрисой Поповой Верой Николаевной. Она была одной из ведущих и самых популярных актрис Театра Корша. Ей было тридцать лет, и она играла с Певцовым в пьесе Леонида Андреева «Савва». Кторов влюбился сразу в её необыкновенную женственность, очарование и несравненный талант , они сразили Кторова и вскоре они поженились. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.

Кинокарьера Анатолия Кторова связана с именем выдающегося русского режиссера Якова Протазанова. Именно он впервые пригласил сняться в своей картине молодого актёра из труппы театра Корша.
Самые громкие триумфы Анатолия Петровича Кторова связаны с фильмами кинорежиссёра Якова Протазанова, который открыл немало молодых дарований: Игоря Ильинского, Веру Марецкую, Николая Баталова, Нину Алисову, Михаила Жарова… В 1920-х годах Кторов стал настоящей звездой экрана, снявшись в фильмах Якова Протазанова «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Иоргена», «Марионетки» и «Процесс о трех миллионах».
В двадцатые годы имя Анатолия Кторова в кинематографических анонсах печаталось крупными буквами, оно обладало огромной притягательной силой. Кторов очень рано стал одной из самых ярких «звезд» советского кинематографа. Долгие годы им определяли меру «роковой красоты».
Его вызывающее изящество, блестящий цилиндр, крахмальные манишки и отточенная пластика придавали особую притягательность мелодраматическим сюжетам кинолент, в которых он снимался. С его именем была связана особая эстетика торжествующего шика, блеска и ослепительного мужского магнетизма.
В 1937 году Кторов сыграл Паратова в еще одном фильме Протазанова «Бесприданница», ставшем классикой русского кинематографа XX века.
В то время, когда снимался фильм «Бесприданница», Кторов стал артистом МХАТа. Театр Корша закрыли 31 января 1933 года по приказу Наркомпроса. Помещение театра стало филиалом МХАТа, актеры были распределены по разным театрам, но только трое артистов удостоились чести войти в труппу МХАТ- - Б. Петкер, В. Попова и А. Кторов.
С этого момента, Кторов оставил кинематограф почти на три десятилетия.
Начало работы во МХАТе было нелегким, но без ролей артист не остался. Он был занят в спектаклях: «Дни Турбиных», «Школа злословия», «Последняя жертва» и др.
Искусство Кторова как актёра, обретая с годами отточенность и зрелость, не испытывало сложной эволюции; хорошие внешние данные и природный артистизм, мастерство сценического диалога уже в первые годы работы выдвинули Кторова в число известных молодых актёров.
1962 год для актёра стал знаменательным. Анатолий Кторов сыграл роль Бернарда Шоу в спектакле «Милый лжец», его партнёршей была неподражаемая актриса театра Ангелина Степанова. Кторов играл Бернарда Шоу на протяжении 14 лет.
В 1965 году кинозрители вновь увидели Анатолия Петровича Кторова на экране, в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Старого князя Николая Андреевича Болконского актёр сыграл блистательно, величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утес.
После такой глубокой работы, Кторов с легкостью исполнил роль короля одной из маленьких скандинавских стран в фильме «Посол Советского Союза». Он наделил своего короля не только безукоризненным изяществом манер, но и тонким умом, мягким благородным юмором, умением по достоинству оценивать женскую красоту.
Последний выход Кторова на сцену в роли Бернарда Шоу состоялся 23 октября 1976 года. Ему было уже тяжело играть, в последние годы он часто болел, забывал текст. Ангелина Степанова видя, как мучается партнер, отказалась от своей роли.
Анатолий Петрович Кторов сыграл за шесть десятилетий творческой деятельности 99 ролей в театре и за период с 1925 по 1977 год всего 18 ролей в кинофильмах и ещё в пяти фильмах он был актёром дубляжаа. Но он никогда не считал кинематограф главным делом своей жизни.

В 1978 году, когда МХАТ отмечал 80-летний юбилей, вспоминали многих актёров театра разных поколений, но фамилия «Кторов» взорвала весь зал нескончаемыми бурными овациями.

Он был Мастером художественного слова, читал на радио произведения: Л.Толстого, И.Бунина, А.Куприна, А.Чехова, Д.Голсуорси.
Кторов знал великое множество романсов, замечательно их исполнял в кругу друзей и сам себе аккомпанировал. Шарм и изящество в нем были всегда и на сцене и в жизни. В него влюблялись, им увлекались, но до конца своих дней он был верен только одной «Музе» - своей жене Вере Николаевне.

Великий актёр за многолетнюю творческую жизнь покорил сердца зрителей своим восхитительным талантом, порядочностью, редкой индивидуальностью. Кторов отличался тем, что был духовной опорой для людей долгие годы. Он жил в стороне от того, что считал неактёрским делом, всегда оставаясь самим собой. Много лет этот выдающийся актер ощущал себя ненужным в театре и неосуществившимся. Но то, что он сделал за свою творческую жизнь, снискало ему огромную любовь и почти культовое поклонение, хотя сам он этого не желал замечать.
Проходя мимо дома по улице Неждановой, где жили Кторов и Попова на пятом этаже, обращаешь внимание на мемориальные доски: Мейерхольду, Берсеневу, Гиацинтовой... Кторову доски нет, говорят, теперь доски не устанавливают. Могила его на Введенском (Немецком) кладбище. Там похоронена и Попова, там похоронена и Тарасова. Все эти имена принадлежат старому Художественному театру, которого тоже давно нет.
Артистичность и талант его были беспредельны. Шоу и Болконский поставили его в особое положение, так он и ушел из жизни, оказавшись среди мхатовских "стариков" "первым из первых"...
Жена пережила его на два года, скончалась в 1982 году на 93 году жизни.

Интересныe факты

* 1973, 1978 Два ордена Трудового Красного Знамени.
* 1967 Орден Ленина.
* 1963 Народный артист СССР.
* 1952 Сталинская премия первой степени — за роль Коко в спектакле «Плоды просвещения».
* 1948 Народный артист РСФСР.
* 1938 Заслуженный артист РСФСР.

написала ninanika @ Mon, 03 Mar 2014 21:34:08 +0400

Кинофильмы

Милый лжец
Драма
Посол Советского Союза
Драма, Исторический
Война и мир
Драма, Мелодрама
Праздник святого Йоргена
Комедия, Немое кино
Шахматная горячка
Комедия, Спорт