Синъитиро Ватанабэ
Shinichiro Watanabe
- Средний рейтинг фильмов: 8.09
- Дата рождения: 24 May 1965
- Место рождения: Префектура Киото, Япония
Японский режиссёр и сценарист, известный во всём мире благодаря аниме-сериалу «Ковбой Бибоп».
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/5984
IMDb: https://www.imdb.com/name/nm0913860
Устроившись на работу в компанию Sunrise, Ватанабэ несколько лет работал в качестве продюсера, раскадровщика и помощника режиссёра над рядом аниме, включая «Меллоулинк» и «Мобильный воин ГАНДАМ 0083: Память о Звездной пыли». Его режиссёрский дебют состоялся в продолжении «Макросса» – «Макросс Плюс», где он выступил в качестве сорежиссёра.
Первая самостоятельная режиссёрская работа принесла ему мировой успех и солидный кредит доверия: после выхода в 1998 году ТВ-сериала «Ковбой Бибоп» и фильма-продолжения «Ковбой Бибоп: Достучаться до небес» в 2001-м Ватанабэ становится одним из известнейших японских режиссеров.
Поэтому когда братья Вачовски начали подбирать режиссёров для своего проекта «Аниматрица», имя Ватанабэ Синъитиро было в первых строчках списка. Антология анимационных короткометражек по мотивам «Матрицы» уже успела стать классикой,и снятые Ватанабэ «История мальчика» (Kid´s Story) и «История сыщика» (Detective Story) занимают в этом сборнике достойное место.
Следующий проект режиссёра – нацеленный преимущественно на взрослую аудиторию ТВ-сериал «Самурай Тямпло». Это аниме отличается характерным для Ватанабэ смешением жанров и стилей, но если в «Ковбое Бибопе» вестерн сочетается с нуаром и джазом, не говоря о других влияниях, в «Самурае Тямпло» можно наблюдать соединение Окинавы, хип-хопа, современной Японии и самураев.
Как говорит режиссёр, ему никогда не мешала специфика работы над ТВ-сериалами – когда вокруг много продюсеров и людей, чьё мнение может быть решающим. Ватанабэ спокойно относится к существующим на телевидении форматам, считая, что они не могут помешать ему самовыражаться, и не боится использовать предложенные идеи.
Ватанабэ нередко приглашают на аниме-конвенты и фестивали, в частности, он присутствовал на «Отаконе-1999». На встречах с поклонниками он с удовольствием рассказывает о своих разнообразных пристрастиях в области кино и музыки и признаётся, что мечтает снять «игровой» фильм – романтическую любовную комедию. Эта мечта всё ещё не осуществилась.
Стиль:
Строчка из опенинга «Самурая Тямпло» my modus operandi is amalgam (смешение – принцип моей работы) более всего подходит для описания творческого метода Ватанабэ Синъитиро. По его словам, он принадлежит к поколению, которое выросло не столько на японской, сколько на мировой культуре, в первую очередь, американском кино и музыке. Например, стилизованная под ретро заставка к «Ковбою Бибопу» – результат увлечённости старыми американскими фильмами.
По признанию Ватанабэ, у многих его героев есть прототипы среди его любимых музыкантов или киноактёров. Но не всегда просто определить, какой конкретный человек повлиял на образ и характер персонажа, или источник – воображение режиссёра.
Комбинация различный стилистических и жанровых элементов характерна и для «Самурая Тямпло». Режиссёр говорит об этом аниме как о сериале-ремиксе: «Хип-хоп использует мотивы джаза и соула – и превращает их в нечто свежее и оригинальное». В Японии к самурайскому кино такое же отношение, как в Америке – к вестернам. Оба жанра стилизованы и лишь отчасти связаны с конкретными историческими событиями. Ватанабэ попытался вдохнуть новую жизнь в старомодный жанр и провести параллель между одиноким самураем с мечом и одиноким рэппером с микрофоном. «Мне показалось естественным соединить их вместе», - признаётся он.
Сценарий:
Ватанабэ обычно является автором идей, и сам пишет сценарии. В то время, как обычно сначала придумывают сюжет, а уже потом главных героев, Ватанабэ в первую очередь сосредотачивает внимание на характерах, а уже потом принимается за историю.
Характеристики героев, как правило, состоят из трёх основных черт, но, по мнению Ватанабэ, людей невозможно описать так легко. Поэтому описание становится более сложным и формируется из текста и анимации – но и здесь режиссёр не ограничивается стандартными методами. Если обычно развитие сюжета влечёт за собой изменение характеров, то Ватанабэ предпочитает раскрывать все грани личности, в зависимости от сюжета той или иной серии. «Поэтому мои герои не сильно развиваются, но проявляют себя с разных сторон».
Даже если Ватанабэ снимает по своему сценарию, ему нравится работать со сценаристом Нобумото Кэйко. Они часто советуются и привносят свои идеи в сюжет.
Дизайн:
В режиссёрских работах Ватанабэ большое внимание уделяется глазам персонажей. В «Ковбое Бибопе» у Спайка глаза были разного цвета (и один был искусственным). Когда Спайк, пробив церковный витраж, летел вниз головой, камера сфокусировалась на небе, отраженном в его глазах. Когда в Kid´s Story падал главный герой, повторился тот же приём. В Detective Story герою имплантировали в глаз, а потом извлекли насекомое – оба действия были показаны крупным планом. Глаза остальных персонажей были показаны неясно, смазано или были не видны.
При создании Kid´s Story, особенно сцен погони, были использованы видео-записи с участием актёра на скейтборде. Как рассказывает Ватанабэ: «Изучение видео с «живыми» людьми позволило добиться очень подробной картины со множеством малозаметных деталей и движений».
(Как братья Вачовски являются горячими поклонниками «Ковбоя Бибопа», так и Ватанабэ, по его признанию, был увлечён «Матрицей» с первых же кадров. Идея и сценарий Kid´s Story принадлежали Анди и Ларри Вачовски – эта история тесно связана с продолжениями «Матрицы» и очень близка режиссёрам. После совместного обсуждения эпизода было решено добавить некоторые идеи Ватанабэ).
Саундтрек:
Музыка также играет очень важную роль в работах Ватанабэ, что наиболее заметно в той удивительной смеси джаза, блюза, бибопа и фанка, которой является саундтрек к «Ковбою Бибопу». Это стало возможным благодаря его прекрасным дружеским отношениями с таким восприимчивым композитором, как Канно Ёко.
Как вспоминает режиссёр, порой она писала музыку для одной определённой сцены, а он использовал эти композиции в других эпизодах, порой Канно приходила с ворохом интереснейших идей, и они вместе решали, что следует разработать.
Что касается саундтрека к «Самураю Тямпло», большое влияние на него оказала культура хип-хопа и рэпа.
Идея:
«Ковбой Бибоп» остаётся одним из самых любимых во всём мире аниме. В Нью-Йорке на премьере фильма «Ковбой Бибоп: Достучаться до небес» в кинотеатре на Таймс-Сквер Ватанабэ вместе с композитором Канно Ёко и дизайнером Кавамото Тосихиро приветствовали как национальных героев.
Но слава не особенно повлияла на режиссёра, и хотя ему по-прежнему задают вопросы о новом продолжении знаменитого сериала, он не собирается возвращаться к пройдённому. Как признаётся Ватанабэ, он не любит пересматривать свои работы – «потому что всё время хочется что-нибудь исправить или изменить».
В 1999 году на «Отаконе» Ватанабе охарактеризовал «Ковбоя Бибопа» следующим образом: «Он не предназначен для какого-то определённого типа людей. Я хотел, чтобы каждый получил удовольствие от этого сериала, но это не значит, что зрители увидят то, к чему привыкли. Многие отаку предпочитают определенный тип аниме, но я стараюсь дать им нечто отличное от того, что им нравится». Эти слова можно применить и к другим работам режиссёра.
«Это то, что мог сделать только я» – исчерпывающая характеристика собственного творчества. Ватанабэ один из тех режиссёров, а если шире, «художников», которые не стремятся потворствовать вкусам публики, напротив, любят удивлять неожиданными решениями, сочетаниями несовместимого и живыми запоминающимися героями.
Примечание: Ватанабэ Синъитиро не следует путать с Ватанабэ Синъити (Watanabe Shinichi), тоже режиссёром аниме.
© World Art