Александр Татарский
Александр Михайлович Татарский
- Средний рейтинг фильмов: 9.16
- Дата рождения: 11 Dec 1950
- Дата смерти: 21 Jul 2007
- Имя при рождении: Александр Михайлович Татарский
- Место рождения: Киев, Украинская ССР, СССР.
Советский режиссёр, художник, продюсер, мультипликатор.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/313367
Александр Михайлович Татарский родился в семье сценариста М. С. Татарского. В 1974 году окончил Киевский Государственный институт театра и кино им.Карпенко-Карого по специальности кинодраматург-киновед-редактор, а в 1975 году - специализированные трёхгодичные курсы художников-мультипликаторов Госкино УССР.
В 1968 г. пришел в мультипликационное кино, на студию «Киевнаучфильм», где принимал участие в создании десятков лент и овладел практически всеми профессиями, связанными с производством мультфильмов, прошёл путь от заливщика до режиссёра.
Александр Татарский говорил: "Аниматор играет за персонажа. Это актёр, который умеет рисовать, а не художник, который занимается актёрством. Он должен быть музыкальным человеком с потрясающим чувством ритма, дизайнером, наконец, просто работоспособным".
В 1980 году переехал в Москву для работы кинорежиссёром в мультипликационной студии Т/О «Экран» Одновременно в статусе вольнослушателя в течение двух лет посещал занятия Высших курсов сценаристов и режиссёров СК и Госкино СССР.
Первый же фильм, снятый на телевидении, - «Пластилиновая ворона» (1981г) - перевернул представление о мультипликации, стал всенародным бестселлером и получил более 25 фестивальных наград, начиная с Гран при на всесоюзном фестивале телевизионных фильмов (1981 г.).
Григорий Гладков, композитор: "Он собирал все, что связано с детством, и говорил: "Самое счастливое время - это было детство и больше такого не будет, и все, что я делаю, делаю для того, чтобы вернуться туда". Александр Татарский собирал коллекцию дедов морозов. Их у него было больше 100.
Поначалу он собирался в клоуны, но потом решил, что у аниматоров аудитория шире, а возможности больше. Специально придумал для своих героев пластилиновую технику, которая могла нарушать законы физики. Первой и была "Пластилиновая ворона". Она пришла к нему, как озарение. Больше сил и времени потребовалось пробить такой необычный мультик на экраны. "Этот мультфильм показал некую вседозволенность, что можно так, а можно так, и попал в благодатную почву, когда в обществе созрел голод по этому".
Второй работой стала пластилиновая заставка для передачи «Спокойной ночи, малыши», которая живет на телеэкране уже около 25 лет и внесена по числу выходов в эфир в «Книгу рекордов Гиннеса».
Сейчас кажется, что у него не было проблем только с заставкой для "Спокойной ночи малыши".
Затем был снят фильм «Падал прошлогодний снег» (1983 г.), также имевший большой и многолетний успех и получивший много фестивальных наград, начиная с «Серебряного кукера» на всемирном фестивале анимационного кино в г.Варне (фестиваль класса «А»). Но за "Падал прошлогодний снег" снова пришлось побороться. Его странный персонаж невероятно смутил членов худсовета, зато зрители увидели в нем родного человека.
Следующий фильм – «Обратная сторона луны» (1984 г.) собрал огромный по тем временам урожай наград, включая «Золотого клоуна» на всемирном фестивале анимационного кино в г.Загребе (фестиваль класса «А»).
На фестивале фестивалей в Лондоне (в этом соревновании участвовали только анимационные фильмы, уже удостоенные до этого высших наград фестивалей класса «А») фильм «Обратная сторона луны» был признан лучшим анимационным фильмом в мире за 1984 год.
Многих высоких наград удостоилась и следующая работа автора – «Следствие ведут колобки» (совместно с И.Ковалевым, 1986 г.). В этом фильме впервые появились наиболее известные, фирменные персонажи, созданные Татарским — братья Колобки, которые потом были переименованы в сыщиков братьев Пилотов. Они были не только героями нескольких мультфильмов, но также и первыми на российском телевидении виртуальными ведущими.
В том же году А.Татарский выиграл международный тендер на право производства анимации для американского телеканала TBS (проект Тэда Тернера) и выполнил работу, которая имела в США большой успех. Это был первый успешный случай работы анимационного режиссёра из СССР для западного заказчика.
В те же годы А.Татарский был приглашён преподавателем на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где подготовил ряд высокопрофессиональных специалистов (один из них, Алексей Харитиди, впоследствии за свою дипломную работу «Гагарин», снятую под художественным руководством А.Татарского на студии «Пилот», получил «Пальмовую ветвь» в Каннах). Сделав еще ряд успешных работ на телевидении (все они удостоены многих фестивальных наград), А.Татарский приступил к созданию независимой школы и производственной студии.
В 1988 г. появилась Московская анимационная студия «Пилот» (Школа новых экранных технологий) - первая в истории современной России независимая негосударственная киностудия, которой сегодня уже более 17 лет. Александр Михайлович основал студию "Пилот" вместе с замечательным художником-аниматором Игорем Ковалевым и искусствоведом Анатолием Прохоровым , на которой вплоть до сегодняшнего дня создаются шедевры отечественной анимации.
Татарский руководил "Пилотом", взяв на себя все тяготы выживания в рыночных условиях после развала Союза и после эмиграции в Америку соавтора лучших работ Игоря Ковалева и ухода в различные, в том числе коммерческие, структуры многих своих бывших коллег.
Студия "Пилот" возродилась под руководством Татарского, собрала лучшие силы московских аниматоров, активно привлекала к работе в качестве консультантов и соавторов проектов таких мэтров, как Фёдор Хитрук, Эдуард Назаров и многие другие замечательные деятели культуры. Все эти годы Александр Татарский являлся её президентом и художественным руководителем. Был автором и режиссёром многих рекламных роликов.
Наиболее известные персонажи, созданные Татарским — братья Колобки, которые потом были переименованы в братьев Пилотов. Они были не только героями нескольких мультфильмов, но также и первыми на российском телевидении виртуальными ведущими.
В различных проектах студии он выступал в разных качествах: продюсера, сценариста, режиссера. Феномен студии «Пилот» состоит в том, что все без исключения её фильмы (а за эти годы было снято много десятков лент) имеют отечественные и международные фестивальные награды, включая две номинации на «Оскар», «Пальмовую ветвь» в Каннах, Гран при и первые награды многих авторитетных фестивалей.
В активе студии несколько наград «Ника», «ТЭФИ», «Золотой Остап», многочисленные номинации на эти премии и на «Золотой орел».
В 1987 г. А.Татарский осуществил новый творческо-производственный проект – создал первую в стране студию с уникальной в то время 3D-технологией компьютерной анимации реального времени – «Пилот ТВ». Проекты этой студии с большим успехом шли на ведущих каналах телевидения и были удостоены высоких наград, включая три премии «ТЭФИ» в течение четырех лет.
С 1995 года Татарский был президентом Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале и руководителем секции анимации при Союзе кинематографистов.
С 1997 года — художественный руководитель телепроекта еженедельной передачи «Чердачок Фруттис» (ОРТ).
В 2007 году был членом экспертного совета кинопремии «Золотой орёл».
В течение многих лет избирается секретарем Союза кинематографистов РФ.
Член киноакадемии «Ника» и академии кинематографических наук и искусств «Золотой орел».
Более 20 лет успешно занимается преподавательской деятельностью. Многие его ученики стали признанными мастерами анимации, получающими за свои фильмы самые престижные награды.
Сегодня география стран, где работают его ученики, огромна – от США до Венгрии и Польши, от Бразилии до Испании и Франции, от Китая до Германии, Израиля и Латвии. И, конечно, ученики А.Татарского работают в Москве, Петербурге, Уфе, Киеве. Из них во многом состоит творческий коллектив студии «Пилот».
Работы последних лет – «Унесенные ветром», «Красные ворота Расемон» (совместно с В.Телегиным) - также получили много фестивальных наград, включая золотую награду фестиваля в Злине и золотую награду всемирного фестиваля детского кино в Чикаго. Перечисление регалий не отражает и сотой доли того вклада, который внес Александр Михайлович Татарский в отечественную анимацию.
Всего за время своего существования студия «Пилот» получила свыше 350 фестивальных наград и дипломов – результат, не имеющий аналогов в нашем кинематографе. Роль Татарского и его «Пилота», возможно, не менее важна для полуразрушенной и экономически почти убитой в 90-х годах, а когда-то великой советской анимации. Ученики Татарского работают сейчас по всему миру, хотя его собственное творческое наследие невелико — по пальцам пересчитать можно, но все работы разные. И ни одну невозможно забыть. Будь то "Унесенные ветром" с вылетающими через окно куриными окорочками или одноминутный фильм о путче 1991-го, сделанный за три августовских дня.
За всё время работы в мультипликации с 1974 по 2007 год Александр Татарский был в 29 фильмах был режиссёром и мультипликатором, как художник сделал 3 фильма и в трёх фильмах рассказывал о мультипликации, как сценарист выступил в 33, был продюсером 16 картин.
Автор анимационных фильмов "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег", "Крылья, ноги и хвосты" по воспоминаниям коллег обожал парадоксы и непредсказуемость во всем, поэтому и фильмы его были необычными и новаторскими. Фирменный стиль Татарского ни с чем нельзя перепутать. Он создал яркий, остроумный мультипликационный мир. Кстати, рисованный мультфильм "Крылья, ноги и хвосты" вышел в 1985 году, однако из-за бюрократических препон появился на экранах лишь год спустя. Однако история о грифе, который учил летать страуса нашла своих поклонников, а многие фразы этой достаточно циничной басни стали крылатыми.
С упорством Александр Михайлович отстаивал свое право быть центром вселенной, созданной своими руками. Это был мир со студией "Пилот", братьями Колобками, горой самоцветов из сказок разных стран мира, и конечно, с необычными людьми, которые понимали его с полуслова.
Практически все знают "Пластилиновую ворону" и "Следствие ведут Колобки" и Татарскому, одному из немногих режиссёров, удалось войти в русский новогодний кодекс – ни одна праздничная телепрограмма на любом канале в зимние праздники не обходится без его фильма "Падал прошлогодний снег", как не обходится без обязательной "Иронии судьбы". Но, в отличие от режиссёров игрового кино, великих аниматоров, даже всемирно известных, каким был Татарский, в лицо знают единицы.
Его последним грандиозным проектом должна была стать 52-серийная "Гора самоцветов" на основе сказок народов мира, которая, стартовав великолепными, ставшими уже культовыми фильмами, к сегодняшнему дню начала испытывать огромные финансовые трудности. Это, несомненно, повлияло на самочувствие автора этого уникального проекта, больное сердце которого не выдержало нескончаемых боев с нуворишами за русское искусство.
Последние месяцы своей жизни Александр Михайлович жил в постоянном нервном напряжении. Постоянная нехватка денег приводила к тому, что студия могла выпустить два-три пятнадцатиминутных фильма в год.
Но Александр Михайлович в постсоветские годы не ушёл в затвор, не уехал за границу, а занимал самую активную позицию, постоянно лоббируя интересы отрасли во всех доступных властных коридорах. В такой великой стране, как Россия, так никогда и не была создана анимация как индустрия, в отличие от Америки или, скажем, Японии, хотя все предпосылки по части талантов у нас имелись. Александру Татарскому не раз предлагали перебраться в кинематографическую и анимационную Мекку — в Америку, но он остался. А на встрече с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым говорил с болью: "Мы растим иностранцев в собственной стране. Никакие нанотехнологии не смогут нам помочь, если мы будем продолжать воспитывать не российских, а американских и японских детей, растущих на культуре этих народов". И добавил, что все деньги, выделяемые на развитие отечественной мультипликации, составляют четверть бюджета одного лишь мультфильма "Шрэк". Татарский как одинокий рыцарь всю свою жизнь сражался с косностью и непониманием значимости одного из самых изящных искусств нового времени для культуры в целом.
Александр Татарский умер на 57 году жизни во сне от остановки сердца. Ушёл один из самых талантливых, умных, остроумных и обаятельных людей. На похороны на Миусское кладбище пришли сотни людей — известные режиссёры, многочисленные студенты и работники студии «Пилот», звучала мелодия из мультфильма «Падал прошлогодний снег».
Интересныe факты
* "Пластилиновая ворона" (25 различных фестивальных наград).
* "Падал прошлогодний снег" ("Серебряный Кукер" 1983 г. и др. награды).
* "Обратная сторона Луны" ("Золотой клоун" 1984 г. и др. награды).
* "Следствие ведут Колобки" ("Золотой Кукер" 1987 г. и др. награды).
* "Лифт-1" ("Вторая премия на Международном фестивале одноминутных фильмов "Минимакс" (Сосновец, Польша, 1989 г. и др. награды).
* "Лифт-5" (диплом Международного фестиваля анимационных
фильмов "Синанима-92" (Эшпиньо, ноябрь 1992).
* "Братья Пилоты готовят на завтрак макарончики"
(Профессиональный приз Российской Киноакадемии "Ника-96"
в категории "Анимационный фильм года".
написала ninanika @ Wed, 30 Apr 2014 18:55:11 +0400
* Заслуженный деятель искусств РФ (2000).
* За цикл анимационных фильмов «Из личной жизни Братьев Пилотов» и детскую телепрограмму «Чердачок Братьев Пилотов» А.Татарский был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1988).