Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Лени Рифеншталь

Leni Riefenstahl

22802 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 22 Aug 1902
  • Дата смерти: 7 Sep 2003
  • Имя при рождении: Helene Berta Amalie Riefenstahl
  • Место рождения: Берлин

В избранном у (14)

Melkaya263 thumb melkaya263
Brovach thumb bro
Menumaingsomlol thumb Menumaingsomlol
Profess thumb Profess
Tivisa thumb tivisa
Kriss thumb KrIss
Hellboy101 thumb hellboy101
Kakapo thumb kakapo
Cinetesta thumb cinetesta
Cheschir thumb Роберт Бегемот
%d0%90%d0%bd%d0%bd%d0%b0choo thumb AnnaChu
Ray mccoy thumb Рэй МакКой

Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине. Через два с половиной года родился её брат Хайнц. Отец Лени, Альфред Рифеншталь, был богатым купцом и владел фирмой по монтажу сантехники. Мать Берта Ида, урождённая Шербах, занимается развитием у её дочери художественных наклонностей. В 1907 году маленькая Лени становится членом плавательного клуба «Русалка». Тогда же вступает в ряды гимнастического общества, учится кататься на роликовых и ледовых коньках. Помимо этого, в течение пяти лет она берёт уроки игры на фортепьяно. В 1918 году Рифеншталь успешно заканчивает обучение в Кольморгенском лицее Берлина.

В том же году она без разрешения отца, но при поддержке матери, берёт уроки танцев. Хара́ктерный танец и балет также входят в её планы. После первого же публичного выступления, между отцом и дочерью разгорается ссора. Чтобы избежать отправки в закрытый интернат для девушек, Лени Рифеншталь подаёт заявление в государственное художественное училище в Берлине, поступает в него и недолго изучает в нём живопись.

В 1919 году отец посылает её в пансион в Тале. Там она тайно занимается танцами, играет в театральных постановках и посещает представления местного театра на сцене под открытым небом. По прошествии года ей разрешают покинуть пансион. В 1920 году Рифеншталь становится секретарём на предприятии своего отца. Она учится машинописи, стенографии и бухучёту. Кроме того, Лени теперь может открыто брать уроки танцев и даже выступать на публике. Помимо всего этого, она играет в теннис. После очередной ссоры, приведшей к уходу Лени из родительского дома, отец наконец перестает сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.

C 1921 по 1923 год Рифеншталь обучается классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин и дополнительно изучает хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на полгода она уезжает в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мэри Вигман. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине (ныне — Щецин в Польше), Цюрихе, Инсбруке и Праге. Однако разрыв связок ставит крест на дальнейшей карьере танцовщицы
В 1924 году Лени Рифеншталь переезжает в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она обручается с Отто Фройцхаймом, известным теннисистом. В июне в кинотеатре на Ноллендорфплац она смотрит фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы» (1919), который её настолько впечатляет, что она совершает поездку в горы. Лени встречается также с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссёром Арнольдом Фанком, который проявляет к ней большой интерес. В то время как после разрыва мениска Рифеншталь ложится в клинику на операцию, Арнольд Фанк пишет для неё сценарий фильма «Священная гора». Лени разрывает помолвку с Отто Фройцхаймом. После её выздоровления в Доломитовых Альпах начинаются съёмки фильма, премьера которого проходит 17 декабря 1926 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине. Танцовщица становится знаменитой актрисой. Она учится скалолазанию и катанию на лыжах, чтобы соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах». Рифеншталь исполняет главные роли в фильмах «Большой прыжок» (Der große Sprung, 1927), «Белый ад Пиц Палю» (Die weiße Hölle vom Piz Palü, 1929), «Бури над Монбланом» (Stürme über dem Montblanc, 1930) и «Белое безумие» (Der weisse Rausch, 1931).

В 1927 году на съёмках фильма «Большой прыжок» Рифеншталь работает с Гансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли, с которым она в течение трёх лет прожила в любовном союзе. В Берлине она знакомится с режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом («Безрадостный переулок»), Абелем Гансом («Наполеон»), Вальтером Руттманом («Берлин, симфония большого города») и писателем Эрихом Марией Ремарком. В 1928 году она посещает зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появляется её первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». Теперь Рифеншталь регулярно публикует репортажи о съёмках своих фильмов. В 1928 году играет также в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов» (Das Schicksal derer von Habsburg).

Съёмки фильма «Белый ад Пиц Палю» в Энгадине ведут два режиссёра — Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст. Лени Рифеншталь принимает участие в монтаже французской версии фильма.

В мае 1933 года Рифеншталь принимает предложение Гитлера снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге, «партсъезде победы». Она работает с известными операторами Зеппом Альгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем и сама занимается монтажом. Продюсером выступает министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако после уничтожения верхушки СА в «ночь длинных ножей» фильм исчез с экранов, так как в нём наряду с Гитлером большое место было отведено начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму.

Фильм «Победа веры» стал для Рифеншталь своеобразной «пробой пера». Отснятый материал всё ещё отчётливо носит характер репортажа, содержит достаточно много случайного и несистематизированного материала и является, таким образом, недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, демонстрируя в то же время неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра документального кино. И Рифеншталь, и НСДАП ещё предстояло поработать над собой.


Лени Рифеншталь и Генрих Гиммлер в Нюрнберге во время съёмки «Триумфа воли» (1934)В апреле 1934 Гитлер поручает Лени Рифеншталь съёмки «Триумфа воли», ещё одного фильма о съезде НСДАП, «съезде единства и силы». Для этого она основывает производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансируется самой НСДАП. Рифеншталь осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом, и взяла в свои руки руководство съёмками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В её распоряжении находилась команда из 170 человек (из них 36 операторов) и 30 камер, они закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях, Гитлера снимали сразу с нескольких точек. Лени Рифеншталь понадобилось семь месяцев для монтажа и завершения работы над фильмом. Из отснятого материала длительностью в несколько сотен часов она смонтировала фильм, хронометраж которого составил 114 минут. Музыку к фильму написал известный композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь. Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине.

О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать не хронику, не репортаж, а «художественный фильм»: «Это не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Его должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. (…) Ещё нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нём самого себя». (Der Deutsche, 17.01.1935) Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. Она создала кинематографическую симфонию движения, в которой Гитлер является главным исполнителем даже в том случае, когда его нет на месте событий. Ритм и движение используются при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного непосредственного участия в партийном съезде.

В то же время Рифеншталь подчеркивает документальный характер фильма, имея в виду объективное описание реального события. Однако её работа с документальным материалом ведет к драматизации партийного съезда, который изначально был отрепетирован и инсценирован для киносъёмок.


Triumph des Willens Триумф волиИменно потому, что этот фильм наилучшим образом соответствует представлениям национал-социалистов о самих себе, их руководство чествует «Триумф воли» как образец удачной нацистской пропаганды и официально придаёт ему пропагандистский статус. За «Триумф воли» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию за 1934/1935 год, премию за лучший иностранный документальный фильм на венецианском биеннале 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет выходит книга Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».

Поскольку вермахт, который в 1934 году после смерти Пауля фон Гинденбурга впервые принимал участие в съезде НСДАП, в «Триумфе воли» был представлен недостаточно, что вызвало недовольство военных, Лени Рифеншталь вынуждена была сделать 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! — Наш вермахт!». Его премьера состоялась 30 декабря в том же году. Фильм создаёт настроение чрезвычайно лирическим началом с изображением ночной стражи и рассвета в палаточном городке, игрой теней и съёмками против солнечного света. Затем следуют командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Изобразительные средства этой кинокартины стереотипны, композиция неубедительна. Сама Рифеншталь называет свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причём она понимает под документальным фильмом такой фильм, который отражает дух и/или атмосферу мероприятия.

В 1935 году Лени Рифеншталь встречается с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета берлинских Олимпийских игр, которые должны пройти в 1936 году. Она заключает соглашение с кинокомпанией «Тобис» о съёмках «Олимпии» и занимается подготовительными работами. Вскоре после этого она основывает фирму «Olympiade-Film GmbH», акционерами которой являются она и её брат Хайнц. Вновь деньги министерства пропаганды и другие средства текут в кинокомпанию, чтобы профинансировать затратные съёмки.

В 1936 году Лени Рифеншталь в качестве подготовительных работ к фильму посещает зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встречается с Бенито Муссолини в Риме. С мая 1936 года начинаются кинопробы для «Олимпии». Рифеншталь работает над фильмом совместно с известными операторами (Вальтером Френцем, Вилли Цильке (Willy Zielke), Гуцци Ланчнером (Guzzi Lantschner), Хансом Эртлем (Hans Ertl) и многими другими). Вместе они создают и применяют много новых кинотехнических приёмов и инноваций (например — камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составляет 170 человек. После съёмок в июле и августе 1936 года Рифеншталь вновь возвращается в монтажный цех. Между 1936 и 1938 годами она сортирует, архивирует и монтирует отснятый материал к олимпийским фильмам в своём доме в Груневальде.

Производственный фильм о работе над «Олимпией» в 1937 году на Всемирной выставке в Париже получает золотую медаль. Премьера «Праздника народов» и «Праздника красоты» состоялась, как и прежде, в Уфа-дворце берлинского зоопарка 20 апреля 1938 года. Со своим фильмом Лени совершает поездку по Европе — сначала Вена, затем Грац, Париж, Брюссель, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Осло и, наконец — Рим. За «Олимпию» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию 1937/1938 годов, шведскую Полярную премию, золотую медаль за лучший фильм на международном кинофестивале в Венеции, Греческую спортивную премию, а на кинофестивале в швейцарской Лозанне в 1948 году дополнительно к золотой олимпийской медали, которой её наградил в 1938 году Международный олимпийский комитет, Олимпийский диплом.

Пролог первой части «Олимпии» известен: на экране видны руины Акрополя, затем камера показывает отдельные головы античных атлетов и богинь, плавно переходя на скульптуру дискобола работы Мирона, а с неё осуществляется переход к «живому изображению» обнажённых атлетов, которые на море в замедленной съёмке представляют такие античные соревнования как метание диска, копья и ядра. Далее зритель видит обнажённых гимнасток, движениями которых, через зажжение олимпийского огня и эстафету факелоносцев, несущих огонь через Грецию, переносится в современность — на Олимпийский стадион Берлина 1936 года. Но и во второй части «Олимпии» имеется пролог: утренний лес, в котором бегуны по пересечённой местности, словно тени, возникают перед зрителем и обнажёнными прыгают в воду, сауна, блестящие тела атлетов, берёзовые веники, смеющиеся лица под душем. Но ещё более известным является конец фильма: прыжки в воду у мужчин, которые переходят в невесомый полёт в небо. Затем на экране возникает олимпийский стадион весь в огнях, слышен колокольный звон, видны олимпийский огонь и украшенные лавровыми ветвями флагштоки, которые склоняются друг к другу. Олимпийские знамёна и «Храм света», созданные молодым архитектором Альбертом Шпеером, являются финалом фильма.


Кадр из фильма «Олимпия»В обеих частях «Олимпии» друг друга сменяют такие операторские приёмы, как репортажные панорамы, замедленное воспроизведение, панорамирование, пассажи с видом снизу, с субъективной камеры, параллельная съемка с нескольких камер. Основная смысловая нагрузка при монтаже была возложена на символическое возвышение, что было сделано с помощью оптических переходов, а также на эмоциональную музыку и на напряжение, возникающее в момент спортивного состязания, как у спортсменов, так и у болельщиков. Монтаж создаёт прямые зрительные связи между волей к победе немецких олимпийцев и аплодисментами Гитлера (или Геббельса и Геринга). Другими приёмами монтажа являются: импрессионистский монтаж тела в полёте (прыжки с шестом и в воду); монтаж беспрецедентной по накалу борьбы сцены в марафонском беге между покидающими тело силами (движения ног в замедленном воспроизведении) и огромной волей (сцены улиц в ускоренном воспроизведении и с динамичной музыкой); силуэты на земле (фехтование); а также переходы между музыкально иллюстрированными пассажами и частями, в которых присутствуют комментарии диктора и зрительская реакция на то, что происходит на арене. Комментарий к немецкой версии фильма риторически подчёркивает аналогию между спортивной борьбой и военными действиями.

Лени Рифеншталь, которая в «Олимпии» не обошла стороной выдающийся успех американских, причём даже чернокожих атлетов, надеялась на кассовый успех фильма в Штатах. И действительно, кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила её в 1938 году посетить США. В ноябре 38-го года Рифеншталь приезжает с «Олимпией» в Америку. Однако в день её приезда в США, из Европы приходит известие о еврейских погромах в течение так называемой «Хрустальной ночи», которая имела место в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии. Реакция американской общественности последовала незамедлительно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гвардия и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призывают к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. В Голливуде появляются антирифеншталевские плакаты. Но, несмотря на это, Рифеншталь встречается с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известного также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти самых лучших фильмов мира. «Олимпия» явилась образцом для многих спортивных фильмов и репортажей и предвосхитила многочисленные технические новшества в киноиндустрии.

В 1958 году Лени создаёт новую редакцию фильма, и он выходит в ограниченный прокат в Берлине, Бремене и Гамбурге. Вторая часть «Олимпии» (первоначально — «Праздник красоты») переименовывается в «Богов стадиона». Однако проект ожидало кассовое фиаско. В 1967 году Рифеншталь в Мюнхене создаёт ещё одну версию, теперь уже англоязычную, фильма, которая должна быть показана по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.

Лени Рифеншталь и нацизмСама Рифеншталь всегда видела себя как аполитичного деятеля искусства, который в то время не осознавал всей чудовищности фашистского режима. Цитата: «Я никогда не опровергала того факта, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно является виной или ослеплением» («Nie habe ich bestritten, dass ich der Persönlichkeit Hitlers verfallen war. Dass ich das Dämonische zu spät in ihm erkannt habe, ist zweifellos Schuld oder Verblendung», 1949).

Нацистская пропаганда не могла не воспользоваться несомненно ярким талантом Рифеншталь, но и Рифеншталь не могла не использовать нацистов для своей карьеры.


Лени Рифеншталь посещает войска в Польше (1939) Военные впечатленияВ 1939 году Рифеншталь оканчивает курсы фронтовых корреспондентов. Однако реалии войны в Польше привели её в ужас. Поэтому, когда осенью 1944 года ей предложили снять фильм о Линии Зигфрида — оборонительной линии против союзников — она отказалась от съёмок. Вследствие этого она поссорилась с Геббельсом и имперской Палатой по делам культуры, которые больше никогда не давали ей средства на съёмки. Однако же, Рифеншталь никогда не отмежёвывалась от национал-социалистов. До сих пор существует неоднозначная оценка её сотрудничеству с НСДАП и Гитлером.

В 1993 году она дает большое интервью в фильме «Сила образов». Фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии. В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне наконец-то вручает ей Золотую медаль берлинских Олимпийских игр 1936 года (хотя медаль и была присуждена ей ещё в далёком 1938 году, однако получить её она долгое время не могла). В том же году она посещает Россию.

В 2002 году Лени Рифеншталь празднует свой столетний юбилей в кругу множества звёзд (среди прочих, например, Зигфрид и Рой).

8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 2250 в своём собственном доме в городке Пёкинг, что на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё.

У Рифеншталь не было детей, о чём она сожалела.

12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище «Вальдфридхоф» (Waldfriedhof).

Кинофильмы

Hitlers Krieger
Документальный
Olympia 1. Teil - Fest der Völker
Спорт, Документальный
Triumph des Willens
Исторический, Документальный