Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Надежда Кошеверова

Надежда Николаевна Кошеве́рова

23805 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.59
  • Дата рождения: 23 Sep 1902
  • Дата смерти: 22 Feb 1989
  • Имя при рождении: Надежда Николаевна Кошеве́рова
  • Место рождения: Санкт-Петербург

В избранном у (4)

Profess thumb Profess
Ninanika thumb ninanika
Anya400087 thumb anya400087

Советский кинорежиссер Н.Н. Кошеверова родилась 10 (23) сентября 1902 года в Петербурге. С юных лет она увлекалась куклами и кукольным театром. В 1923 году окончила актерскую школу при петроградском театре "Вольная комедия", а после ее окончания играла в различных театрах, в том числе в 1925-1927 годах - в Ленинградском театре Сатиры, параллельно в 1925-1928 годах Н.Н. Кошеверова училась в киномастерской Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). С 1928 года она работала на киностудии "Ленфильм". Свой приход в кино Надежда Николаевна объясняла тем, что "кинематограф подобен кукольному театру, ибо над созданием фильма трудятся много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть".

Свою работу на "Ленфильме" Надежда Кошеверова начала ассистентом режиссера, именно в этом качестве она принимала участие в создании двух фильмов из трилогии о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга - "Возвращение Максима" (1937) и "Выборгская сторона" (1938). Некоторое время она занималась киномонтажными работами. Кошеверова стала знаменитым режиссером в жанре сказки, но в 1930-40-е годы она делала совсем другое кино. Она не сразу пришла к сказкам. Первая, не сохранившаяся картина Кошеверовой "Однажды осенью" (1937) - экранизация рассказа Горького - была создана приемами психологического, камерного кино. Как режиссер-постановщик Кошеверова дебютировала лирической комедией "Аринка" (1939). Дебют оказался удачным. Фильм, рассказывающий о семье советских железнодорожников, появился на экранах в марте 1940 года и вошел в число лидеров проката 1940 года, его посмотрели 22,9 млн. зрителей. До начала войны Кошеверова успела снять еще один фильм - среднеметражную ленту "Галя" (1940). С юмором, но в то же время достаточно сурово для предвоенного кино изобразила она в фильме тыловую жизнь. Возможно, запрет этой картины о финской войне стал одной из причин ухода Кошеверовой от реалистического, "серьезного" кино. А первым обращением к сказке стал фильм-опера "Черевички" по одноименной опере Чайковского (1944), причем Н.Н. Кошеверова стала также и автором сценария к фильму. На этой работе Кошеверова впервые встретилась с Михаилом Шапиро - режиссером невероятно изобретательным и прекрасно чувствовавшим музыку. Так, в трудные военные годы, на студии ЦОКС в Алма-Ате, родился блестящий режиссерский дуэт Н.Кошеверовой и М.Шапиро.

После окончания войны Н.Кошеверова своим главным творческим направлением избрала сказку, и первый же ее фильм, снятый в этом жанре, вошел в сокровищницу кинематографа. В 1947 году на экраны страны вышел замечательный фильм-сказка "Золушка", поставленный тандемом Н.Кошеверовой и М.Шапиро. Жанр, избранный Надеждой Кошеверовой, был совсем не простым. Сказки начали снимать режиссеры Птушко и Роу, и было это в непростые для сказки времена. Гонение на этот жанр шло уже с 1920-х и вплоть до конца 1930-х годов. Да и после "Щучьего веления" Роу указали, что перевод устного народного творчества в кино слишком легковесен. Поэтому его "Василиса" и "Кащей Бессмертный" были уже изрядно патетичны. Но даже после триумфа А.Роу и его "Кащея" в 1945 году (премьера состоялась 9 мая) режиссеру запретили снимать шварцевского "Царя Водокрута" (будущая "Марья-искусница" 1959-го). И вообще снимать что-либо, кроме документального кино. Украинца Птушко - даже после каннского триумфа "Каменного цветка" и Госпремии 1947-го - тоже держали на коротком поводке. На экран после войны прорвалась только "Золушка" Кошеверовой.

"Золушка" была единственной киносказкой, начисто лишенной социального подтекста: так, главными носителями добра, кроме самой Золушки, были Король и Принц - первые положительные августейшие особы на советском экране. Но самое важное: Кошеверова и Шапиро первыми из кинематографистов поняли, что дети воспринимают прежде всего форму, а уже потом - содержание. А форма "Золушки" была воистину революционной, как бы парадоксально это ни звучало. Достигалось это, прежде всего, декоративным оформлением, ставшим в 1960-е годы едва ли не нормой, но в 1947 году выглядевшим вполне сенсационно (художником фильма был Николай Акимов). Не менее важную роль, конечно, играл и блистательный текст Евгения Шварца - писателя, придававшего огромное значение слову, форме.

Как она прорвалась (с ехидными фразочками Шварца про "связи" и прочими афоризмами) - загадка. Еще загадка - как Кошеверова уломала руководство снять в заглавной роли девочки 38-летнюю Янину Жеймо. По сценарию Золушке должно было быть 16 лет, тем не менее режиссеры даже не думали искать другую актрису. Н.Кошеверовой и М.Шапиро удалось собрать прекрасный творческий коллектив - Янина Жеймо (Золушка), Алексей Консовский (Принц), Эраст Гарин (Король), Фаина Раневская (Мачеха), Василий Меркурьев (Лесник), Варвара Мясникова (Фея), ленинградский школьник Игорь Клименков (маленький Паж), Сергей Филиппов… Герои фильма - и особенно Мачеха (Ф.Раневская) с ее комическими репризами - пополнили галерею самых памятных персонажей отечественного кино, любимых не только юным, но и взрослым зрителем. Евгений Шварц никогда не допускал изменений в его тексте, никакой импровизации актеров на съемочной площадке. Только Фаине Раневской он позволил что-то добавить от себя. А Эраст Гарин именно роль Короля в фильме "Золушка" считал одной из лучших своих ролей. Любое появление Фаины Раневской или Эраста Гарина превращалось в импровизированный театр безо всяких сценариев...

Из воспоминаний Раневской: "...Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья - это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: "С Богом!" Но великая Раневская так и не простила Кошеверовой, вырезавшей из фильма лучший ее эпизод. В этой сцене хрустальный башмачок приходился по ноге дочери Мачехи. Раневская громко командовала капралу: "За мной!" И тут же запевала: "Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!" - и маршировала во дворец. Кошеверова решила, что это лишнее. А Фаина Раневская неистовствовала: "Можно подумать, что мне приходилось в кино часто петь!"

Золушка Казалось бы, обычная сказочная история, в которой Зло обрушивается на Добро. И так же, как и во всех "нормальных" сказках, справедливость берет верх. Но кроме своих художественных достоинств этот фильм особый: он увидел свет экрана в 1947 году. В 1940-е годы, когда по стране свирепствовал второй этап сталинского геноцида, сказка была лекарством от страха и голода. Голода фантазии - в том числе. Виртуальная снедь щедро валилась там с экрана в качестве роскошного реквизита. Причем валилась в самые голодные времена, и ведь не все было бутафорией. И вообще - просто сказка: как сняли этот фильм с пышным реквизитом, костюмами в послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и просто тряпок, сожженных в блокаду… Хрустальные башмачки и платье, по свидетельствам, ткались буквально из воздуха. Но все эти сказки были куда как честнее сказок типа "Светлого пути" и "Кубанских казаков". То, что делали Кошеверова, Птушко, Роу, а позже Казанский, Рыцарев, Нечаев, - так и называлось "Фильм-сказка". В 1947-м "Золушку" пропустили, но Кошеверову от сказок отлучили на 15 лет, до ближайшей оттепели.

Но Кошеверова была женщиной удивительно смелой. В 1954 году она выступила в жанре эксцентрической комедии, причем на экзотическом и сложном для постановки материале из жизни артистов цирка. Фильм "Укротительница тигров" (совместно с А.Ивановским) стал одним из лидеров проката и открыл зрителю новую талантливую актрису - Людмилу Касаткину. По воспоминаниям Л.Касаткиной, сначала на съемках "Укротительницы тигров" речи о том, что она войдет в клетку с тиграми, не было. Но, отработав 8 месяцев, Кошеверова вдруг заявила, что хочет непременно видеть лицо актрисы рядом с тигриной мордой… Пришлось актрисе заниматься изучением поведения тигров, работать под руководством опытного дрессировщика Эдера, который, кстати, нес за артистов уголовную ответственность. Съемки с тиграми проходили так тяжело, что Касаткина иногда и сама не помнила, как выходила из клетки, а бывало, что Эдеру приходилось буквально вырывать ее из вольера. Затем были мелодрама "Медовый месяц" (1956) и комедия "Шофер поневоле" (1958).

В 1960 году Кошеверова продолжила свой опыт режиссера-комедиографа фильмом "Осторожно, бабушка!" с Ф.Раневской в главной роли. А в 1963 году был снят "Каин XVIII" (сценарий Николая Эрдмана), поставленный Н.Кошеверовой и М.Шапиро в стиле "Золушки". Фильм был непростым жанровым сочетанием волшебной сказки и политического памфлета на основе сказки Е.Шварца "Два друга". В картине играл "звездный" комедийный состав (Э.Гарин, М.Жаров, Р.Зеленая и др.), но ее "антизападные" политические аллюзии выглядели искусственными. Казалось бы, в те оттепельные годы со сказкой стало проще, но и этот сценарий переделывали много раз - боялись цензуры. Однако как ни перестраховывались, беда ударила оттуда, откуда никто не ждал. На премьерный просмотр случайно попал Хрущев. Всю сатиру Шварца и Эрдмана про королей и их министров генсек проспал, покуда не дошло до эпизода, где молодые парни - те самые "ткачи" - переодеваются в женские платья, чтобы попасть в покои принцессы. Никита Сергеевич вдруг проснулся и обнаружил актуальную неполиткорректность: "Что?! Педерасы? Фурцева, б..., педерасов поддерживает? Всех уволить!" Екатерина Фурцева рыдала: ее, министра культуры СССР, обозвали б...! Кошеверову и всю группу "Каина" уволили. Фильм запретили как "пропаганду педерасов" и не показывали вплоть до 1990-х, причем долгое время все думали, что запрещен он был "по делу"… Пожалуй, такую историю не смог бы придумать и самый смелый сатирик.

В 1965 году Кошеверова еще раз обратилась к теме цирка в нравоучительной комедии "Сегодня новый аттракцион". В этой ленте свою последнюю роль в кино сыграла Фаина Раневская. А потом Кошеверова вернулась к сказке, но опять не в самые лучшие времена: близился 1968-й. Но именно тогда ей удалось открыть никому не известных Марину Неелову и Олега Даля, который звал свою "первооткрывательницу" Куросавочкой и позже не стеснялся при его-то популярности сниматься в ее сказках. Театрализованная фантазия "Старая, старая сказка" (1968) поставлена на темы Андерсена и может быть интересна и взрослым, и детям. Есть в ней и сказочник (Олег Даль), живущий в бедном и сером мире, и от него уходит жена (Марина Неелова). Он сочиняет сказку, в которой сам в образе храброго солдата находит огниво и ему помогает добрый волшебник (Георгий Вицин). Солдат полюбил избалованную, капризную принцессу (тоже Неелова), загадывающую, как и полагается принцессе, загадки многочисленным женихам. Ее отец, король (Владимир Этуш), очень хочет видеть мужем солдата, так как думает, что у того очень много золота. В сказке все кончается очень хорошо, а вот в жизни у сказочника все складывается плохо. "Но жизнь ведь не сказка", - говорит уходя жена.

Вот воспоминания Веры Титовой, еще одной из героинь этого фильма: "На роль ведьмы, заколдовавшей принцессу, Надежда Николаевна меня даже не рассматривала, думала: либо Пельтцер сыграет, либо Миронова. Но звонит как-то, говорит: "Верочка, приходи на студию, подыграть нужно, актер приехал пробоваться на роль солдатика - Саша Збруев". Ну, думаю, хорошо. Закончили съемку, разошлись. Я уезжаю сниматься в Ригу, живу там в престижной гостинице, и вот представьте себе: как-то входит ко мне горничная - лицо насмерть перепуганное. "Что случилось?" - интересуюсь. Протягивает мне телеграмму, читаю: "Поздравляю, ты - ведьма. Кошеверова". Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?"

Укротительница тигров В фильме "Старая, старая сказка" она, задолго до Марка Захарова, использует современную фактуру диалога для сказочной истории ("разменять королевство с доплатой" - говорит Король Владимира Этуша, предвосхищая осовремененных монархов Евгения Леонова и Леонида Броневого в "Обыкновенном чуде" и "Мюнхгаузене" соответственно), а также задействуя для сказочной романтической пары суперсовременных актеров - Даля и Неелову. К слову о пересечении Кошеверовой и Даля... Без Н.Кошеверовой не было бы Шута в "Короле Лире", одной из самых сильных ролей О.Даля. Ведь это именно Кошеверова предложила попробовать на эту роль Олега Ивановича, хотя режиссер собирался снять в этой роли Алису Фрейндлих... А на съемках "Короля Лира" Олег Даль познакомился со своей будущей женой Елизаветой Апраксиной (Эйхенбаум)... Так что в судьбе Даля Кошеверова сыграла не последнюю роль.

После "Старой, старой сказки" у Кошеверовой были практически только сказочные фильмы, но ни один из них подлинного успеха уже не имел. В 1972 году вышла музыкальная сказка "Тень", снятая по одноименной пьесе Е.Шварца, написанной по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена. В фильме снялись Олег Даль, Марина Неелова, Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Сергей Филиппов, Георгий Вицин. Герой сказки однажды обнаруживает, что его тень зажила собственной жизнью... В 1974 году на экраны выходит музыкальная сказка-комедия по мотивам русского фольклора "Царевич Проша" с участием Валерия Золотухина, Валерия Носика, Татьяны Пельтцер, Сергея Филиппова, Георгия Вицина. А потом - еще две прекрасные сказки - "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (1977) и "Соловей" (1979).

Лента "Ослиная шкура" (1982), снятая по мотивам сказок Шарля Перро, рассказывает о короле нищего королевства, у которого родилась дочь. Злая волшебница предсказала ей большие жизненные испытания. Они начались, когда Тереза полюбила бедного принца Жака. Тогда Добрая фея одела девушку в ослиную шкуру и подарила колечко, с помощью которого можно менять свой облик... Роли в этом фильме играли Владимир Этуш, Светлана Немоляева, Зиновий Гердт, Татьяна Пельтцер, Николай Караченцов, Сергей Филиппов… Фильм "Ослиная шкура" стал призером 1-го кинофестиваля "Сказка" (Киев).

Надежда Кошеверова и Олег даль "И вот пришел Бумбо" (1984) - экранизация весьма реалистического рассказа А.Куприна "Девочка и Слон", который можно отнести к классу беллетристики. Однако весьма показательно, что и здесь содержатся сугубо кукольные сцены, пущенные методом параллельного монтажа со сценами "реальной действительности". Дневная жизнь девочки Саши перемежается фантасмагоричными "полуночными светскими раутами" - коллекция куколок-барышень вовсю обсуждает поведение и настроение хозяйки. Когда Сашенька заболела, самые известные врачи города не могли поставить диагноз. Но однажды к дочери Ильи Митрофановича пришел бывший студент-медик Костя, который работал теперь в цирке уборщиком. Он рассказал девочке о слоне Бумбо - и она захотела, чтобы слон пришел к ней. Костя позвал на помощь цирковых артистов и выполнил ее просьбу. Девочка выздоровела, а Костя и Бумбо отправились на гастроли... И в этом фильме Кошеверовой играл блестящий актерский ансамбль - Олег Басилашвили, Валерий Золотухин, Татьяна Пельтцер, Светлана Немоляева, Зиновий Гердт, Сергей Филиппов…

Свою творческую биографию Кошеверова завершила фильмом-сказкой по сценарию М.Вольпина и В.Фрида "Сказка про влюбленного маляра" (1987) о приключениях молодого и веселого маляра Макара, влюбившегося в принцессу и прошедшего через всевозможные испытания и героические подвиги.

Надежда Кошеверова принадлежала к высшей аристократии "Ленфильма": в первом браке - жена "самого Акимова", во втором - "самого Москвина", близкий друг Евгения Шварца. Все это для интеллигентной ленфильмовской публики было чрезвычайно важно; именно это, как ни странно, играло решающую роль в формировании общественного мнения, а вовсе не талант. Женщина-режиссер - на "Ленфильме" это звучало как анекдот, да и вообще было не очень распространено в советском кино. Но Кошеверова мужской характер вырабатывала тщательно и добилась желаемых результатов. На съемках она была предельно жесткой; недаром в ее фильмах не найти ни одной сентиментальной сцены. Кошеверова ставила почти исключительно комедии - при этом многие отмечали, что в жизни, в быту, у нее совершенно отсутствовало чувство юмора. Но, погрузившись в чопорный ленфильмовский мир, она вынуждена была принять правила игры и сама окружила себя массой условностей.

Надежда Николаевна Кошеверова умерла в Москве 22 февраля 1989 года. Похоронена она на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом. Там и находится ее скромная могила без надгробного памятника. Рядом в 1995 году похоронили ее сына от второго брака - Николая Москвина.

Надежда Кошеверова поставила 18 кинофильмов, многие из которых вошли в сокровищницу отечественного кинематографа. Ее фильмы отличаются лиризмом, мягким юмором, занимательностью сюжета, музыкальностью. Она безумно любила театр, где не состоялась. И потому ее сказки - в отличие, например, от эпически-фэнтезийного эпоса Птушко - дышат милой костюмерной и гримерной. Н.Н. Кошеверова, один из самых лучших кинорежиссеров-сказочников, предпочитала традиционные волшебные сказки для детей. В историю кино эта женщина с неправдоподобной кинематографической судьбой, безусловно, войдет как соавтор "Золушки", фильма на все времена.

Надежда Николаевна сама была как из сказки. Или из XIX века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по-старомодному вежливая и трогательная. На съемочной площадке не ругалась. Актеры от нее не то что мата, даже литературного ругательства не слышали. Конечно, причин для беспокойства у нее было меньше, чем у других: на сказки, да еще такому мастеру, всегда охотно выделяли деньги.

Кинофильмы

Сказка про влюбленного маляра
Фэнтези, Приключения
Ослиная шкура
Комедия, Мелодрама
Тень
Комедия, Драма
Каин XVIII
Мелодрама, Фэнтези
Медовый месяц
Комедия, Мелодрама
Укротительница тигров
Комедия, Мелодрама
Золушка
Комедия, Мелодрама