Алексей Консовский
Алексей Консовский
- Средний рейтинг фильмов: 8.90
- Дата рождения: 28 Jan 1912
- Дата смерти: 20 Jul 1991
- Имя при рождении: Консовский Алексей Анатольевич
- Место рождения: Москва, Российская империя
Советский актёр. Народный артист РСФСР (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых 1966 года.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/268147/
В Советском Союзе имя Алексея Консовского было известно фактически каждому школьнику. Но кто из них не знал Принца из киносказки Надежды Кошеверовой «Золушка»? Более старшему поколению он был памятен участием в фильмах «Последняя ночь», «Член правительства», «Лермонтов», своими выступлениями в качестве чтеца на радио и телевидении, прекрасного тембра голосом, звучавшим за кадром многих картин.
Он был успешным театральным актёром, работавшим со многими знаменитыми режиссёрами, сыгравшим десятки ролей на сценах нескольких театров. При жизни Консовский не был обделён вниманием: о нём писали статьи, выпускали буклеты, делали передачи. Но время шло, неумолимо стирая своим шлейфом память о многих замечательных актёрах, в число которых незаслуженно попал и Алексей Анатольевич. Сегодняшнее поколение зрителей знает его, пожалуй, только по «Золушке».
Его отец, Анатолий Дмитриевич Консовский, до революции работал юристом в различных учреждениях Москвы, затем до 1938 года – юрисконсультом института прикладной минералогии. Мать, Елена Павловна Консовская, занималась домашним хозяйством и воспитанием двух сыновей.
По окончании школы в 1930 году Консовский по конкурсу был принят в Государственные экспериментальные мастерские при театре имени Мейерхольда.
В 1933 окончил техникум при театре имени Всеволода Мейерхольда, до 1935 играет в этом театре Там, параллельно изучению общеобразовательных предметов, он в числе других однокурсников в первый же год учёбы начал принимать участие в массовых сценах. Затем получил свою первую большую роль – Буланова в «Лесе» Островского. Следом за ней последовали ещё две работы – Артюр в «Даме с камелиями» и Тишка в «Свадьбе Кречинского».
В этот период, одновременно с учёбой и актёрской работой, Консовский сделал первые шаги в качестве чтеца. Самостоятельно подготовил отрывки из произведений Пушкина и Маяковского и заслужил похвалу самого Мейерхольда.
Мастер пообещал начинающему артисту новые интересные роли в своих спектаклях, но сам Консовский, стремясь к более реалистичному театру, решил сменить школу и в марте 1935 года перешёл в студию под руководством Николая Павловича Хмелёва . Знаменитый артист не очень верил в возможность Консовского перестроить свою манеру игры в нужном ему направлении. Но когда актёр сыграл Леандра, любовника-простака, в «Комедиантах», Хмелёв безоговорочно принял его трактовку роли, что стало настоящей актёрской победой Консовского.
В 1935-36 гг. — артист студии под руководством Н.П. Хмелёва. В 1937-38 гг. — артист Московского ТРАМа, в 1938-39 гг. — Ленинградского государственного театра Комедии, в 1940-43 гг. — артист киностудии «Союздетфильм», в 1943-50 и в 1953-86 — артист Государственного академического театра имени Моссовета, в 1950-53 гг. — артист Московского театра имени М.Н. Ермоловой.
С начала 1960-х годов Алексей Анатольевич проявил себя как непревзойдённый исполнитель закадрового текста в десятках игровых и документальных фильмах. Среди них стоит отметить «Гибель Пушкина», «Сергей Есенин», «Разговор с товарищем Лениным», «Товарищи потомки», «Ленин. Последние страницы», а так же роль «от Автора» в «Воскресении» М. Швейцера.
Поработал Консовский и в качестве режиссёра, поставив два моноспектакля для актрисы Театра-студии киноактёра Юлианы Бугаевой – «Письмо незнакомки» (по С. Цвейгу) и «Сто часов счастья» (по В. Тушновой).
В жизни Алексей Консовский обладал сложным противоречивым характером. При всей своей внешней открытости близко к себе никого не подпускал, почти не имел друзей. Был требователен к себе и окружающим, болезненно относился к новым веяниям в искусстве, не любил советскую власть. При этом был весёлым и остроумным человеком, порядочным по отношению к людям.
Алексей Анатольевич был трижды женат. Брак с первой его супругой, актрисой Верой Алтайской, продлился более десяти лет. У них родилась дочь Светлана (1941-1994), впоследствии работавшая на телевидении. Второй его женой была актриса Центрального детского театра Антонина Елисеева. В третий раз Консовский женился в середине 1960-х на артистке Москонцерта Марине Колумбовой, с которой прожил до конца жизни. Он стал отчимом для её сына от первого брака Владимира Михайлова, ныне актёра театра и кино. Внук Николай, сын дочери Светланы, работает в страховом бизнесе.
Алексей Консовский был крупной фигурой отечественного искусства, оставивший свой незабываемый след во многих его областях. Он обладал яркой индивидуальностью, многогранным талантом актёра, чтеца, декламатора, режиссёра. Если бы он жил в сегодняшнее время, его непременно назвали бы «звездой». Но в той, прошлой жизни, к счастью, не было таких понятий. Люди приходили в искусство и служили ему не ради званий и привилегий. Для них было свято само это понятие, они отдавались ему до конца. Алексей Анатольевич был, бесспорно, из их числа. Поэтому до сих пор невозможно без трепета и волнения смотреть старые ленты с его участием. Они покоряют свежестью и самобытностью актёрского мастерства, неповторимыми оттенками его голоса, исходящими из самой души. Это и есть настоящее искусство, на которое хочется смотреть, которым хочется наслаждаться.
Алексей Консовский запомнился широкой публике как выдающийся лирический актёр, создатель таких поэтических образов как Принц в «Золушке», Лётчик и Лис из повести «Маленький принц» Сент-Экзюпери, и Михаил Лермонтов в биографической ленте о жизни поэта.
Манера его игры отличалась редкой актёрской чуткостью. В послереволюционные и предвоенные времена, далёкие от поэзии, он изображал хрупких и ранимых героев с глубоким духовным миром. В эпоху, когда искусство заполнено образами могучих «стоиков» Консовский находит краски изображать своих героев трогательными и человечными, отличающимися почти детской смешливостью. Подобный пафос ближе всего подходил к образу Маленького принца, а позднее ассоциировался с уютными героями Г. Бёлля — ласковыми детьми в мире беспощадных и странных взрослых. Подобная глубина удачно сочеталась с естественностью: невероятно искренне разработан Принц из «Золушки», который при всём его романтизме не впадает в сказочную условность. Отдельного внимания заслуживает страстный образ Лермонтова и проникновенный трагизм авторского тона в «Пингвинах».
Если в кино Консовский остался в памяти зрителей романтичным юношей, то в мастерстве звучащего слова он запомнился в самых разнообразных амплуа. Артист начал работать со звуком с неподражаемой в этом жанре Марией Бабановой, которую считал своим учителем. Вдвоем они записали хрестоматийный аудиоспектакль «Маленький принц», в котором Мария Ивановна сыграла принца. Сегодня эта запись считается образцом жанра звучащего слова. Помимо участия в радиоспектакях, Консовский стал популярнейшим голосом художественного и документального кино, оставшись непревзойденным мастером дубляжа.
Ушёл из жизни в 1991 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.