Пол Муни
Paul Muni
- Средний рейтинг фильмов: 7.51
- Дата рождения: 22 Sep 1895
- Дата смерти: 25 Aug 1967
- Имя при рождении: Frederich Meshilem Meier Weisenfreund
- Место рождения: Лемберг, Галиция, Австро-Венгрия (Львов, Украина)
Американский актер театра и кино австрийского происхождения
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/200342
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0612847
Актер, урожденный Мешилем Мейер Вайзенфройнд, родился 22 сентября 1895 года в Лемберге, Австро-Венгрия (в настоящее время - Львов, Украина), в семье Натана и Салли Вайзенфройнд - актеров еврейского театра на идише. В 1900 году его родители переехали в Лондон, а через два года эмигрировали в Америку, где сначала жили в Кливленде, а затем в 1908 году обосновались в Чикаго. Образование Пол Муни получил в государственных школах Кливленда и Нью-Йорка.
Муни дебютировал на сцене еврейского театра в 1907 году в возрасте двенадцати лет, сыграв 80-летнего старика в пьесе «Два трупа на завтрак». В то время он был известен под своим уменьшительным именем Муни Вайзенфройнд. Вскоре им заинтересовался Морис Шварц, директор Еврейского художественного театра (Yiddish Art Theater) на Второй авеню Манхеттена, и подписал с юным актером контракт. В 1921 году Муни женился на еврейской театральной актрисе Белле Финкель, сестре бродвейского режиссера Эйба Финкеля и дочери антрепренёра Мориса Финкеля, и прожил с ней в браке до конца жизни.
В 1926 году Муни дебютировал на Бродвее в постановке «Мы - американцы». В 1929 году, когда актеру было уже тридцать четыре года, кинокомпания «Fox Studios» предложила ему контракт, и в том же году Муни снялся в двух фильмах - драме «Храбрец» и мелодраме «Семь лиц». Несмотря на то, что за роль в «Храбреце» он получил номинацию на премию «Оскар», киноиндустрия разочаровала Муни, и он вернулся на сцену театра. Только в 1932 году Муни вновь появился на киноэкране. В паре с Энн Дворак он снялся в фильме-нуар «Лицо со шрамом». В ходе съемок «Лицо со шрамом» студия подверглась жесткой критике со стороны цензуры в том, что фильм прославляет образ гангстера и он был выпущен на экраны с подзаголовком «позор нации». Когда фильм, наконец, был выпущен он имел шумный успех и огромные сборы, так что Пол Муни решил остаться на студии и сделать еще несколько фильмов. Его новый контракт с «Warner Bros.» так же позволял ему участвовать на сцене театров, что было редкой привилегией со стороны студии.
Затем последовал криминальный фильм «Я - беглый каторжник», за который снова был номинирован на «Оскар». После этого продюсеры из «Warner Bros.» и подписали с Муни долгосрочный контракт, по условиям которого актер имел право принимать сценарии по своему усмотрению и получал по 50 тысяч долларов за фильм. Фильм, основанный на автобиографии Роберта Е. Бернса, был не только одобрен критикой, но и имел шумный и кассовый успех. Он также способствовал повышению осведомленности общественности по поводу условий содержания заключенных в тюрьмах на Юге. Излишне говорить, что на Юге страны фильм встречен был в штыки. После драмы 1933 года «Мир меняется» и комедии 1934 года «Привет, Нелли!» кинокарьера Муни стала развиваться быстрыми темпами. В 1935 году вышло сразу четыре фильма с его участием - фильм-нуар «Город на границе» (в этом фильме он играл дуэтом с Бетт Дэвис), криминальные драмы «Чёрная ярость» и «Доктор Сократ» и фильм-биография Уильяма Дитерли «Повесть о Луи Пастере», где Муни исполнил роль прославленного французского микробиолога и химика Луи Пастера и был удостоен за ее блестящее исполнение премии «Оскар» и награды Венецианского кинофестиваля. Режиссер Уильям Дитерле и продюсер Генри Бланк долго и настойчиво уговаривали братьев Уорнеров снять фильм о Луи Пастере. Студия, наконец, согласилась, но с минимальным бюджетом и в сжатые сроки. Муни выиграл Оскар за свою роль и после этого фильма Муни снялся еще в биографических фильмах, таких как «Жизнь Эмиля Золя» и «Хуарес».
В 1937 году Муни был вновь номинирован на «Оскар» - на этот раз за исполнение роли французского писателя-классика Эмиля Золя в картине «Жизнь Эмиля Золя». В 1939 году вышла еще одна картина-биография с участием Муни - мелодрама «Хуарес» о жизни мексиканского национального героя Бенито Хуареса, где в паре с актером снова играла Бетт Дэвис. В течение 1930-х Пол Муни был одним из самых уважаемых имен среди актеров. Он был взыскательным в отношении сценариев и очень требовательно подходил к выбору, тем более, что в его контракте была оговорка, что студия присылает ему сценарии на утверждение. После того как сценарий был им согласован, Муни мог несколько месяцев исследовать и вживаться в характер героя и подготавливаться к съемкам. А если это было историческое лицо, он читал все книги, имеющиеся по теме. Если характер требовал определенного диалекта, то Пол повторял запись в рекордер до тех пор, пока не оставался удовлетворенным в качестве записи изображаемого им акцента. Как только начинались съемки, Муни «одевал» характер героя на себя и даже в перерывах оставался в образе, в буквальном смысле ожившим лицом из сценария, что выстроило ему репутацию лучшего характерного актера своего времени.
Дэвид Шипман дал оценку Муни, как «актеру очень целостному», который подходит к подготовке своих ролей с особой тщательностью. В то же время, Муни был широко признан как личность талантливая и одаренная, но в то же время крайне эксцентричная. Между дублями Муни играл на скрипке, чтобы успокоить нервы, и панически боялся одежды красного цвета и даже впадал в ярость. Он был очень стеснительным по характеру и, кроме того, настороженно относился к незнакомым людям, в разговоре с которыми предпочитал молчать или обходиться несколькими короткими фразами. Муни высоко ценил мнение жены и переснимал сцены, если Белле казалось, что дубль получился неудачным. Он долго носился с идеей фильма о Людвиге ван Бетховене, желая сыграть главную роль (если бы проект осуществился, это был бы первый англоязычный фильм о Бетховене), но президент «Warner Bros.» Джек Л. Уорнер отказался от проекта, аргументировав так: «Зритель не захочет смотреть фильм о слепом композиторе».
Конфликт с «Warner Bros.» приведет к завершению контракта Муни, результатом которого стало приглашение другой звзды Хамфри Богарта на съемки фильма «Высокая Сьерра». По слухам Богарт обстреливал главу студии Джека Уорнера телеграммами с просьбой попробовать его в роли Роя Эрла, которая якобы предназначалась Муни. После ухода Муни, Уорнер сказал Богарту, что роль его (при условии, что тот остановит поток телеграмм). После этого, царящий в качестве одной из крупнейших звезд в Голливуде в течение 1930-х годов, Муни сделал только восемь фильмов между 1941 и 1959 годами. 19 июля 1940 года закончился контракт Муни с «Warner Bros.» Далее он продолжал играть в театре и время от времени снимался в кино (в 40-х вышло всего пять фильмов с его участием). В 1950-х он снимался на телевидении, а в 1955 году получил премию «Тони» за исполнение роли Генри Драммонда в спектакле «Наследник ветра». В том же году у актера обнаружили опухоль около глаза, и летом он перенес операцию по ампутации глаза. В 1956 году во время съемок телевизионного сериала «Театр 90», он снимался в эпизоде «Последний шанс», где он носил слуховой аппарат. На самом деле со слухом у него было все в порядке, а вот с учетом его состояния здоровья, он не может в короткие сроки запомнить большие диалоги. Так что слуховой аппарат был небольшим радиопередатчиком, через который ему диктовали текст, который он должен был произнести.
В 1959 году в прокат вышел последний фильм с участием Муни - драма Дэниэла Манна «Последний рассерженный человек», - за роль в котором он получил пятую номинацию на премию «Оскар». Однако он еще раз появился, но уже на телеэкране в телефильме «Святые и грешники» в 1962 году и это стало последним его появлением в кино. После этого Муни ушел из кино и 25 августа 1967 года скончался в возрасте семидесяти двух лет.