Юлий Райзман
Райзман Юлий Яковлевич
- Средний рейтинг фильмов: 8.93
- Дата рождения: 15 Dec 1903
- Дата смерти: 11 Dec 1994
- Имя при рождении: Райзман Юлий Яковлевич
- Место рождения: Москва
Выдающийся кинорежиссёр, сценарист, педагог.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/290569
Окончил факультет общественных наук Первого МГУ (1924).
В 1924 году — литературный консультант на киностудии «Межрабпом-Русь», в 1925 году — ассистент у режиссёра Якова Протазанова.
В конце 1926 года Райзман был призван в Красную Армию и откомандирован в распоряжение Агитпрома ПУРа. В свою очередь ПУР назначил его режиссёром на только что созданную студию "Госвоенкино". Здесь он поставил свой первый фильм "Круг" (1927).
С 1931 года — режиссёр киностудии «Мосфильм» (в 1948 году, после запрета комедии «Поезд идёт на восток», переведён на Рижскую киностудию), работал в творческом содружестве со сценаристом Евгением Габриловичем.
В 1944-1964 годах — педагог ВГИКа, руководитель режиссёрско-актёрской мастерской, профессор.
В 1935 году Юлий Райзман снял фильм «Лётчики» (1935) о «величии обыденных дел советских людей». Режиссёру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но обаяние фильма заключено не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б.В. Щукин, непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Лётчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней лётной школы, запечатленной благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л.В. Косматова. Фильм пронизан светом, но не фанфарным апофеозом 1930-х годов, а застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.
Затем Райзман сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937, Сталинская премия 1941) и экранизировал первую часть романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» (1940). Новым взлётом в творчестве Ю.Я. Райзмана стала «Машенька» (1942, Сталинская премия 1943), запущенная в производство еще до войны. Особая прелесть «Машеньки» — в том, что будничная, ничем не примечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и её друга, шофёра такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта в проявлении своих чувств к Алексею. Дарование сценариста Е.И. Габриловича и режиссёра Ю.Я. Райзмана слилось в этом фильме с редким талантом молодой актрисы Валентины Караваевой. Простота без простодушия, кротость, лишённая жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в тогдашних комедиях Г.В. Александрова и И.А. Пырьева). Название фильма «Машенька» — выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм снят в эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей.
В годы войны Ю.Я. Райзман создаёт ещё одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому — «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Лётчиков». И в то же время выполняет два политических заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945), обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946. Порой даже трудно поверить в то, что именно Райзман — самый щедро одаренный сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент «Райнис» (1949) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950).
В 1948 году режиссёр вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив Сталину лирической комедией «Поезд идёт на Восток» (1947). Эту внешне непритязательную ленту ругали за мелкотемье, облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества. И актёрский дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса, которые не соответствуют советским представлениям об идеальных героях, трактуют «дорожный роман» как историю любви вне времени и пространства. Кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и названии и в эффекте смены «движущихся картинок».
В начале 1950-х годов опала Юлия Райзмана продолжалась уже из-за еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», он был отстранен от работы в кино на несколько лет. Лишь в 1955 году Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму «Урок жизни». Три года спустя, в 1958 году режиссёр снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. С этого времени Райзман занял место среди самых маститых советских режиссёров, он плодотворно работал в 1960-1980-х годах, сняв ряд удачных и вызывавших общественный интерес лент.
Похоронен режиссёр на Троекуровском кладбище Москвы (участок № 2).
Интересныe факты
* Награды и премии
Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Последняя ночь» (1936)
Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Машенька» (1942)
Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944)
Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «Берлин» (1945)
Сталинская премия второй степени (1950) — за фильм «Райнис» (1949)
Сталинская премия первой степени (1952) — за фильм «Кавалер Золотой Звезды» (1950)
Государственная премия СССР (1983) — за фильм «Частная жизнь» (1982)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1986) — за фильм «Время желаний» (1984)
Герой Социалистического Труда (1973)
Народный артист СССР (1964)
Народный артист Латвийской ССР (1949)
Два ордена Ленина (1967, 1973)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1963)
Орден «Знак Почёта» (1940)
Орден Октябрьской Революции
Орден Дружбы Народов (1983)
Московский кинофестиваль 1935 года Почётная грамота, фильм «Лётчики», 1935 (совместно с анимационно-игровым фильмом «Новый Гулливер»)
Международная выставка декоративных искусств в Париже (Гран-при, фильм «Последняя ночь», 1937)
МКФ в Канне (Большая Международная премия «За лучший полнометражный документальный фильм», фильм «Берлин», 1946)
МКФ в Карловых Варах (Большая премия «Хрустальный глобус», фильм «Кавалер Золотой Звезды», 1951)
МКФ в Картахене (Большая премия, фильм «Кавалер Золотой Звезды», 1951)
МКФ в Венеции (Почетный диплом, фильм «Коммунист», 1958)
Всесоюзный кинофестиваль (Первая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Коммунист», 1959)
Всесоюзный кинофестиваль (Первая премия за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Коммунист», 1959)
Всесоюзный кинофестиваль (Премия за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Твой современник», 1968)
МКФ в Лагове (Премия «Варшавская сирена» жюри клуба критиков, фильм «Твой современник», 1969)
МКФ документального кино в Нионе (Гран-при «Золотой Систерций» за участие в ретроспективе советских фильмов, 1974)
МКФ в Венеции (Спец. приз «За артистическое и профессиональное сотрудничество», фильм «Частная жизнь», 1982)
Всесоюзный кинофестиваль (Главный приз, фильм «Частная жизнь», 1983)
Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1987)