Гунар Цилинский
Gunārs Cilinskis
- Средний рейтинг фильмов: 8.54
- Дата рождения: 23 May 1931
- Дата смерти: 25 Jul 1992
- Имя при рождении: Gunars Alfreds Cilinskis
- Место рождения: Огре, Рижский уезд, Латвия
Советский и латвийский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/294950
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0157616
Гунар Цилинский родился под Ригой, в небольшом городке Огре, который находится всего в тридцати семи километрах от Риги.
Детские годы Гунара пришлись на трудное для страны время. Непростая обстановка сформировала правильные ценности в характере Гунара – он знал с ранних лет истинную цену хлебу, труду, данному слову. Осознавая, как непросто приходится родителям, старался помогать им по хозяйству. Цилинский с детства был собранным и смышленым мальчишкой, хотя детские шалости и мальчишеское озорство не обошли его стороной. Все свое свободное время Гунар проводил в общении с природой – он любил ходить на речку, гулять в лесу.
В самом начале Великой Отечественной войны Латвия была оккупирована фашистами. Четыре года немецкого гнета оставили четкий след в его памяти, а в будущем отразились и на творчестве. Гунар Цилинский очень искренне, с надрывом играл в кинолентах о войне.
В 1948 году Цилинский окончил школу, спустя три года поступил в техникум лесной промышленности в своем родном городе.
Окончив учебное заведение, Гунар сразу же приступил к работе. Он начал свою карьеру с работы в Балдонском леспромхозе. В его непосредственные обязанности входила организация заготовки древесины. Гунар Альфредович не мечтал с детства о творческой профессии. Его не манила сцена, он не жаждал стать звездой экрана, хотя его внешние данные были шикарными. Гунар вполне подходил на роль красавца-сердцееда.
Знакомство будущего актера с театральным искусством состоялось еще в техникуме. Гунар Альфредович стал участвовать в самодеятельных постановках. В какой-то момент Цилинского заинтересовал этот мир, такой таинственный и сказочный. В свободное время юноша ездил в столицу Латвии Ригу на спектакли Академического театра драмы, часто посещал Художественный театр имени Я. Райниса. Однако на первых порах театр оставался всего лишь увлечением, которое не побуждало молодого человека к подвигам или чему-то неординарному. Увлечение театральным искусством оставалось пока только хобби, занятием по интересам, и ему отводился лишь второй план.
Целинскому потребовалось время для того, чтобы кардинально изменить свою жизнь. И к такому решению Гунар пришел не сразу – выбор совершался постепенно, неспешно. Во многом это было обусловлено прибалтийским характером актера – размеренным и не склонным к поспешным решениям.
Увлечение художественной самодеятельностью однажды подтолкнуло Цилинского к мысли попытать счастья в актерской профессии.
Окончив в 1951 году Огрский лесопромышленный техникум, осенью 1951 года Гунар Альфредович стал студентом театрального факультета Латвийской консерватории имени Я. Витола в Риге и закончил его в 1954 году. А с 1955 года Гунар Цилинский стал актёром в Академическом театре драмы Латвийской ССР. Театр стал актеру родным домом на многие годы.
Гунар Цилинский дебютировал в кино только в конце 50-х годов прошлого столетия. Зрители впервые увидели молодого и красивого мужчину в роли рыбака Яниса в ленте Ады Неретниеце «Чужая в поселке» и Буша в картине Василия Левина «Сильнее урагана». Однако телезритель не проникся любовью к начинающему артисту, и первые работы Гунара Альфредовича в кино не привлекли пристального внимания публики.
Режиссеры постоянно предлагали ему образы романтических героев, так как внешность актера этому способствовала. Выразительное лицо, стройный стан, элегантные манеры – он был красавцем. Но постепенно карьера Цилинского стала развиваться по новому витку.
Первое признание пришло к артисту, когда он сыграл подпольщика-революционера Дрезиня в фильме «"Тобаго" меняет курс» в 1965 году. Фильм рассказывал о борьбе коммунистов с буржуазным строем в Латвии, однако зрителю сюжет преподносился в приключенческой форме. Созданный Цилинским образ главного героя отлично сочетался с духом самой картины. Умный и при этом очень смелый Дрезинь в исполнении Гунара находился в гуще событий и одновременно являлся зачинщиком всего происходящего. И созданный актером образ был уже не бесчувственным манекеном, а вполне реальной индивидуальностью. При этом внешние данные актера как будто тоже изменились. Красота засияла новыми оттенками, черты стали мягче и притягательнее.
Истории жизни людей, добившихся высот в профессии, всякий раз подтверждают золотое правило успеха – ничего в жизни не дается просто так, прежде чем что-то получить, нужно хорошенько поработать. Прежде чем придет успех, необходимо пройти немало испытаний, закаляющих характер, аккумулирующих волю и помогающих человеку обрести истинный путь.
Так было и с Гунаром Цилинским. Долгие годы он был непризнанным гением – работал на сцене, пытался развиваться в своей профессии, но не видел отдачи от зрителя и не чувствовал удовлетворения от собственного труда. Он постоянно боролся с собой – искал, пробовал, рос. Это противостояние требовало немалой траты сил, с одной стороны, и помогало актеру заглянуть в себя и познать свой внутренний мир - с другой. В итоге мучений и поиска пришли и успех, и признание.
Актёр создавал на экране образы смелых, решительных людей, главным образом в героико-приключенческих и детективных картинах.
В 1966 году Гунар Цилинский, фильмография которого стала пополняться все новыми и новыми картинами, создал образ лирического героя в фильме «Ноктюрн». Картина рассказывает о двух влюбленных – латыша Жоржа и француженки Иветты. На фоне их романтических взаимоотношений ярко обозначена их борьба с фашизмом сначала в Испании, позже во Франции (молодые люди служили в рядах интернациональной армии). Актер, который до этого играл роли героев, раскрылся как артист драматического жанра. Хотя в фильме сочетались две стороны одного Цилинского – героическая и лирическая. Перед зрителями предстали два героя. Один из них был мужественный, другой – учил мужеству.
Однако даже успешные роли в этих двух картинах можно назвать лишь предшественниками реального успеха актера Цилинского в кино. Апофеозом стали 1967—1968 годы. Образ разведчика Николая Кузнецова в картине Свердловской киностуди «Сильные духом» – вот по-настоящему мастерская работа артиста Гунара Альфредовича Цилинского, которая принесла действительное удовлетворение от работы и телезрителю, и самому актеру.
В 1978 году вместе с Вией Артмане Гунар Цилинский исполнил главные роли в художественном фильме «Театр», снятом по роману У. С. Моэма.
Помимо актерской деятельности, Цилинский известен как кинорежиссер, сценарист. В течение семнадцати лет, начиная с 1975 года, Гунар Цилинский был режиссёром Рижской киностудии.
Его первая работа в этом амплуа появилась в 1976 году. Это картина с названием «Соната над озером» поставлена по мотивам романа Регины Эзеры «Колодец». Всего в копилке режиссера Цилинского девять кинолент, среди которых «Страх», «Таран», «Ржавчина», «Когда сдают тормоза», «Этот странный лунный свет».
Личная жизнь актера также сложилась. Со своей будущей супругой известной актрисой театра и кино Велтой Лине он познакомился в театре. Несмотря на то, что Велта была старше Гунара на восемь лет, она ему очень понравилась. Вскоре молодые люди поженились. В браке у них родился сын Айгар, который впоследствии тоже связал свою жизнь с искусством, Айгар Цилинский стал актером и режиссером.
Гунар Цилинский скончался от сердечного приступа на 62 году жизни в июле 1992 года. Похоронен актер на Лесном кладбище в Риге.
Интересныe факты
* За роль разведчика Николая Кузнецова в картине Свердловской киностуди «Сильные духом» Гунар Цилинский получает ряд премий и становится лучшим актёром 1967 года по опросу журнала «Советский экран».
написала ninanika @ Tue, 23 May 2017 18:22:07 +0300
* 1979 - Народный артист СССР.