Любовь Орлова
Орлова Любовь Петровна
- Средний рейтинг фильмов: 8.02
- Дата рождения: 29 Jan 1902
- Дата смерти: 25 Jan 1975
- Имя при рождении: Орлова Любовь Петровна
- Место рождения: Звенигород, Московская губерния, Российская Империя (ныне- Московская область, Россия)
Cоветская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица,
кумир советских зрителей 1930—1950-х годов.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/217823
Любовь Орлова родилась в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. Её отец, Пётр Фёдорович Орлов, был потомком Рюриковичей, служил в военном ведомстве. О своем детстве и юности сама Орлова вспоминать не любила. В графе «социальное происхождение» она всегда писала: «из интеллигенции». На самом деле актриса, блистательно игравшая ткачих и домработниц, происходила из древнего дворянского рода, тех самых знаменитых графов Орловых, чей жизненный путь золотой строкой вошел в историю России. А по матери, Евгении Николаевны Сухотиной ещё и состояла в родстве с Толстыми. В приданое Евгении Николаевне досталось имение Сватово в Воскресенском уезде (ныне Истринский район).
Любу и двух её сестер воспитывали в лучших дворянских традициях. У девочек было всё самое лучшее: и няни, и наряды, и учителя. В имении Орловых часто устраивали домашние спектакли. В их доме бывали Собинов, Коровин, другом семьи был и Фёдор Шаляпин. В 1908 году на детском балу, который великий певец устраивал в своем особняке на Новинском бульваре в Москве, он увидел выступление маленькой Любочки, она играла роль Редьки в домашней оперетте "Грибной переполох". Подняв ребёнка на руки, растроганный певец произнес: «Это чудо станет великой актрисой!» и подарил свой портрет с надписью: «Моему дружку Любочке». Впоследствии это пожелание положит начало коллекции автографов великих людей, которой Любовь Петровна очень гордилась.
Родители будущей звезды мечтали, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу. После окончания гимназии Любочка поступила в Московскую консерваторию (1919—1922) по классу фортепиано. Но через три года учебу пришлось бросить. В честолюбивые планы родителей вмешалась Гражданская война. Как и многие дворянские семьи, в 1917 году они оказались в крайне затруднительном положении. Отец не уставал повторять: «Как хорошо, что я успел проиграть в карты три наших имения!», действительно, они и выжили-то только благодаря тому, что отбирать у семьи было нечего. В страшные годы революции, чудом оставшись жить в Сватове, где они держали корову, родители Любочки и её сестры Нонны не умерли с голоду.
Чтобы помогать семье, Люба подрабатывала тапёром (1920—1926) — играла на сеансах в кинотеатрах («Унион» (кинотеатр Повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум», концертные выступления перед киносеансами в кинотеатре «Арс»), а ещё каждое утро Люба с сёстрами возили молоко в Москву волоча по морозу санки с тяжеленными бидонами на продажу. От физической работы у 15-летней Любы болели руки — потом всю жизнь она мучилась с суставами, от тяжёлой работы руки огрубели, что доставляло ей впоследствии массу переживаний. Став актрисой, Любовь Орлова старалась сниматься в перчатках или просила сшить ей платье с такими длинными рукавами, чтобы кисти рук были закрыты.
Стремление занять высшую ступень Олимпа славы у Орловой было безграничным.
Опасаясь клейма «дворянской дочери», пытаясь скрыть своё происхождение, Орлова «изувечила» одну из фотографий отца, отрезав ему мундир, украшенный царскими орденами Святой Анны и Святого Владимира. В образ будущей гордости советского кино дворянские корни не вписывались.
В 1922 году она поступила на хореографическое отделение Мсковского театрального техникума и параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. После его окончания в 1926 году, она была принята хористкой, а затем и актрисой в Музыкальную студию при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В 1926 году Любовь Орлова вышла замуж за крупного партийного чиновника, зама наркома земледелия, латыша Андрея Каспаровича Берзиня (1893—1947/8 гг.). У него была огромная квартира в Хохловском переулке, и он предоставил Любе возможность жить там с родными и заниматься собой: брать уроки вокала, танцев, актёрского мастерства. Но, увы, в 1929 году Берзиня арестовали по делу Трудовой крестьянской партии, в 1938 году он был повторно арестован и заключён в ГУЛАГ. Орлову с родными немедленно выселили из его квартиры, они перебрались в коммуналку.
Уже тогда Любовь Орлова обращала на себя внимание. Умудрялась выглядеть сногсшибательно! Одно и то же чёрное платье служило ей много лет. То воротничок пришьёт, то длину изменит. Изящная, с точеной фигуркой, с мягким, глубоким голосом. При этом в ней всегда ощущался стержень — нерушимый и надежный.
Будучи артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в основном в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой. Театралы тридцатых судачили, будто в Орлову был безумно влюблён руководитель студии, великий Немирович-Данченко. Но Любочка взаимностью на чувства своего художественного руководителя отвечать не спешила. «С ним же тогда жить придётся, — отшучивалась она. — А я и так своего добьюсь».
Дебютом Любовь Орловой в кино стало исполнение роли Грушеньки в картине "Петербургская ночь" (1934) режиссёра Григория Рошаля по мотивам произведений Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи», фильм был снят еще в эпоху немого кино. Эта роль потребовала от Орловой навыков работы драматической актрисы. Далее - роль Эллен Гертвуд в немом фильме режиссёра Бориса Юрцева "Любовь Алены".
Кто знает, узнал бы мир актрису Любовь Орлову, если бы не удивительная способность этой маленькой, хрупкой женщины «метр с кепкой» покорять мужские сердца.
В 1932 году у Любови Петровны случился серьёзный роман с военным атташе Германии по имени Франц. Благодаря ему у неё появился автомобиль с шофёром. Франц хотел увезти Орлову на свою родину, обещал сделать из неё кинозвезду европейского масштаба. Понятно, что после такого она не дожила бы в славе и богатстве до преклонных лет, если бы не встретила молодого режиссёра Григория Мормоненко, более известного по фамилии Александров. Но встретив Григория Александрова, Любовь и думать забыла о Франце.
В один из весенних дней 1933 года художник Пётр Вильямс посоветовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. Молодой амбициозный режиссёр стал её главным мужчиной, её лотерейным билетом. Побывав в Голливуде, Александров мечтал снять настоящую музыкальную комедию с актрисой, похожей на Марлен Дитрих. Это Александров позже придумал перекрасить Орлову в блондинку, придал Любовь Петровне облик голливудской кинодивы. Увидев Орлову, режиссёр понял, что нашёл свою Анюту. А Орлова обрела верного спутника жизни. Сразу после съёмок фильма «Весёлые ребята» они поженились. Это был очень прочный брак, про Орлову никогда не ходило грязных сплетен. Орлова ревностно охраняла свои права на своего «светловолосого Бога», исключая любую возможность появления соперницы и безжалостно увольняя его смазливых ассистенток.
Прожив вместе 40 лет, Орлова и Александров до самого конца обращались друг к другу исключительно на «вы» и спали в разных комнатах. Он называл её Чарли, она его Спенсер. В честь великого Чарли Спенсера Чаплина, которого они оба боготворили.
«Думаю, что единственный человек, которого любила Орлова, — это её первый муж Андрей Берзинь. После того, как его буквально вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной кровати ни с одним мужчиной», — рассказал адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары — Любови Орловой и Григория Александрова.
«После этой трагедии у Орловой развилась патологическая ненависть к Сталину. Но сам Сталин был довольно долго влюблён в неё и ценил её как актрису. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил её на ужин. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания.»
«К Александрову у неё тоже была любовь, но другого рода. Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину Олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову. Не думаю, что это был фиктивный брак. Я видел их личные фотографии, которые люди, не влюблённые друг в друга, никогда бы не сделали».
Нонна Голикова, внучатая племянница: «Об Орловой рассказывают, какой она была великолепной хозяйкой. Отчасти это все-таки миф. Например, она абсолютно не умела готовить, даже яйца не могла разбить. Но рукодельничала с удовольствием — часами сидела за шитьём какого-нибудь лоскутного одеяла, сама шила шторы».
Восходящая звезда советского кинематографа не просчиталась, фильм «Веселые ребята» (1934, Анюта, домашняя работница) имел оглушительный успех, принеся ей, никому не известной тогда исполнительнице, звание Заслуженного деятеля искусств и статус любимой актрисы «отца народов».
Хотя вначале Нарком просвещения и начальник Отдела пропаганды ЦК зарубили фильм на корню. Фильм был назван «хулиганским и контрреволюционным». Но Фильм посмотрел Максим Горький и порекомендовал его Сталину. Сталин после просмотра выразился так: «Посмотрел, точно в отпуске побывал». Судьба фильма была решена.
Зато впереди были триумф «Цирка» (1936, американская актриса Марион Диксон), «Волги-Волги» (1938, почтальон Дуня Петрова «Стрелка»), «Светлого пути» (1940, ткачиха Татьяна Ивановна Морозова), многочисленные премии и невероятная народная любовь. Героини Любови Орловой были разными по характеру, специальности, образу жизни, но у всех них было одно общее: все они создавали облик времени, где торжествовало добро и справедливость, где исполнялись все мечты и сбывались желания. Эти фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни, где-то рядом. Героини Любови Орловой были близкими и понятными миллионам зрителей, и они с восторгом следили за всеми перипетиями их экранной жизни.
Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки.
Окончательно статус первой актрисы страны закрепился за Любовью Петровной после выхода на экраны фильма «Цирк». Такого сумасшедшего успеха, который выпал на долю этой комедии, не ожидал никто.
В течение нескольких дней актриса в буквальном смысле возвышалась над Москвой. Фигура Орловой в образе Марион Диксон была установлена на колокольне Страстного монастыря (ныне на его месте находится кинотеатр «Пушкинский») — одном из самых высоких сооружений в центре города по тем временам. Орлова — её портреты, голос, афиши — была везде. Нередко сама Любовь Петровна страдала от этого. Приезжая на гастроли, она не могла отдыхать ни перед, ни после концертов — по всем улицам огромной страны были развешены громкоговорители, из которых раздавались песни в исполнении Орловой.
После войны на чехословацкой киностудии «Баррандов» был снят фильм «Весна» (1947, где она играла сразу две роли - учёной Никитиной и артистки Шатровой), этот фильм имел большой успех на заграничных фестивалях.
Во время войны Орлова и Александров были в эвакуации в Баку, где сняли фильм «Одна семья» (1943).
Но на экраны он так и не вышел. Была формулировка: «Фильм слабо отражает борьбу советского народа с немецкими оккупантами».
Она снялась в фильме «Встреча на Эльбе» (1949, журналистка Джанет Шервуд) о разных намерениях советских и американских войск встретившихся на берегах Эльбы в последние дни Великой отечественной войны. В 1950 г.
После этого наступил закат карьеры звёздной пары.
Правда ещё она снялась в двух картинах о великих русских композиторах, фильме режиссёра Григория Рошаля «Мусоргский»(1950, Татьяна Платонова) и в фильме Григория Александрова «Композитор Глинка» (1952, Людмила Ивановна Глинка).
Александров снял ещё фильм «Русский сувенир» (1960), где иностранные гости убеждаются, что советские люди хотят мира и, возвращаются домой с глубокой уверенностью в возможность мирного сосуществования двух разных социальных систем. К сожалению, фильм с треском провалился.
В начале 1970-х годов Александров приступил к съёмкам фильма по своему сценарию. Картина под названием «Скворец и Лира» (1974) рассказывала о судьбе двух советских разведчиков, работавших в Германии и после войны (их роли в фильме сыграли сам Александров и Орлова).
«Ей было легче играть в театре — там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире» в 72 года пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар — из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она выглядит старше... Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому подтверждения» — рассказал адвокат Александр Добровинский - «Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств. Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который, по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку коньяка — считала, это разглаживает морщины».
К сожалению, судьба и этого последнего фильма сложилась печально: художественный совет киностудии посчитал его слабым и запретил к прокату. По версии одного из чиновников тогдашнего Госкино, Орлова сама не позволила выйти картине на экраны, увидев в главной героине старуху. Для миллионов своих поклонников она должна была всегда оставаться символом неувядающей молодости, красоты, успеха.
Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости кожи и тела, каждый день занималась гимнастикой у станка.
Любовь Орлова была первым советским секс-символом, хотя ни в одном фильме ни с кем не поцеловалась.
Она была кукольно красива с талией - 43 см. и весом 47 кг - на советских тружениц вовсе не походила. Однако именно это делало её популярной, в психиатрии даже отрыли новую болезнь, названную синдромом Орловой. Сейчас, вероятно, такое поведение можно заметить за многими фанатами, подражающим своим кумирам. В те времена это было внове: женщины мечтали во всем походить на Любовь Петровну, также осветляли волосы, также причисляли себя к её родственникам. Портреты небожительницы советского экрана хранились почти в каждом доме.
Высокому статусу Королевы советского кино соответствовал и образ её жизни. Свободное перемещение по миру в условиях тотального железного занавеса, шикарные шубы, «мерседесы», рестораны, полёты в Париж за «парой перчаток» — все это делало Любовь Петровну советским аналогом голливудской звезды и вызывало раздражение коллег.
У Орловой практически не было друзей. Каждый Новый год она встречала всегда одинаково: в уединении большого загородного дома во Внуково, с гектаром грибного леса вокруг, но дома и леса рассчитанного только на двоих. Гостей она не любила и всегда умело выпроваживала. Позволяла приезжать туда только родственникам.
Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, выгодно отличаясь аристократической внешностью и ухоженностью от конкурирующих с ней киноактрис первого плана — Мариной Ладыниной, Лидией Смирновой.
Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Любови Петровны Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — это человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
Фильмография Любови Орловой за период с 1934 по 1974 год насчитывает 22 фильма. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.
С 1934 по 1945 год — работала актрисой на киностудии «Мосфильм», а с 1945 по 1949 год — стала актрисой Государственной студии киноактера, параллельно певицей «Гастрольбюро».
С 1949 по 1955 год — стала актрисой Театра-студии киноактера (ныне Государственный театр киноактёра). Член Союза кинематографистов СССР.
С 1955 года — актриса Академического театра имени Моссовета, где проработала ещё двадцать лет, сыграв всего 10 ролей. Она создала ряд замечательных актёрских работ в спектаклях режиссера Юрия Завадского. Одна из них - роль миссис Сэвидж в спектакле "Странная миссис Сэвидж".
Пытаясь взять у судьбы реванш, в последние месяцы перед смертью она пыталась найти пьесу с которой могла бы достойно уйти из жизни. Перерыв весь мировой драматургический материал, Любовь Петровна выбрала к своей следующей постановке пьесу румынского автора Аурэла Баранчи "Травести" (или "Маска"). Её героиня - театральная прима, в первом акте предстает в возрасте сорока лет, во втором ей уже за восемьдесят, а в перспективе - она и вовсе бессмертна. Но сыграть в ней так и не успела. Неудача с последним в её жизни фильмом очень сказалась на здоровье Орловой.
23 января 1975 года, в день рождения своего мужа, Орлова попала в больницу, где через три дня она скончалась от рака поджелудочной железы. Актрису предали земле в день её рождения, Любовь Петровну хоронили с закрытым лицом. Такова была её последняя воля, в памяти соотечественников она хотела остаться только молодой. Похоронена Любовь Орлова на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Григорий Александров прожил еще восемь с половиной лет после смерти Орловой. В 1983 году вместе с режиссёром Е. Михайловой он сделал документальный фильм «Любовь Орлова», после выхода которого на экраны, видимо, посчитал свое дело на земле законченным и в возрасте 80 лет он скончался. Похоронили Григория Александрова рядом с могилой жены.
На доме, где в 1966—1975 гг. жила Любовь Орлова (Большая Бронная улица, д.29), установлена мемориальная доска.
Интересныe факты
* Заслуженная артистка РСФСР (1935).
* Народная артистка РСФСР (1947).
* Народная артистка СССР (1950).
* Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в фильме «Волга — Волга» (1938).
* Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе» (1949).
* Орден Ленина (1939),два ордена Трудового Красного Знамени (1938, ?), четыре медали.
* VIII Международный кинофестиваль в Венеции (1947, специальный приз фестиваля за лучшую женскую роль (в фильме «Весна») (разделила с Ингрид Бергман).
* IV Международный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за фильм «Встреча на Эльбе»).
* Почётная грамота Советского комитета защиты мира (1960).
написала ninanika @ Sat, 03 May 2014 21:08:42 +0400
* В 2001 году в честь Л. Орловой была выпущена почтовая марка России.
* В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
* В 1989 году советский (в то время) композитор и певец Игорь Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название - «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти Любови Орловой.