Владимир Кенигсон
Владимир Кенигсон
- Средний рейтинг фильмов: 8.60
- Дата рождения: 7 Nov 1907
- Дата смерти: 16 Nov 1986
- Имя при рождении: Владимир Владимирович Кенигсон
- Место рождения: Симферополь, Таврическая губерния, Российская империя
Советский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/304332
Владимир Кенигсон родился в семье дворянина, шведа по происхождению, присяжного поверенного Владимира Петровича Кенигсона, мать была простая неграмотная женщина, кухарка, которая писать не научилась до конца жизни. Но это не помешало его отцу в неё влюбиться. И в 1907 году на свет появился Владимир Владимирович Кенигсон: отец записал сына на свою фамилию.
После смерти отца будущий актёр Кенигсон с матерью жили в Симферополе. Мать работала уборщицей в ЧК, председателем которого был Папанин, тот самый, который потом дрейфовал на льдине. Владимир с мамой жили на чердаке, прямо над квартирой Папанина. Во дворе, где жил Кенигсон, все время расстреливали людей. Одежду, снятую с расстрелянных, выдавали нуждавшимся, в том числе и Кенигсонам.
Образование у Владимира Кенигсона небогатое — всего четыре класса. Учился он в нынешней симферопольской 1-й гимназии, в той самой, что и будущий прославленный физик Курчатов, который был постарше, учился уже в девятом классе, слыл хулиганом, ходил со сломанным козырьком. Будущего великого учёного боялись все малолетки.
Никакого актёрского образования у Кенигсона тогда не было, только талант. Он начал играть на сцене и быстро сделался звездой южных провинциальных театров. Затем Владимир окончил студию при Симферопольском драматическом театре в 1925 году и был принят в труппу театра. Он играл на сцене периферийных театров в Куйбышеве, Днепропетровске и других городах. Среди заметных ролей Кенигсона этого периода – Уриэль Акоста в одноименной драме К.Гуцкова, Фердинанд в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, Протасов в «Живом трупе» Л.Толстого, Свердлов в «Большевике» Д.Дэля — какие роли, самые главные, главнее не придумаешь.
Будущая жена Владимира Нина Чернышевская тоже не училась на актрису. Она с 13 лет жила в театре, и благодаря собственной одарённости стала звездой сибирских театров.
Они встретились в Днепропетровске. У Нины Чернышевской к тому времени был муж, но Владимир так влюбился, что украл её у законного супруга. Дело было в 1938 году. А в 1939 году у них родилась дочь Наталья. Когда началась война, они с днепропетровским театром оказались в Барнауле.
Туда же эвакуировался и знаменитый режиссёр Александр Таиров со своим Камерным театром. Таиров увидел Кенигсона на сцене в роли Свердлова и пригласил его в свою труппу в Москву — Владимир Кенигсон произвел на него колоссальное впечатление.
Кенигсон стал работать в Камерном театре под руководством А. Я. Таирова в 1940—1949 годах. Так артист оказался в Москве и стал партнёром Алисы Коонен — в спектаклях «Мадам Бовари» (Родольф) и «Без вины виноватые» (Незнамов). Играл Куслана (Жизнь в цитадели А.Якобсона), Брагина (О друзьях-товарищах В.Масса и М.Червинского), Вилхо (Ветер с юга Э.Грина и В.Филиппова), Пике (Лев на площади И.Эренбурга), Мишу (Раскинулось море широко А.Корнейчука).
После закрытия в 1949 году Камерного театра Владимир Кенигсон по совету Таирова с 1949 года стал актёром Академического Малого театра.
Кенигсон относился к числу тех актёров, которых называли крепкими. В Москве у Владимира Кенигсона карьера сложилась не только в театре, но и в кино. Вскоре после приезда он дебютировал в фильме режиссёра Михаила Чиаурели «Падение Берлина» (1949) с Борисом Андреевым в главной роли, а Владимиру Кенигсону досталась роль фашиста — генерала Крепса, помощника Гитлера.
Сталин, увидев его на просмотре в кадре , приказал остановить фильм: «Что это за артист?» Ему говорят: «Кенигсон. Из Камерного театра». — «Вот так надо изображать врагов нашей родины!..» — похвалил вождь, он был восхищён его игрой. Кенигсон тут же получил Государственную премию СССР.
С первых же шагов на одной из старейших сцен России, сцене Академического Малого театра Владимир Кенигсон занял лидирующее положение в труппе. Швед по происхождению, он мог претендовать на роли исключительно «западного» типа, однако в театре актёр много играл в классическом репертуаре. Владимир Кенигсон пришёл сюда, имея за плечами богатый опыт работы в провинции. Один из легендарных корифеев Малого театра. «Актер великолепный, партнёр неподражаемый» – так говорили коллеги о Владимире Кенигсоне.
В историю Малого театра вошли такие его роли, как Неизвестный (Маскарад М.Лермонтова), Кречинский (Свадьба Кречинского А.Сухово-Кобылина), Кучумов (Бешеные деньги А.Островского), Иудушка (Господа Головлевы М.Салтыкова-Щедрина), Петр (Власть тьмы Л.Толстого), Стайн (Ярмарка тщеславия У.Теккерея), Паскуалино (Рождество в доме синьора Купьелло Э.Де Филиппо), Сиплый (Оптимистическая трагедия В.Вишневского), Танака (Порт-Артур И.Попова и А.Степанова), Чичерин (Признание С.Дангулова), Кемской (Фальшивая монета М.Горького), Дицман и Эдуард Аркадьевич (Берег и Выбор Ю.Бондарева).
Несмотря на обилие ролей, отношения Кенигсона с коллегами складывались не всегда просто. Одно время его недолюбливала «хозяйка» театра, актриса Вера Пашенная. Как-то проходя по коридору, она, завидев Кенигсона, проворчала: «С каких это пор в Малый театр набирают евреев?!». Артист, услышав это, ответил: «Но, Вера Николаевна, я швед!». «Швед пархатый!» — не успокоилась Пашенная. Действительно, на шведа Кенигсон был совсем не похож, что не мешало ему утверждать о своих шведских корнях и ставить ударение в фамилии на первом слоге. Скорее, на шведа был похож светловолосый Алексей Сергеевич Эйбоженко — зять Кенигсона, тоже артист Малого театра. Зять и тесть то люто ссорились, то вместе пропадали, отмечая какое-нибудь событие. Так получилось, что тесть и зять снялись вместе в сериале «Семнадцать мгновений весны». Правда, в кадре не встречались. Эйбоженко сыграл представителя американской миссии, а Кенигсон некоего Краузе, ведущего пацифистские беседы с пастором Шлагом, которого играет Ростислав Плятт. Этот же дуэт Кенигсон — Плятт с блеском дублировал французских актеров — Луи де Фюнеса и Бурвиля, например, в комедии «Разиня».
В 1953 году семья Кенигсона перебралась в дом, построенный Сталиным для артистов Малого театра. Он был председателем кооператива «Работников Малого театра» в знаменитом подмосковном посёлке Валентиновка.
На сцене Малого театра в 1956 году Кенигсон как режиссёр поставил «Ночной переполох» М.-Ж. Саважона.
Владимир Кенигсон участвовал в спектакле московского Театра им. Ленинского комсомола «Восходит солнце» С.Вургуна, играя роль самого Иосифа Виссарионовича Сталина. Из исторических личностей артист побывал на сцене и экране и большевиком Яковом Свердловым, и дипломатом Чичериным.
Лучшие черты творчества Кенигсона нашли воплощение и в целом ряде его кинематографических работ, принёсших артисту известность и признание широкого зрителя: «Падение Берлина» (1949), «Сотрудник ЧК» (1963), «Чрезвычайное поручение» (1965), «Два билета на дневной сеанс» (1966), «Взрыв после полуночи» (1969), «Право первой подписи» (1978) и др.
Кроме ролей в кино он много работал на озвучании мультфильмов и иностранных фильмов, его голосом говорят: Жан Габен, Луи де Фюнес и Тото.
Да, Кенигсон был асом дубляжа — сейчас таких днем с огнем не сыщешь. Комичного Луи де Фюнеса все узнали и полюбили не в последнюю очередь благодаря вдохновенному дубляжу Кенигсона.
Самыми известными фильмами, которые озвучивал Кенигсон, были комедии с участием Луи де Фюнеса. Он блистательно дублировал французского комика. Когда Луи де Фюнес увидел себя в русской версии, он воскликнул: «Никогда не знал, что я такой хороший артист!» Сегодняшние варианты фильмов с участием Луи де Фюнеса, сделанные с синхронным переводом, смотреть просто невозможно — тем, кто помнит дубляж Кенигсона.
Озвучание было коньком Владимира Кенигсона. В те годы было очень мало людей, которые владели этим мастерством, не больше десятка. Это сейчас можно что-то поправить на компьютере, тогда же нужно было произнести текст синхронно с речью актёра, да еще при этом играть за кадром. Артисты, которые могли все это делать, ценились на вес золота. У каждого режиссёра на киностудии был свой человек, который занимался дубляжом. Владимира Кенигсона обычно приглашали на киностудию «Союзмультфильм», где он озвучивал и художественные картины и мультфильмы. Голос Кенигсона пришелся ко двору и в мультфильмах — в «Кентервильском привидении», «Тайне Третьей планеты». А взрослые зрители с удовольствием оценили талант актёра в телесериале «Майор Вихрь», в нашумевшем детективе «Два билета на дневной сеанс», где он сыграл отъявленного злодея и преступника Рубцова. Надо сказать, все отрицательные герои Кенигсона не были плоскими недоумками — это были живые люди, сильные характеры, неоднозначные, противоречивые. Они все претендовали на то, чтобы быть понятыми.
Выдающийся характерный актёр театра и кино. На экране создал галерею образов иностранцев, фашистов и жуликов. Фильмография Владимира Владимировича Кенигсона за период с 1936 по 1986 год насчитывает 131 фильм. Одну из последних ролей в кино он сыграл в телесериале «Следствие ведут знатоки». Это было единственное дело, которое знатоки не раскрыли — герой Кенигсона сдался сам.
Значительное место в творческой жизни Владимира Кенигсона занимало радио.
В собрании радиофонда сохранились записи спектаклей Государственного Московского Камерного театра (ныне Московского драматического театра им. А.С.Пушкина) с участием Владимира Кенигсона: «Ветер с юга» Э.Грина, в роли Вилхо и «Жизнь в цитадели» А.Якобсона, в роли Куслапа, а также спектаклей Государственного академического Малого театра Союза ССР: «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина, в роли Кречинского, «Господа Головлевы» М.Салтыкова-Щедрина, в роли Порфирия Головлева, «Порт-Артур» А.Степанова, И.Попова, в роли Танаки, «Бешеные деньги» А.Островского, в роли Кучумова, «Признание» С.Дангулова, в роли Чичерина, «Берег» Ю.Бондарева. в роли Дицмана и другие спектакли. Есть записи сцен из спектаклей: «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского в роли Сиплого, «Без вины виноватые» А.Островского, в роли Незнамова.
Интересные роли были сыграны им в радиоспектаклях: «Братья Козельцовы» Л.Толстого, в роли Батрищева, «Зеленый луч» Л.Соболева, в роли Луникова, «Маскарад» М.Лермонтова, в роли Неизвестного, «Живой труп» Л.Толстого, в роли Судебного следователя, «Пер Гюнт» Г.Ибсена, в роли Доврского короля, «Млисс» Брет Гарта, в роли Актера, «Русский вопрос» К.Симонова, в роли Макферсона и другие спектакли.
В жизни Кенигсон был человеком достаточно сложным, но любопытным. Когда у артиста родился внук, он очень хотел, чтобы малыша назвали в его честь — Владимиром. Но его назвали в честь зятя — Алексеем. Кенигсон настолько обиделся, что, когда внука пеленали, заходил в комнату и открывал форточку. Какое симпатичное злодейство! В другом случае на него нападал приступ экономии, и он выдавал буженину из холодильника порциями, пока та не пропала, и её пришлось выбросить. В театре на репетиции Владимир Владимирович частенько просил прерваться на 12 с половиной минут. Как выяснилось, ровно столько времени ему требовалось, чтобы дойти до рюмочной, выпить рюмку водки и вернуться на репетицию.
Кенигсон никогда ни на что не жаловался, в Сочи на ногах перенес инфаркт. Позже, когда сделали кардиограмму, врач изумлялся: «Владимир Владимирович! У вас же инфаркт был!» На что он невозмутимо ответил, — «Да? Не заметил...»
«На съемки мы его забирали уже из больницы, — вспоминает внук артиста, актёр и телеведущий Алексей Эйбоженко-младший — в фильме есть сцена, где его герой, подпольный цеховик, рассказывает знатокам о своих тёмных делишках. При этом просит о снисхождении, объясняя, что у него слабое сердце и он только что из больницы. Так вот, когда снимали эту сцену, дед в кадре достал из кармана свои настоящие справки из больницы. Знатоки читают, и у них глаза лезут на лоб, удивление было совершенно неподдельное...»
Первую и вторую части фильма снимали с перерывом. И поначалу никто не обратил внимание на то, что в первой части у героя усы, а в конце их нет. Поэтому Мартынюку срочно добавили реплику. Обращаясь к нему, он сурово говорит: «Меняете внешность?..»
На съемках было много казусов. Он снимался вместе с собакой, сам придумал ей кличку и все время говорил: «Абигайль! Девочка моя...» — это была его любимая фраза. Ему говорили: «Ведь невооруженным глазом видно, что это не девочка, а мальчик!» На что он невозмутимо отвечал: «Мне это неважно!..»
Владимир Кенигсон ушёл из жизни в московской больнице. В последние дни доктор решил проверить его память и спросил, как зовут пациента. Он не смог ответить. Сказал только: «Как Маяковского...».
Похоронен Владимир Кенигсон на 58-м участке Ваганьковского кладбища рядом с могилой своего зятя — актёром Алексеем Сергеевичем Эйбоженко, который ушёл из жизни в молодом возрасте(1934-1980).
Интересныe факты
* Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли генерала Кребса в фильме «Падение Берлина» (1949).
* Народный артист СССР (1982).
* Орден Трудового Красного Знамени (1974).
* Премия на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов (1973, за роль Ярослава Пруса, «Средство Макропулоса» Карла Чапека.)
* Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР (1983) — роль Бедьяра в спектакле «Незрелая малина» И. Губача.