Мария Бабанова
Мария Ивановна Бабанова
- Средний рейтинг фильмов: 9.17
- Дата рождения: 11 Nov 1900
- Дата смерти: 20 Mar 1983
- Имя при рождении: Мария Ивановна Бабанова
- Место рождения: Москва, Российская Империя (Россия)
Советская актриса театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/349271
Мария Бабанова родилась в семье Ивана Ивановича Бабанова и Екатерины Васильевны Бабановой (урождённой Прусаковой). Своё раннее детство она провела в доме своей бабушки, жившей в Офицерском переулке и владевшей несколькими домами в Замоскворечье.
В 1915 году М. И. Бабанова окончила Училище Московского общества распространения коммерческого образования и поступила на естественное отделение Коммерческого института, затем перевелась на Высшие женские курсы, которые в сентябре 1918 года были преобразованы во 2-й Московский государственный университет.
В 1919 году Мария Бабанова поступила в Театр-студию ХПСРО (Художественно-просветительский союз рабочих организаций), руководимый Ф. Ф. Комиссаржевским и В. М. Бебутовым. Театр помещался в здании театра «б. Зон»; здесь Бабанова дебютировала как актриса – в роли Фаншетты в спектакле «Свадьба Фигаро». В 1920 году здание театра «б. Зон» было передано созданному Всеволодом Мейерхольдом Театру РСФСР 1-му, в который перешла и большая часть труппы Театра ХПСРО во главе с Бебутовым.
Мария Бабанова поступила в Высшие режиссёрские мастерские Мейерхольда, позже влившиеся в Государственные высшие театральные мастерские. В сентябре 1921 года Театр РСФСР-1 был закрыт, и в 1922 году Бабанова стала актрисой созданного при Мастерских Театра Актёра, руководимого Мейерхольдом, позже преобразованного в Театр ГИТИСа, а в начале 1923 года переименованного в Театр им. Мейерхольда.
25 апреля 1922 года в Театре Актёра состоялась премьера спектакля «Великодушный рогоносец» в постановке В. Э. Мейерхольда. После премьеры М. И. Бабанова «проснулась знаменитой». Театральная критика приветствовала явление «новой актрисы».
Через год после своего успеха в роли Стеллы, в 1923 году Мария Бабанова, работая одновременно в ТиМе, дебютировала на сцене Театра Революции в роли Полины в «Доходном месте» А. Н. Островского. Этот спектакль был поставлен В. Э. Мейерхольдом. После исполнения Бабановой роли Полины, критики стали писать о ней как о признанном мастере. Таким восторженным признанием, каким пользовалась Бабанова в 20-е годы ХХ века, по свидетельству Б. В. Алперса, пользовался только М. А. Чехов. Мария Бабанова была ведущей актрисой Театра им. Вс. Мейерхольда. Но Мейерхольд видел главной актрисой только свою жену – Зинаиду Райх. Соперничество с Бабановой на сцене всегда было не в пользу Райх. Поэтому в 1927 году по инициативе самого Мейерхольда Бабанова покинула его театр. Несмотря на глубокую обиду, нанесённую ей Мейерхольдом, М. И. Бабанова всю свою жизнь хранила высочайший пиетет перед гением своего учителя.
В 1927 году Бабанова окончательно возвращается в театр Революции и до конца своих дней она будет первой актрисой этого театра. На его сцене Бабанова создала свои выдающиеся роли – Гога («Человек с портфелем»), Анка («Поэма о топоре»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Диана («Собака на сене»), Таня («Таня»), Лариса («Бесприданница»), Мари («Сыновья трёх рек») и др., которые вошли в историю русского театрального искусства ХХ века и в хрестоматию актёрского мастерства. Феномен Бабановой на русской сцене состоял в том, что форма роли всегда была отшлифована до той степени прозрачности, когда сквозь неё был ясно виден весь ход внутренней жизни образа, созданного виртуозным мастерством актрисы. Говоря об этом качестве таланта актрисы, С. М. Эйзенштейн писал, что Бабанова вышивает свои роли «шёлковой ниткой».
А В. С. Розов утверждал: «Из всех страстей человеческих, которые присутствуют в роли, она делает рисунок. Единственная из всех актрис, кого я знаю».
«Есть в искусстве Бабановой нечто завораживающее и подчиняющее зрителя и слушателя: невозможно сопротивляться обаянию её игры или чтения. Ей и сопереживаешь и ею же любуешься; с ней не хочется расставаться. Причина лежит не только в её неповторимой индивидуальности, но и в особом мастерстве, неразрывно слившимся с её удивительной личностью» – писал П. А. Марков. На сцене своего родного театра М. И. Бабанова появилась в последний раз в 1975 году.
В 1979 году, после долгого перерыва, в преддверии своего 80-летнего юбилея, М. И. Бабанова гастрольно вышла на сцену МХАТа (Новую сцену на Тверском бульваре). Её пригласил Олег Ефремов на роль Жены в спектакль по пьесе Эдварда Олби «Всё кончено». Партнёрами М. И. Бабановой в этом спектакле были «великие старики» второго поколения МХАТ, представители его «старой гвардии»: А. И. Степанова и М. И. Прудкин. Это была её последняя роль.
Скончалась Мария Бабанова 20 марта 1983 года. Узнав о её смерти, Фаина Раневская написала: «Умерла Бабанова – величайшая актриса нашего времени. Всё время с тоской о ней думаю».
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 10.
Интересныe факты
* Память
С 1933 по 1983 годы М. И. Бабанова прожила в кв. 79 дома № 5 по улице Москвина (ныне Петровский переулок), на фасаде которого в её честь установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска и надгробный памятник на могиле М. И. Бабановой созданы выдающимся советским скульптором, народным художником СССР, Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной и Ленинской премий Львом Ефимовичем Кербелем.
* Звания и награды
Заслуженная артистка РСФСР (1933).
Народная артистка Узбекской ССР (18.09.1943).
Народная артистка РСФСР (1944).
Народная артистка СССР (29.01.1954).
Сталинская премия второй степени (1941) – за большие достижения в области театрально-драматического искусства.
Орден «Знак Почёта» (1945).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946).
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948).
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1972) – за исполнение роли Лидии Самойловны в спектакле «Мария» А. Д. Салынского.
Орден Ленина (1970).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1980).