Ирен Азер
Ирэн Абдуррезаевна Азер
- Средний рейтинг фильмов: 9.04
- Дата рождения: 19 Sep 1949
- Имя при рождении: Ирэн Абдур-Резаевна Азер
- Место рождения: Тегеран, Иран
Популярная актриса советского кино 1970—1980-х годов.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/284764
Сведения о настоящих родителях Ирэн отсутствуют.
Своими необычными фамилией и отчеством она обязана отчиму Резе Азеру.
После покушения, совершённого на шахиншаха Пехлеви 4 февраля 1949 года, в Иране было введено военное положение, коммунистическая Народная партия Ирана объявлена вне закона, произведены аресты оппозиционных деятелей. Эмиграция Резы Азера, по-видимому, была связана именно с этими событиями.
По словам самой Ирины, её отчим принадлежал к богатейшему иранскому роду. Реза Азер был известным генералом, личным врагом последнего иранского шахиншаха Мохаммеда Резы Пехлеви и политическим эмигрантом, нашедшим прибежище в СССР, в Баку. Здесь он жил в резиденции бывших богачей и выкопал перед домом роскошный бассейн для своей любимой падчерицы Ирэн.
Вскоре семья Ирэн переехала в Москву, где Реза Азер преподавал в Институте востоковедения, и проживала на Песчаной улице.
В конце своей жизни, незадолго до смерти, Реза Азер вернулся в Тегеран. Сразу же после смерти отчима в 1978 году в стране произошёл государственный переворот, и Ирина с сестрой Деларам, находившиеся в то время в Тегеране, были вынуждены бежать из Ирана, так ничего и не получив из завещанного отчимом наследства. По информации «Экспресс газеты Online», размер завещания составлял 15 млн долларов.
В 16 лет Ирэн начала работать фотомоделью у Виктора Вознесенского, посвятив этому занятию 12 лет — с 1965 по 1977 год.
В Москве красивая девочка Ирина Азер в 1968 году поступила во ВГИК, на актёрский факультет (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). Встречу с Герасимовым актриса считала судьбоносным моментом в своей жизни.
С ней на курсе учились будущие звёзды кинематографа: Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова, Наталья Гвоздикова, Николай Ерёменко (младший), Вадим Спиридонов, Талгат Нигматулин, Ольга Прохорова.
После окончания ВГИКа в 1971 году стала актрисой Театра студии киноактёра.
Во время учёбы достаточно много снималась в курсовых и дипломных фильмах. Начиная с третьего курса снялась в трёх картинах:
«Красный агитатор Трофим Глушков» (1969) — режиссёр Валерий Рубинчик
«У озера» (1970) — режиссёр Сергей Герасимов
«Внимание, черепаха!» (1970) — режиссёр Ролан Быков
Студенткой была также приглашена для съёмок в знаменитом эпическом киноцикле «Освобождение» (1970—1972), поставленном режиссёром Юрием Озеровым и удостоенном Ленинской премии (1972).
Уже в ранних фильмах молодая актриса обратила на себя внимание зрителей. Её первая заметная роль в кино — Анна Сергеевна в детской комедии «Внимание, черепаха!», очаровательная учительница младших классов, которой пытаются украдкой подражать её ученицы.
Настоящую популярность Ирине Азер принесла роль Люськи в четырёхсерийном телевизионном художественном фильме «Большая перемена» (1972—1973; режиссёр Алексей Коренев). Актрисе достался образ эффектной блондинки, подруги Генки Ляпишева (актёр Виктор Проскурин), одного из учеников вечерней школы, которого Люська отвлекает от учёбы танцами. В финале фильма Люська сама приходит учиться в вечернюю школу. Актриса рассказывала: "Помните сцену, когда Люська ждёт Ляпишева на танцах, а его увёл на лекцию Петрыкин — Быков? Появился кавалер поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде. Витя Проскурин страшно замёрз на съёмке, и, чтобы согреться, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни её тогда попробовал. Захмелел и пошёл искупнуться… Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый. Оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу. Ногу забинтовали и опять начали снимать. «Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся», — говорю я хмельному Проскурину. А он возьми да и поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Еле отцепилась. Кажется, именно этот дубль и вошёл в картину. А другая сцена вообще получилась у меня случайно. Иду я обиженная от Ляпишева в своих белых туфельках, камера работает, и вдруг отваливается каблук. Хорошо, не растерялась. Сняла вторую туфлю, выбросила её и пошла босиком в гордом одиночестве. Не знаю, почему каблук отвалился, туфли были новые".
Фильм «Большая перемена» открыл дорогу в большой кинематограф многим актёрам, снявшимся в нём, в том числе и Ирине Азер. В течение 1970—1980-х годов она активно снималась как в эпизодических, так и в основных ролях в таких популярных советских фильмах, как «Дорогой мальчик» (1974; режиссёр Александр Стефанович), «Горожане» (1975; режиссёр Владимир Роговой), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980; режиссёр Родион Нахапетов), «Возвращение резидента» (1982), «Конец операции „Резидент“», (1986; режиссёр Вениамин Дорман) и др.
На телевидении актриса участвовала в съёмках телевизионного шоу «Кабачок "13 стульев"» (режиссёр Георгий Зелинский) и телеспектакля «Джентльмены, которым не повезло» (1977; по рассказам О. Генри, режиссёр Василий Давидчук). При этом в популярнейшей юмористической передаче советского телевидения «Кабачок „13 стульев“» (1966—1981) она появлялась дважды с разрывом в девять лет. Ещё студенткой её приглашали в 1969 году на роль пани Каролины и таким образом она стала одной из первых исполнительниц этого персонажа. В 1978 Ирина сыграла роль пани Ольгицы — ещё одной посетительницы «Кабачка».
За свою недолгую карьеру Ирина Азер успела сняться в кинолентах, в которых её партнёрами были такие выдающиеся актёры советского кино, как Николай Крючков (фильм «Горожане», 1975), Георгий Жжёнов (фильмы «Возвращение резидента», 1982, и «Конец операции „Резидент“», 1986) и др.
В годы перестройки актриса продолжала появляться на киноэкране. Помимо «Конца операции „Резидент“», с 1986 по 1991 год она участвовала в съёмках ещё семи картин. Однако с начала 1990-х годов Ирина Азер прекратила появляться в кино, видимо, в связи с развалом системы советского кинематографа.
Фильмография Ирэн Азер за период с 1967 по 1991 год насчитывает 34 фильма.
Ирина Азер производит впечатление абсолютно счастливой женщины, сказочной феи Голяндам. Она могла быть богатой, но сама отказалась от золотых слитков, которые достались ей после смерти отчима. У неё была популярность, но она не стала бороться за неё. Она была очень красивой женщиной, но никогда не пользовалась своей красотой как оружием.
Уйдя из большого кино, стала заниматься мелким и достаточно прибыльным бизнесом — торговала нижним женским бельём в здании МНТК «Микрохирургия глаза». У бывшей актрисы даже была собственная палатка, за прилавком которой она стояла, надев тёмные очки и парик для неузнаваемости. Зарабатывала очень прилично.
У актрисы было много поклонников, в том числе и очень известных личностей. Известно, что Ирина Азер была замужем. Мужа звали Юрий, который слыл красавцем. Развод с ним произошёл по причине его измены с американской киноактрисой русского происхождения Натали Вуд (англ. Natalie Wood, 1938—1981). От брака с Юрием у Ирины есть единственная дочь Вика (1975 года рождения). По некоторым сведениям, последняя живёт в США с мужем и сыном Юрой, которого она родила в 17 лет ещё в Москве в 1996 году.
По сообщению «Экспресс газеты Online», младшая сестра Ирины Деларам (1957—2002) покончила жизнь самоубийством. На тот момент ещё была жива мать Ирины.
В начале 2000-х годов, благодаря интервью в «Экспресс газете Online» (№ 17, 2001), о знаменитой в прошлом актрисе стали писать в российских глянцевых журналах. Один только журнал «Караван историй» посвятил ей около 10 страниц. Однако предложений выгодных ролей в кино не последовало, хотя Ирина утверждала, что мечтает сыграть в римейке «Кто боится Вирджинии Вульф?». В то же время бывшую актрису и её семью стали окружать скандалы.
Интересныe факты
* По оценке «Экспресс газеты Online», Ирина Азер была самой красивой блондинкой советского киноэкрана.