Кира Муратова
Кира Муратова
- Средний рейтинг фильмов: 7.96
- Дата рождения: 5 Nov 1934
- Дата смерти: 6 Jun 2018
- Имя при рождении: Кира Георгиевна Муратова
- Место рождения: Сороки, Бессарабия, Молдавия
Cоветский и украинский режиссёр, сценарист.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/231109
IMDb: https://www.imdb.com/name/nm0613645
Кира Муратова (девичья фамилия — Короткова) родилась в городе Сороки, Бессарабия, ныне — Молдавия. Народная артистка Украинской ССР, современный кинорежиссер, сценарист.
Училась на филологическом факультете МГУ. В 1959 окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
С 1961 года Кира Муратова работает режиссером на Одесской киностудии.
Как сценарист и режиссёр Муратова дебютировала в 1962 году, совместно с Александром Игоревичем Муратовым, поставив короткометражный фильм «У Крутого Яра», а через два года, с ним же, сняв полнометражную ленту «Наш честный хлеб». Уже первыми своими фильмами «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) режиссёр заявила о своём интересе к современной нравственной проблематике и неоднозначным человеческим характерам. Среди наиболее заметных её работ — «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1989), ленты, привлёкшие к себе значительное внимание критики и общества. Последняя картина была удостоена Специального приза жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990) и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм (1991).
В фильмах Киры Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Георгий Делиев, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова.
Кира Муратова сотрудничала с композиторами Олегом Каравайчуком и Валентином Сильвестровым.
Кира Муратова – одна из самых загадочных режиссеров нашего кино. В своем творчестве, несмотря на видимую разнородность своих работ, она остается удивительно цельным художником и, может быть, единственная из этого поколения наших кинематографистов, сохраняет вкус новизны и новаторства, неожиданного подхода к материалу. Она всегда стремилась обнаружить свежим и острым взглядом в окружающем мире то, что в нем не замечают другие. В годы застоя Муратова преследовалась исключительно за то, что ни она сама, ни ее герои никак не могли вписаться в тогдашние представления о том, какие же должны быть люди на экране. Кинематограф Муратовой может оказывать настоящий терапевтический эффект, как, например, фильмы «Чувствительный милиционер» (1992) или «Увлеченья» (1994).
Муратова живет в Одессе вдали от суеты. Она редко приезжает в Москву. На Московский международный кинофестиваль, где с успехом в конкурсе прошел ее фильм "Мелодия для шарманки" (2009), она не приехала вовсе. Впрочем, эта картина окружена не меньшими загадками, чем творчество Киры Муратовой. Сама Кира Муратова отзывается о фильме так: «Святочный рассказ или рождественская сказка, этот жанр ничем здесь не нарушен, а лишь адаптирован к сегодняшней реальности. Переплетение нежности и печали можно назвать мелодраматичным. Как и во всякой качественной мелодраме, социальное начало пронизывает эту ткань вдоль и поперек переплетениями категорических императивов».
Рассчитанная на широкий прокат, картина была показана лишь на нескольких кинофестивалях. На Международный фестиваль авторского кино "2 in 1" приехала, но почему-то отказалась стать председателем жюри.