Вера Хитилова
Vera Chytilová
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 2 Feb 1929
- Дата смерти: 12 Mar 2014
- Имя при рождении: Vera Chytilová
- Место рождения: Острава, Чехословакия (Чехия)
Чешский кинорежиссёр и сценарист.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/23684
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0161615
Училась на архитектурном факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила ФАМУ в Праге, где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и получили призы на киносмотрах в Чехословакии и за рубежом («Зеленая улица», «Потолок», «Мешок блох»).
Дебютировала в полнометражном кино с фильмом «О чем-то ином» (1963), где показала интересный пример работы на стыке документального и игрового кинематографа.
Удачно приняла участие в коллективной ленте пражской «новой волны» — «Жемчужинки на дне» (экранизация сборника рассказов чешского писателя Б. Грабала), поставила новеллу «Закусочная «Мир».
В 1966 сняла свой первый зрелый фильм — как в плане содержания, так и в смысле художественной формы — «Маргаритки», который сама считает своим главным достижением. Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали шокирующие или просто непонятные действия, в коих можно было усмотреть практически все, что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка).
Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении, что вообще характерно для Хитиловой, а в принципах монтажного построения ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж.-Л. Годара: «остранение», апелляция к интеллекту зрителя, привносящая в повествование политическую актуальность, разрушающая стойкие обывательские мифы (сама Хитилова отрицает факт заимствования или влияния).
Начиная с «Маргариток» режиссер разрабатывает поэтику абсурда; сатирическое начало в фильмах Хитиловой всегда пропущено через традиции Кафки и художников-абсурдистов (из более поздних лент можно назвать «Занос» (1978) или современной философской фантастики «Турбаза «Волчья» (1986), но часто «абсурдистской» может быть лишь одна, но значимая для фильма деталь.
После «Маргариток» — эталонного для творчества Хитиловой фильма — она начинает работать мало по вполне понятным причинам (события в Чехословакии 68 года, долгий период застоя).
Ей приходится работать для рекламы, в репортажно-видовом кино («Горсть морщин», «Время неумолимо», «Прага — беспокойное сердце Европы»).
Те же картины, где она пытается быть самой собой и критиковать режим («Занос»; «История панельного дома», 1979, главная премия на МКФ в Сан-Ремо-80) подвергаются довольно значительным цензурным гонениям.
Однако режиссер не покинула родину, что впоследствии было объяснено ею в фильме «Хитилова против Формана — осознание непрерывности» (1981), созданного еще в годы «застоя» для телевидения Бельгии.
Во второй половине 80-х годов Хитилова получает долгожданную свободу творчества, но ее картины «Шут и королева» (1987), «Копытом сюда, копытом туда» (1989) при всем эстетическом совершенстве уже кажутся отмеченными печатью маньеризма.
Отдельная тема — женские образы в творчестве Хитиловой. Здесь можно обнаружить великолепную и вполне профеминистическую галерею образов «женщин на самом деле», женских портретов, созданных не мужчиной (к чему человечество приучила вся долгая история искусства), а именно представительницей «другого пола».
Впрочем, эту особенность хитиловского творчества напрямую увязать с феминизмом нельзя, в точности такие же тенденции можно обнаружить в творчестве большинства женщин-режиссеров, не имеющих никого отношения к феминистскому движению.
Самая известная чешская женщина-кинорежиссер, лидер чехословацкой "новой волны" Вера Хитилова скончалась в Праге в возрасте 85 лет, в результате продолжительной болезни.
Интересныe факты
* Награды и премии
1970 – Каннский кинофестиваль. Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Вкушаем плоды райских кущ»).
1987 – Берлинский кинофестиваль. Номинации: Золотой Медведь («Турбаза `Волчья`»).
1989 – ММКФ. Номинации: Приз за лучший фильм - Золотой «Святой Георгий» («Копытом сюда, копытом туда»).
1993 – ММКФ. Номинации: Приз за лучший фильм - Золотой «Святой Георгий» («Наследство, или Едрёнавошьгутентаг»).
1998 – Венецианский кинофестиваль. Победитель: Премия имени Эльвиры Нотари («Капканы, капканы, капканчики»).
2000 – Карловы Вары. Победитель: Специальный приз за выдающийся вклад в мировое кино.