Леонид Куравлев
Леонид Куравлев
- Средний рейтинг фильмов: 8.34
- Дата рождения: 8 Oct 1936
- Дата смерти: 30 Jan 2022
- Имя при рождении: Куравлев Леонид Вячеславович
- Место рождения: Москва, СССР (Россия)
В избранном у (112)
Советский, российский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/185644
IMDb: https://www.imdb.com/name/nm0475610
Родился в семье Вячеслава Яковлевича Куравлёва , слесаря, работавшего на авиазаводе.В раннем детстве потерял отца. В 1941 году мать, парикмахера Валентину Дмитриевну Куравлёву , по ложному обвинению выслали на Север в посёлок Зашеек Мурманской области, где они с Леонидом прожили несколько трудных лет на берегу озера Имандра.
Окончив московскую среднюю школу, Леонид Куравлев решил поступить во ВГИК, хотя до этого вовсе не помышлял об актерской карьере.В 1953 году его первая попытка не удалась, и Куравлев год проработал на фабрике кинооптики.
Следующая попытка состоялась в 1955 году.
На этот раз Леонид успешно сдал экзамены и стал студентом актерского отделения ВГИКа, где учился на курсе Б.В.Бибикова.
На 4-м курсе института во время сдачи экзамена по вокалу романс, исполненный актером со всей серьезностью, вызвал совершенно искренний смех некоторых слушателей. Среди них оказалась режиссер Софья Абрамовна Милькина, которая в тот же день предложила Куравлеву почитать сценарий «Мичман Панин» и «примериться» к роли матроса Камушкина.
У Леонида Вячеславовича к тому времени уже был небольшой кинематографический опыт: он сыграл роль солдата в телефильме «Сегодня увольнения не будет» (1958, курсовая работа А.А. Тарковского и А.В. Гордона). Но именно в фильме «Мичман Панин» (1960, режиссер М.А. Швейцер) ярко обозначился его комедийный талант.
В том же году Куравлев окончил ВГИК и снялся в дипломной работе Василия Макаровича Шукшина «Из Лебяжьего сообщают». Таким образом, первые и самые важные уроки профессионального мастерства актер получил от Б.В. Бибикова, своего мастера по ВГИКу, а также от М.А. Швейцера и В.М. Шукшина.
Василий Шукшин и стал тем самым режиссером, который, по сути, открыл для зрителя Леонида Куравлева. Правда, произошло это чуть позже – в 1964 году, ставший переломным в жизни Куравлева .
Тем временем в 1960 году Леонид окончил ВГИК и был принят в Театр-студию киноактера.
С этого момента он стал много сниматься в кино, как в главных, так и в эпизодических ролях. В 1961 году вместе с Василием Шукшиным они снялись в знаменитой мелодраме Л.А.Кулиджанова «Когда деревья были большими», где главную роль блестяще исполнил Юрий Никулин.
В этом году вышли сразу две картины Василия Шукшина, и обе с участием Леонида – «Живет такой парень» и «Ваш сын и брат».Л.В.
Леонид Куравлев сыграл главного героя- Пашу Колокольникова – милого и доброго парня, желающего помочь всем вокруг и побеждающего напасти своим юмором в картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» (1964), пожалуй, самой солнечной и жизнерадостной картине Василия Шукшина.
Художественный совет киностудии имени Горького отнесся к молодому актеру с недоверием и порекомендовал Шукшину поискать другого артиста. Рекомендация худсовета равнялась, по сути, приказу. Но Василий Макарович уперся, и Куравлева оставили.
Во время съемок картины Шукшин попросил Куравлева , чтобы его колоритный герой немного заикался. Актер так и сделал, сыграв очень правдоподобно. Интересно, что когда Василий Макарович затем сдавал свою картину в Госкино, то один из чиновников заметил: «Обратите внимание, товарищи, как мастерски режиссер использовал природный недостаток артиста Куравлева - его заикание!»
К актеру пришел первый большой успех. Куравлевский герой получился удивительно обаятельным, без натуги сочетающим лукавство и озорство, браваду и доброту, готовность к самопожертвованию – одним словом, чуть ли не сказочным (вроде солдата, обманувшего смерть), но... абсолютно достоверным. Такие «недостатки» героя, как малообразованность и склонность к рискованным шуткам, с лихвой искупаются его искренностью и юмором. Сочетание живых, точно сыгранных черт характера с идеальными делает Пашку Колокольникова истинно народным героем, а вовсе не «положительным советским человеком».
В другой картине Шукшина - «Ваш сын и брат» - Куравлев сыграл роль Степана Воеводина. В какой то степени это был тот же Пашка Колокольников, но только в драматической версии.Его Степан Воеводин – зрелый, битый жизнью крестьянский мужик, искупающий словно бы не свою, а чужую вину. Степан бежит из тюрьмы (его осудили за драку), когда до конца срока остаются считанные недели, – чтобы вдохнуть поскорее деревенский воздух, окунуться в прежнюю жизнь. А может, для того, чтобы выразить свой смутный, неосознанный бунт против чего-то такого, что не дает ему жить спокойно. Например, против распада и умирания традиционного уклада деревенской жизни, против наступления «городских» порядков и морали. Куравлев следует авторской мысли Шукшина: поступок Степана есть не что иное, как обоснование невозможности подвига в жизни героя (и в повседневной действительности тех лет). И значит, драма Степана Воеводина объясняется тем, что он тоскует по иной, лучшей жизни, безуспешно пытается разобраться в окружающем мире и своих смятенных чувствах. В результате герой неумело приносит в жертву свое жизненное благополучие. Несколько часов он проводит в родном доме, пока не появляется милиционер…
Куравлев мог бы сыграть у Шукшина еще один раз (главная роль в фильме «Печки-лавочки» писалась специально для него), но отказался, опасаясь самоповтора. Актер избрал собственный, не шукшинский, подход к воссозданию человеческих характеров, хотя и не перестал испытывать огромного уважения к творчеству, к убеждениям и к человеческим качествам Василия Макаровича. Куравлевским героям более не были свойственны мучительная «нутряная» правда и стремление одним махом изменить все сразу: состоятельность своей и окружающей жизни они проверяли каждым поступком. Потому-то огромное внимание Куравлев стал уделять внешнему рисунку роли, поиску наиболее точного жеста, манеры поведения. Его размышления об искусстве киноактера, опубликованные в сборнике «Панорама» (М.: Искусство, 1977, вып. 2) так и назывались: «Магический жест». В них Куравлев обобщил собственный творческий опыт, закончив их словами А.А. Румнева, своего вгиковского педагога по курсу пантомимы: «Если вы жизнь человеческого тела сыграли правильно, значит, вы сыграете и жизнь человеческого духа».Жест куравлевских героев – это проявление их бытия, доказательство их реальности, их жизненной достоверности.
Вторая половина 60-х
Следующим этапом в творческой карьере Леонида Куравлева стала роль Шуры Балаганова в комедии Михаила Швейцера «Золотой теленок» по нетленному произведению Ильфа и Петрова. Яркий, искрометный образ, созданный Куравлевым стал тем недосягаемым эталоном, по которому впоследствии мерили остальных исполнителей. Ни Евгений Дворжецкий в откровенно провальной ленте «Мечты идиота», ни Никита Татаренков в сериале «Золотой теленок» не смогли переиграть Куравлева .
Еще одну интересную роль - Хому Брута - Леонид Куравлев сыграл в фильме режиссера Константина Ершова «Вий». Сам актер очень ценит эту работу, поскольку, по его признанию, Николай Васильевич Гоголь является одним из его любимых писателей.
Среди других многочисленных работ тех лет стоит также отметить роль Сорокина в психологической мелодраме Владимира Краснопольского и Валеря Ускова «Неподсуден». Это одна из редких откровенно отрицательных ролей актера. «Но для меня очень важна, и я ее очень люблю, - признается Леонид Куравлев . - Анекдотично, но после этой картины я получил огромное количество писем. Их лейтмотив был следующий: мы вас увидели в картине "Живет такой парень" - обаятельного, открытого человека, с юмором и т.д. - и вдруг видим в роли предателя - ах, вот вы на самом деле какой есть! И для меня это было высокой оценкой: я был убедителен в этой роли как человек, способный на страшный поступок».
70-е годы
Если 60-е годы сделали Леонида Куравлева популярным киноактером, то 70-е превратили его в мега-звезду экрана. К началу 70-х ежегодно выходило по 3-4 картины с его участием. Причем играл Куравлев совершенно разные роли - Робинзона Крузо в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», фашистского офицера Айсмана в легендарном сериале «Семнадцать мгновений весны», Лавра Мироновича в картине «Последняя жертва» по одноименной пьесе А.Н.Островского... Как можно заметить, среди них было немало и драматических, однако всесоюзную зрительскую любовь актеру принесли именно комедийные роли.
Одна из таких работ Куравлева - вор-домушник Жорж Милославский в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Надо отметить, что на эту роль претендовал также и выдающийся актер Андрей Миронов, но Гайдай отдал предпочтение Куравлеву . И не ошибся. Куравлев сыграл Милославского с необыкновенной легкостью, размашистостью, не затерявшись в уникальном и поистине звездном составе - Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Наталья Кустинская, Сергей Филиппов, Савелий Крамаров.
Забавный момент возник при съемке эпизода, когда Милославский звонит Шпаку и представляется женщиной. Куравлев никак не мог произнести фразу женским голосом. Выручила актриса Наталья Кустинская: на дубляже она произнесла эту фразу за него…
У Леонида Гайдая Куравлев снимался впоследствии много, став, как говорится, "гайдаевским" актером. В 1975 году в комедийном киноальманахе «Не может быть» (в третьей, и кстати самой лучшей, его части) он сыграл жениха Володьку Завитушкина. Герой Куравлева как бы перекликался и с гоголевским Подколесиным, и с достоевским Пселдонимовым, и с чеховским Апломбовым.
В том же 1975 году на экраны страны вышла, пожалуй, самая знаменитая картина с участием Леонида Куравлева – комедия Георгия Данелии «Афоня». Актер сыграл совершенно нетипичного героя. Его Афоня Борщов, слесарь-сантехник по профессии, берет взятки, дебоширит, пьет, получает взыскания на собраниях ЖЭКа, скучает и не знает, как жить, чтобы не было скучно. Но именно таким его и полюбила однажды одна девушка…
Полюбили Афоню и зрители. Да и как можно было его не полюбить?! «Калымщик и пофигист, не умеющий толком и гвоздя забить, валяет ваньку и дурит честной народ с таким обаянием и артистизмом, что не откликнуться на этот взрыв жизнелюбия мог разве что угрюмый критик, всерьез озабоченный проблемой «дать народу положительного героя» (выдержка их энциклопедии кино Кирилла и Мефодия). В первый же год проката картина стала безоговорочным лидером, собрав 62,2 млн. зрителей.
Виртуозно сыгранная Леонидом Куравлевым роль Афонии стала для актера на долгие годы визитной карточкой…
Спустя год на экраны страны вышла комедия Александра Серого «Ты - мне, я – тебе», где Леонид Куравлев исполнил сразу две противоположные роли – братьев-близнецов Сергея и Ивана Кашкиных. И хотя в прокате она заняла почетное третье место, но была, откровенно говоря, значительно слабее и «Ивана Васильевича» и «Афони».
Не мало Куравлевым было сыграно и маленьких, порой, совсем эпизодических ролей (эндокринолог Хачикян в «Мимино», Георгий Гараев, дядя Тимура в фильме «Тимур и его команда» и др.). Однако каждое его появление на экране вызывало зрительский интерес. Причиной тому – та тщательность, с которой актер всегда подходил к роли.
В знаменитой картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» Куравлев появляется в небольшой роли вора по кличке Копченый, с которым Жеглов играет в бильярд. Буквально за несколько минут существования на экране актер мастерски создает вполне законченный и необычайно правдоподобный образ.
К слову сказать, Куравлев действительно весьма неплохо умеет играть в бильярд, и на самом деле в той памятной сцене это он укладывает за Высоцкого шары в лузу…
80-е – 90-е годы
Не мало интересных работ было создано на экране Леонидом Куравлевым и в 80-е годы. В первую очередь стоит отметить его бесподобный дуэт с Софико Чиареули в комедийном детективе «Ищите женщину», поставленном режиссером Аллой Суриковой по мотивам пьесы Р.Тома.
Среди других заметных ролей тех лет: Саня в лирической комедии «Дамы приглашают кавалеров», Меншиков в исторической картине «Демидовы», Зотов в детективе «ТАСС уполномочен заявить», Миша Дятлов в комедии «Самая обаятельная и привлекательная», фон Борк в приключенческом фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается», Король в сказке «На златом крыльце сидели»…
90-е годы – не лучшее время для отечественного кино. В эти трудные годы актерам приходилось буквально выживать. Картин выходило мало, да и те в подавляющем своем большинстве были весьма посредственными, а то и вовсе низкопробными. Не обошлось без таких работ и в биографии Леонида Куравлева . «Агенты КГБ тоже влюбляются», «В поисках золотого фаллоса», «Русское чудо», «Русский счет», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» - вот неполный перечень картин, которые, скажем так, не добавили Леониду Куравлеву славы.
На фоне этого сплошного безвкусия роль Леонида Куравлева в мелодраме Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка» по мотивам повести А.Пушкина является просто отдушиной.
В новом веке
Удивительно, но за все эти годы у Леонида Куравлева практически совершенно не было простоев. Им было сыграно свыше 200 ролей – просто выдающийся показатель востребованности! Отрадно, что и современное кино не обошло вниманием знаменитого актера. Он вновь продолжает радовать нас своими работами. Правда, сегодня режиссеры нередко видят Куравлева в роли различных военных и милицейских начальников. Так в популярной гангстерской саге «Бригада» он сыграл генерала, в том же звании он появился в драме «Европейский конвой», а в сериале «Сыщики» сыграл полковника уголовного розыска Лютикова.
Секрет популярности этих персонажей не только в личном обаянии актера, но и в том, что Куравлев умело бережет человеческое достоинство, не унижает своих героев, не морализирует. Во многих картинах он занял позицию этакого Иванушки-дурачка, любимого героя русских сказок. Его Шура Балаганов и вовсе — дурак до гениальности, однако и он вызывает бесконечные симпатии зрителей.
Но несправедливо было бы говорить только об этой краске Куравлева. В 60-е годы он стал одним из тех актеров, кто воссоздал на экране характер русского парня своего поколения, открытого, веселого, упрямого, порой безалаберного, порой ранимого и влюбленного. Он не всегда смотрелся в ролях драматических, но интересно работал в классике. Леонид Куравлев по-прежнему остается одним из самых снимаемых актеров.
Все роли Л.В. Куравлева перечислить невозможно (их свыше 200!), но каждую из них он наделил частицей своего тепла, обаяния, юмора, любви к людям, житейской мудрости.
Был членом Союза кинематографистов, кавалером ордена «Знак Почета».
Жил и работал в Москве.
Жена — Нина Васильевна Куравлёва (1939—2012), преподаватель английского языка.
Дочь — Екатерина Куравлёва (род. 6 марта 1962), актриса, закончила Щукинское училище.
Сын — Василий Куравлёв (род. 1978), закончил Московский автодорожный институт.
С лета 2021 года жил в Московском доме-пансионате для пожилых людей «Идиллия».
5 января 2022 года был госпитализирован в больницу в Коммунарке с диагнозом вирусная пневмония. Из Коммунарки артиста выписали, но перевели в Первый московский хоспис имени В. В. Миллионщиковой.
Медики диагностировали у 85-летнего актера деменцию смешанного типа, а также цереброваскулярную болезнь — патологическое состояние, при котором прогрессирует повреждение сосудов головного мозга, а нейроны постепенно начинают отмирать из-за нехватки кислорода и питательных веществ. Состояние народного артиста РСФСР оценивается как средне тяжелое.
Умер 30 января 2022 года. Свои последние дни легендарный артист провел в московском хосписе имени Миллионщиковой, куда доктора отправили его после перенесенной коронавирусной инфекции.
Интересныe факты
* Награды и звания
1965 — Заслуженный артист РСФСР
1976 — Народный артист РСФСР
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 2012) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, плодотворную деятельность