Алексей Дикий
Дикий Алексей Денисович
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 24 Feb 1889
- Дата смерти: 1 Oct 1955
- Имя при рождении: Дикий Алексей Денисович
- Место рождения: Екатеринослав, Российская Империя (Днепропетровск, Украина)
Советский российский актёр, театральный режиссёр, педагог, публицист.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/334506
Алексей Дикий родился 12 (24) февраля 1889 года (по другим источникам - 25 февраля и 25 апреля) в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск, Украина).
С раннего детства увлекался театром, что было семейной традицией: сестра — украинская актриса М. Д. Дикова, её мужем был актёр и режиссёр А. Л. Суходольский. Первые театральные впечатления — искусство украинских актёров М. Л. Кропивницкого, П. К. Саксаганского, И. К. Карпенко-Карого, М. К. Заньковецкой. В 6 лет начал участвовать в спектаклях харьковской труппы А. Суходольского.
В 1904—1907 годах учился в Харьковском реальном училище. В 1907—1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся 121-го Пензенского полка.
Дарование молодого актёра открыл актёр МХТ И. М. Уралов и пригласил его в студию при Московском Художественном театре (МХТ).
В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ С. В. Халютиной, занимался у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова. В 1910 году был принят в МХТ, где успешно дебютировал в небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп» Л. Н. Толстого. Учителями молодого актёра стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В 1911 году окончил драматические курсы МХТ, а в 1912-м уже пробовал себя в режиссуре, руководя драматическим кружком на Пречистенских рабочих курсах, где ставил одноактные пьесы А. П. Чехова, работал в рабоче-крестьянском кружке-театре И. Уралова. В том же году была создана 1-я Студия МХТ, где продолжил сценическую деятельность.
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую деятельность. В 1914—1917 годах служил в русской армии на Кавказском фронте. Военные годы считал «безнадёжно потерянными».
С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й. В эти годы сложился как мастер острохарактерных, озорных портретов.
Одновременно искал свой путь в режиссуре. В 1919 году в Московской драматической студии Е. Б. Вахтангова (ныне Государственный академический театр имени Е. Вахтангова) выступил в качестве режиссёра в спектакле Е. Б. Вахтангова «Потоп» по пьесе Г. Бергера; в 1921-м в Театре-студии им. Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе А. Шницлера. Пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность — здесь уже определились характерными для Дикого-режиссёра черты. После успешного дебюта, не порывая со МХАТом 2-м, где он продолжал выступать как актёр, а в 1925 году поставил «Блоху» Е. И. Замятина (по Н. С. Лескову), ставшую одной из самых значительных его режиссёрских работ, ставил спектакли и в других театрах: в Московском театре для детей при Моссовете (ныне Российский академический молодёжный театр), в театре «Комедия (бывший Корш)». В Ленинграде, в Драматическом театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Н. Э. Радловым, А. В. Лентуловым.
B 1922—1926 годах работал также в Московском еврейском театре, где осуществил ряд постановок, в том числе «Скрипач на крыше» по мотивам романа Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник», и «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал театральным событием, в нём были точно угаданы национальная форма (буффонада), язык, психологические портреты. В 1928 году режиссёра пригласили в Тель-Авив (Палестина), в театр «Габима» для постановки спектаклей по пьесе Шолом-Алейхема «Золотоискатели» и по пьесе Кальдерона в вольной обработке И. Ламадана «Корона Давида». Премьера состоялась 23 мая 1929 года. В силу ряда причин А. Дикий покинул театр.
К 1925—1926 годам определились основные черты режиссёрского и актёрского дарования А. Дикого: любовь к ярким и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство А. Дикого порою тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире.
B 1925—1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре. В 1927—1928 годах — художественный руководитель Московского драматического театра (бывший Корш). В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» А. Файко в Московском театре Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). В 1929—1930 годах — режиссёр Драматического театра Народного дома в Ленинграде. В 1931 году возглавлял Свердловский драматический театр, где поставил пьесу «Страх» А. Н. Афиногенова.
В 1931 году создал Театрально-литературную мастерскую при Доме Учёных (в августе 1935 года переименованную в Театр-студию под руководством А. Д. Дикого), где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову. Победой молодого театра и заслугой А. Дикого назвала спектакль газета «Рабочая Москва» 12 декабря 1935 года; высокую оценку в тот же день дала и «Вечерняя Москва»: «А. Д. Дикий одержал бесспорную победу. Спектакль «Леди Макбет…, показанный его студией, добротная театральная работа. Уверенно ведут свои роли в этом спектакле молодые актёры. <...> В «Леди Макбет…» Дикий как постановщик вновь показал себя большим и талантливым мастером советского театра. С блеском, выдумкой, яркостью и остротой он воплощает на сцене образы Лескова». В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.
В 1932—1936 годах — художественный руководитель Московского драматического театра им. ВЦСПС.
26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ) (ныне — имени Г. А. Товстоногова). Вместе с ним в БДТ пришла группа молодых актёров — бывших студийцев. Поставил несколько спектаклей. Событием в истории театра стала постановка «Мещан» М. Горького. Приуроченный к годовщине смерти М. Горького и показанный в июне 1937 года спектакль поначалу был встречен критически как в отношении постановочной концепции, так и ряда исполнителей. Премьера обновлённого сценического варианта спектакля с частично изменённым составом состоялась 23 августа того же года.
17 августа 1937 года А. Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по статье 58 к 5 годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив. Почти в полном составе они выехали в столицу Таджикской ССР Сталинабад, где стали ядром русского драматического театра (ныне — имени В. Маяковского).
28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено.
После освобождения из заключения, с осени 1941 года работал в Театре им. Е. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске. В спектакле «Фронт» по пьесе А. Е. Корнейчука (1942) сыграл генерала Горлова — одну из лучших своих ролей. «Образ Горлова, созданный Алексеем Диким, — писал Р. Н. Симонов, — является вершиной актёрского искусства. Этот образ стоит в ряду с лучшими образами, украшающими советскую сцену. Характер генерала Горлова перерастал в исполнении Дикого в собирательный образ. Эту его роль называли обобщающим словом „горловщина“». Вместе с театром вернулся в Москву.
В 1944 году — художественный руководитель Театра-студии киноактёра. В сентябре 1944 года перешёл в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
C 1943 года снимался в кино, сыграл главные роли в кинофильмах «Кутузов», «Адмирал Нахимов». Исполнение роли И. Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось прототипу.
Вёл преподавательскую деятельность. С 1948 года — профессор Театрального училища им. М.С.Щепкина (Москва).
С 1944 года — член Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР.
Автор книги «Повесть о театральной юности» (1957), многочисленных статей по театральному искусству.
Алексей Денисович Дикий умер 1 октября 1955 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Интересныe факты
* В Москве именем режиссёра названа улица Алексея Дикого, на которой расположен его дом-музей.
* На доме, где жил режиссёр (улица Тверская, дом 19) установлена мемориальная доска (скульптор Д. Д. Стреляев, 1957).