Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Александра Завьялова

Александра Завьялова

44790 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 4 Feb 1936
  • Дата смерти: 2 Feb 2016
  • Имя при рождении: Александра Семёновна Завьялова
  • Место рождения: село Титовка, Сосновский район, Тамбовская область, СССР (Россия) .

В избранном у (3)

Tektonic thumb TEKTONIC
Ninanika thumb ninanika
Raf thumb RAF

Cоветская и российская актриса театра и кино.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/337463/

Внешность Александра Завьялова унаследовала от родителей. Её папа - смуглолицый кареглазый красавец, а мама - словно дворянка: утонченная, у неё бабушка - гречанка.
«Я росла в счастливой семье. Родители, Семён Петрович и Татьяна Фёдоровна, вложили в меня и старшую сестру Клаву всю свою широкую душу. Детство мое прошло в селе Титовка Тамбовской области. В нашей семье было запрещено вспоминать о «темном купеческом прошлом» моего деда. Но по обрывкам разговоров я узнала, что в соседнем селе Лысые Горы до сих пор стоит наш фамильный дом с колоннами и роскошным флигелем. Говорят, в нём даже сохранилась театральная сцена. Наверное, мой дедушка любил театр, а может быть, даже выступал на этой сцене перед своими гостями…»
В 1958 году Александра Завьялова окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, после чего её по распределению направили в Брестский драматический театр. В этом театре Александра успешно работала около года, отказываясь от периодически приходивших приглашений на съёмки. Не то чтобы ей совсем было неинтересно кино, просто себя она считала театральной актрисой. Но однажды ей, недавней выпускнице, передали личное приглашение режиссёра Александра Григорьевича Зархи. Отказать она не смогла. Саша переехала в Москву, а гостиница «Украина» стала её домом на несколько лет, она только переезжала из одного номера в другой.
Её дебют в кино состоялся в его фильме «Люди на мосту» (1959). Зархи снял грустную историю любви советских Ромео и Джульетты 50-х, которые встретились на великой стройке века. Сашиным партнером по фильму был Олег Табаков. Правда, после выхода картины на экраны актрису ругали в прессе за вольность, которую она посмела допустить (в сцене, где её героиня моет пол, Завьялова слегка приподняла подол юбки и показала коленки!). Роль получилась яркой, запоминающейся. Александра играла гордую и отважную девушку-взрывницу, которая пожертвовав собой, спасла только что построенный мост и много людей на нём. Автор сценария фильма «Люди на мосту» Сергей Антонов был восхищен игрой молодой актрисы. Представьте, он даже приехал на съёмки в Красноярск и признался Саше в своих чувствах! А после премьеры пригласил её в Переделкино на дачу, чтобы познакомить молодое дарование со своими друзьями. Завьялова впервые оказалась среди самых известных людей страны: подумать только, сам Корней Чуковский, Юрий Нагибин, Белла Ахмадулина, Виктор Конецкий! «Вначале я чувствовала себя скованно в компании знаменитых писателей, но когда за столом запели «Клен ты мой опавший…», осмелела и тоже спела. Белла Ахмадулина пришла в восторг! Она наклонилась ко мне и сказала: «Давай дадим друг другу клятву дружить вечно и никогда не расставаться!» На следующий день она мне позвонила и сказала: «Неужели ты живешь на земле и тебя можно найти просто так, по телефону?» С Беллой мы часто бывали в ресторане Союза писателей в Москве. Она заезжала за мной на своей голубой «Волге», и мы ехали в ЦДЛ. Там было много встреч: Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов…».
Поклонников у неё хватало не только среди актёров и режиссёров, но и среди писателей, поэтов и художников. У неё до сих пор хранится книга, подписанная поэтом Расулом Гамзатовым: «Моей независимой республике - Завьяловой», а Кайсын Кулиев написал: «Если бы люди не придумали бога, я бы молился на тебя!» А ещё она навсегда запомнила встречу с талантливым режиссёром Михаилом Калатозовым. Он прославился на всю страну, получив «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за фильм «Летят журавли». Ему было шестьдесят шесть, ей – двадцать три. Их дружба была очень трогательной. Иногда мэтр приезжал за Александрой на своей черной «Волге» и вез в Дом кино. Они смотрели в зале старые голливудские фильмы. Кроме них, в кинотеатре никого не было. Завьялова часто бывала у Михаила Константиновича в его трехкомнатной квартире на Кутузовском проспекте, где они пили чай с пирожками, которые пекла его домработница Груня.
Все вокруг восхищались красотой и талантом актрисы. Но Александра считала, что пока ничего не сделала в профессии, поэтому мужчины уходили на второй план.
Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась, поскольку уже вслед за этим получила новое предложение. В лирической комедии «Алёшкина любовь» (1960) актриса сыграла стрелочницу Зинку, в которую влюблен робкий парень, геолог-буровик Алёшка (Леонид Быков). Ничем не примечательный, нескладный, он с настойчивым упрямством добивается любви гордой красавицы. Итог фильма - влюбленные глаза девушки, прошедшей пешком долгий путь, чтобы увидеть его, Алёшку… Удивительно добрая и светлая картина не могла оставить равнодушной зрителей.
Об Александре Завьяловой заговорили, посыпались приглашения от режиссёров. Один за другим вышли фильмы с её участием: автобиографический фильм «Песни о Кольцове» (1959), мелодрама «Ждите писем» (1960), социальная мелодрама «Хлеб и розы» (1960).
Саша могла бы сыграть музу Лермонтова. Кинопробы были удачными. Однако картину закрыли.
Тем временем Завьялова продолжала мечтать о серьёзной театральной карьере. И его величество случай не заставил себя долго ждать. «Мне всегда хотелось быть причастной к большому искусству, работать на прославленной сцене. И меня действительно приняли в Малый театр. Сам главный режиссёр театра Михаил Царев подписал приказ о зачислении меня в штат. Но судьба распорядилась иначе…». Завьялова сдала документы в отдел кадров и об этом даже рассказала в прессе, начала работать в Малом театре.
Но вскоре поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссёра Владимира Шределя - сняться в молодежной киноповести «Будни и праздники» (1961). Это была первая картина, сделанная по сценарию писателя Юлиана Семёнова. Как выяснилось позже, актрису пригласили только для того, чтобы спасти провальный сценарий. На съёмках она все время спорила с режиссёром, отказываясь произносить вялый текст. Фильм провалился в прокате.
Александр Зархи стал крестным отцом Завьяловой в кино. А Расул Гамзатов – одним из именитых поклонников ее таланта. А когда в 1961 году фотография Александры Завьяловой была опубликована на страницах модного на западе журнала Life, трудно было не заболеть звездной болезнью.
Дело в том, что известный американский фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова. С одной стороны, это был первый шаг к международной известности. С другой — встречи с иностранными журналистами не могли пройти бесследно, и актриса попала в поле зрения спецслужб. В день съёмок за Сашей заехал неприметный человек, как оказалось, это и был сопровождающий из органов госбезопасности. В номере знаменитого отеля «Националь» её встречали сам Халсман и его жена, ассистирующая художнику. Специально для актрисы в роскошном двухкомнатном люксе был накрыт стол: цыплята табака, вино, шампанское. За столом все расслабились, знаменитый фотограф рассказал о людях, с которыми он работал, – Мэрилин Монро, члены королевской фамилии… Бедная советская девушка слегка оробела, тем более что снимали ее аж целых пять часов! Она только и слышала звук наматыва-ющейся пленки на катушку. В какой-то момент, почувствовав головокружение, Саша положила голову на стол и простонала: «Я больше не могу!»
В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж. Как признавалась сама актриса, вышла не по большой любви, а просто потому, что давно знала Дмитрия и не смогла устоять перед его красивыми ухаживаниями. Дмитрий учился в Художественном училище имени барона Штиглица и рьяно ухаживал за молодой и красивой студенткой театрального института. Даже водил её в мастерскую к своему знаменитому отцу, художнику-передвижнику Петру Бучкину. Знаменитый живописец был поражен красотой молодой девушки и написал её портрет. Потом они расстались с Дмитрием, долго не виделись. И вот через несколько лет снова встретились. Он ей сказал: «Я все эти годы думал только о тебе! Выходи за меня замуж! Если откажешь, ни на ком, кроме тебя, не женюсь!» «Представьте, Дима заплакал. Я не смогла устоять, ведь он говорил так искренне! Прощай, Малый театр, прощай, любимая Москва!»
Так актриса переехала в Ленинград, была принята в штат киностудии «Ленфильм» и вошла в семью известного художника. Это была очень патриархальная семья с устоявшимся укладом жизни. Всем заправляла свекровь – властная и хозяйственная женщина, до безумия любившая мужа и сына. Конечно, она была против женитьбы своего сына на какой-то артистке! Но со временем новые родственники приняли Александру и полюбили, особенно её замечательный свекор (Саша даже помогала Петру Дмитриевичу писать книгу). Вскоре у молодой пары родилась дочь Татьяна, как две капли воды похожая на мать. «После рождения дочери я не снималась, нужно было ухаживать за ребенком. Тане едва исполнился годик, когда неожиданно пришло приглашение из Москвы на между-народный кинофестиваль в составе советской делегации. После двух лет домашнего заточения это был поистине царский подарок!»
Однако об актрисе не забыли, и спустя год она получила приглашение на Московский международный фестиваль. Из советских актрис только Завьялову пригласили в американское посольство на официальный ужин во время кинофестиваля. Там присутствовал помощник президента США по особо важным делам мистер Гарриман. Рядом с ней за роскошно накрытым столом сидели Лев Кассиль с женой. После ужина к Саше подошел американский посол с переводчиком. По регламенту подобный разговор мог длиться только несколько минут, но беседа затянулась на целых сорок. Говорили о кино, о дивной российской природе, он даже спросил, какое у Саши самое любимое блюдо. Она робко прошептала: «Блинчики с черникой». Красивая, темноволосая, с миндалевидным разрезом глаз, похожая на модный тогда итальянский кинотипаж, она произвела настоящий фурор у дипкорпуса. А американский посол официально предложил ей посетить США. После этого волне можно было оказаться вместо Америки где-нибудь на Колыме, но спецслужбы решили, видимо, пока повременить. Мало того, после успеха на том приёме руководство кинофестиваля поручило актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде итальянских коллег Джульетту Мазину, Антонеллу Луальди, Джоджио Молли. И Александра Завьялова не ударила в грязь лицом.
Вскоре Александру Семеновну пригласили на главную роль в картине «Одиночество» по роману писателя Николая Вирты. Она не могла отказаться, ведь фильм рассказывал о родной Тамбовщине, о судьбе человека, так похожего на ее отца! И Саша срочно вылетела в Одессу на съёмки.
Спустя год, одна случайная встреча в 1964 году перевернула всю её жизнь. Александра Завьялова познакомилась с 50-летним американским бизнесменом. Это был потрясающей красоты американец. Высокий, статный. Говорили они на немецком. Александра помнила его со школы, а её знакомый знал шесть языков. Начались встречи, прогулки по набережной, ночные ужины в ресторане под шум прибоя. Его звали Отелло Черезолли. Бывший адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной фирмы, которая поставляла пшеницу в Одесский порт. Американец влюбился в актрису, между ними вспыхнул роман, который тут же был отмечен КГБ.
«Если бы у нас не подозревали во всех иностранцах шпионов, я бы вышла за него замуж и уехала. Однако тогда я знала, что за эту связь могу дорого поплатиться, поэтому на встречи с ним частенько брала с собой знакомую жену местного прокурора. Но это не помогло. Наш роман длился всего две недели. Однажды утром в номер ворвались люди и схватили моего Отелло. Оказывается, за нами следили, все разговоры записывали на магнитофон. Показали кучу фотографий, на которых мы вместе. Все это страшно. Я не знаю, кому понадобилось нас разлучать. Когда мы расставались, то оба рыдали. От мужа я ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого, не могла и не хотела жить во лжи. Мы развелись с Димой, но на всю жизнь остались добрыми друзьями» - рассказывала Александра Завьялова.
Спецслужбы заподозрили бизнесмена в шпионаже и, объявив его персоной нон-грата, предложили ему в 24 часа покинуть СССР. Что же касается Александры Завьяловой, то за ней закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино ей пришлось почти распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец её семейной жизни — они прожили всего два года.
В 1964 году Александра Завьялова снялась в двух фильмах, в фильме «Одиночество» реж. Всеволода Воронина о борьбе с контрреволюцией на Тамбовщине в первые годы советской власти и в мелодраме реж. Резо Эсадзе «Фро» о 30-х годах — времени пятилеток, строек и о брошенной жене, осознающей необходимость учиться и жить ради всеобщего счастья , затем - в фильме реж. Ады Неретниеце «Клятва Гиппократа» (1965), ещё в фильме реж. Резо Эсадзе «Четыре страницы одной молодой жизни» (1967), в драме реж. Александра Гордона «Сергей Лазо» (Ольга, 1967) и в боевике реж. Сухбата Хамидова «Встреча у старой мечети» (Маша, 1969), Таджикистан, басмачи, тоже 30-е годы.
Всего шесть фильмов и одна-две главные роли за десятилетие и это при таком успешном начале кинокарьеры.
Наконец в 1969 году об Александре Завьяловой вспомнили и на «Мосфильме». В то время режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). В романе, носящем, кстати, крайне антирелигиозную направленность, Серафима-Пистимея была выведена настоящим воплощением зла, наделенной просто звериной жестокостью. Всё это книжная героиня цинично прикрывала верой в бога. В сериале же режиссёры несколько сгладили тенденциозность романа, однако Серафима по-прежнему осталась крайне отрицательным персонажем. Для Александры Завьяловой, глубоко верующей в Бога с детства, этот фильм стал настоящим испытанием - и моральным и физическим. Cъёмки продолжались три года. Роль Пистимеи - это большая проверка на талант и индивидуальность. Ведь ей пришлось играть три возраста: в начале фильма Серафима-Пистимея 17-летняя девушка, затем она играла 40-летнюю женщину, а в конце фильма гримеры её превращали в 70-летнюю старуху. Она создала негативный, но потрясающе сильный характер роли. Александра выкладывалась полностью, и потому образ, созданный ею, действительно вышел демоническим. Ей же это стоило первых седых волос в жизни, а уже после окончания съёмок Александра замаливала свой грех в церкви.
Успех картины «Тени исчезают в полдень» (1971) был ошеломительным. Но фильм оказался роковым в жизни Александры Завьяловой, её не пригласили даже на премьеру. Александре больше не предлагали главные роли. Актрисе с такой внешностью очень тяжело было в советское время, по типажу она не трактористка, не доярка и не передовик производства.
После этой картины актрису не снимали более 20 лет. Полное забвение в кино вылилось у неё в глубокую депрессию. Выход для неё был: ей надо было соглашаться на любую работу, но она этого не делала, решив, что героини второго плана не для неё. Она нашла спасение для себя в материнстве. Ей казалось это очень правильным поступком. Однажды она поехала к себе на родину, познакомилась там с каким-то молодым красавцем и в 39 лет решилась родить сына. Отца Петра она больше никогда не видела. «Мне нужен был ребёнок, которому бы я отдала всю свою нерастраченную нежность», — признавалась позже Завьялова.
Но спецслужбы не забыли об опальной актрисе. Вскоре по Москве поползли слухи, разлетелась новость, что Александру Завьялову, оторвав от детей, забрали в психбольницу, что это высшие силы наказали Сашу Завьялову за роль Пистимеи в «Тени исчезают полдень». Спустя два месяца Завьялова вернулась из больницы, за это время её квартиру успели ограбить. Вынесено было всё, что бывшая актриса успела заработать: меха, бриллианты, фарфор, деньги. Не было и детей. Дочь Татьяну забрал к себе её отец, а маленького сына определили в детский дом. Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год её снова увезли в лечебницу, теперь уже вместе с ребёнком. Там с помощью угроз и шантажа врачи заставили её написать заявление о выходе на инвалидность. Это был уже окончательный приговор ей как актрисе.
«Думаю, что я встала у кого-то на пути. Кому-то не нравился мой талант, моя независимость. А ещё знаете - есть такие несчастливые судьбы... Просто однажды замолчал телефон, который до этого момента разрывался без перерыва. Не скрою, для меня это было неожиданно и непривычно. Все двери передо мной сразу закрыли. Два года меня держали в психиатрической больнице. Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери. Профессия актрисы, которая составляла смысл всей моей жизни и которой я хотела посвятить всю себя, была прервана. Я пережила тяжелый период забвения. Не скрою, было сложно. Сегодня я смирилась с тем, что не снимаюсь, хотя это трудно. Жаль... Я совсем себя не раскрыла. Всю жизнь мечтала сняться в костюмированном, историческом фильме, в сказке. Мне иногда снится съёмочная площадка с софитами, направленными прямо на меня...» - рассказывает о себе актриса.
Спустя много лет она снялась в остросюжетной драме Леонида Белозоровича «Белые одежды» (1992) в в роли секретарши и в религиозной социально-политической публицистической драме реж. Николая Кошелева «Рождённые свыше» (1994). Но затем актриса вновь исчезла из поля зрения.
Александра Семёновна Завьялова жила в Санкт-Петербурге, летом - на своей даче в Гатчине. У неё двое прекрасных детей - дочь Татьяна и сын Пётр. Дочь Татьяна Дмитриевна Бучкина - состоявшийся и востребованный художник-дизайнер, она подарила ей замечательных и красивых внуков - Дмитрия и Дашеньку.
Александра Семёновна Завьялова умерла при не до конца выясненных обстоятельствах в первых числах февраля 2016 года, не дожив до своего 80-летия двух дней.

Интересныe факты

* Заслуженная артистка России (1994).

написала ninanika @ Tue, 26 Aug 2014 16:39:19 +0400

# С американским бизнесменом Александра Завьялова летела одним рейсом "Москва-Одесса". Он - по делам (его пароход доставил в Одессу пшеницу). Актриса - на съемки фильма «Одиночество»(1964). По воспоминаниям Александры: "На следующий день в одесской гостинице мы одновременно вышли из своих номеров - оказалось, что нас поселили рядом..."

написал kuyu @ Sun, 23 Sep 2012 10:35:27 +0400

Кинофильмы

Белые одежды
Драма, Исторический
Алешкина любовь
Комедия, Мелодрама