Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Вера Марецкая

Вера Петровна Марецкая

45435 large
  • Средний рейтинг фильмов: 9.07
  • Дата рождения: 31 Jul 1906
  • Дата смерти: 17 Aug 1978
  • Имя при рождении: Марецкая Вера Петровна
  • Место рождения: Барвиха, Московская губерния, Российская Империя (ныне - Одинцовский район, Московская область, Россия)

В избранном у (2)

Moon sea thumb southsea
Tektonic thumb TEKTONIC

Советская российская актриса театра и кино.

http://www.rusactors.ru/m/maretskaya/index.shtml
http://www.imdb.com/name/nm0546531/

Ни мать, ни отец будущей актрисы никакого отношения к миру искусства не имели.Хотя нет, некая связь все же существовала. Глава семейства Марецких, Петр Григорьевич, с 1912 года арендовал буфет в цирке Никитиных. После революции он остался работать там же на должности продавца. Дети (Вера, ее сестра и два брата) регулярно помогали отцу. Особенно нравилось бывать в цирке Вере. Работать приходилось в основном в антракте, а все остальное время можно было стоять за кулисами и смотреть представление. Вера закрывала глаза и видела себя то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой…
Родители же были другого мнения о будущем своей дочери. Им хотелось дать детям серьезное образование. По настоянию родителей Вера сдала вступительные экзамены на философский факультет Московского университета. Но мир искусства продолжал пленять ее воображение.
Вера уже определила свой путь в жизни. В тайне от отца она подала документы сразу в три театральных студии. Прошла в две и выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, поскольку Е.Б. Вахтангов был учеником К.С. Станиславского. С философией было покончено.
1924 году Вера Марецкая окончила Школу-студию. Как раз в это время Юрий Завадский, в то время еще актер студии Вахтангова, решил основать собственную театральную студию. Марецкая поддержала Юрия Александровича, став одной из первых его актрис.

В студии (а позднее театре Юрия Завадского) молодая Марецкая начала с возрастных характерных ролей. Она с блеском перевоплощалась в различных смешных старух, среди которых особо запомнились мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» (1927) и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас».

Темперамент Марецкой, ее чувство юмора, безудержная фантазия сказались и на ее дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она весело сыграла бойкую беспризорницу Степку, в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» свою лицемерку Глафиру. Одной из лучших работ Веры Марецкой в довоенный период была роль проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков» Вернейля. Рассказывают, что когда актриса подходила к авансцене и произносила в зал: «Господа, совершенно не с кем жить», - зал просто лежал.

«Умна как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное как», - писал о Марецкой Юрий Александрович Завадский.

Тем временем отношения между Марецкой и Завадским развивались странным образом. Именно он открыл Марецкую как актрису, стал для нее настоящим учителем. Вскоре творческие отношения переросли в личные. Марецкая вышла замуж за любимого мастера.У них родился сын Женя (актёр театра им. Моссовета), но их брак оказался недолгим. Когда их сыну Жене исполнилось четыре года, Завадский влюбился в молодую, блистательную Галину Уланову и ушел из семьи.

Казалось бы, после этого Марецкой оставалось в ответ покинуть театр. Недостатков в предложениях не было. Талантливую актрису хотели видеть у себя многие режиссеры, но… Вера Петровна осталась и проработала с бывшим мужем всю жизнь, продолжая оставаться одной из ведущих актрис его театра.

В 1924-1940 годах — актриса Театра-студии (затем — Театра) под руководством Юрия Завадского в Москве и Ростове-на-Дону (1936-1940). С 1940 года — ведущая актриса театра имени Моссовета.

Будучи молодой девушкой, она так умела перевоплощаться на сцене, что ей давали возрастные хара́ктерные роли, с которыми она отлично справлялась. Никто из зрителей даже не мог подумать, что смешную старуху играет молодая девушка.
Марецкую любили в театре, любили зрители и коллеги, но настоящая слава к актрисе пришла только после съёмок в кино.
Дебютировала на экране Марецкая в 19-летнем возрасте, сыграв небольшую роль в идеологической драме Якова Протазанова «Его призыв».
В том же 1925 году Протазанов вновь привлек актрису к съемкам. В его комедии «Закройщик из Торжка» (где в главной роли снялся блистательный Игорь Ильинский) Марецкая сыграла работницу Катю.

Образ трогательной простушки Кати понравился и запомнился зрителям. А партнер Марецкой по фильму Игорь Ильинский так отозвался о ее работе: «Простота, наивность, естественность без наигрыша составляли главное очарование Марецкой».

Одно за другим стали поступать предложения от режиссеров. В период с 1927 по 1930 год она сыграла роли в фильмах: «Земля в плену» (проститутка), «Живой труп» (дамочка), «Два-Бульди-Два» (секретарь ревкома), «Стыдно сказать» (Софочка). Яркую характерность и настоящий лиризм актриса продемонстрировала в роли скромной деревенской девушки Параши в сатирической комедии Бориса Барнета «Дом на Трубной».

После столь бурного начала Вера Марецкая стала реже сниматься в кино. Сказалась ее занятость в театре. Следующая заметная роль ею была сыграна уже в 1935 году. В историко-социальной драме «Любовь и ненависть», рассказывающей о событиях 1919 года, Марецкая предстала в образе бойкой шахтерки Веры, подбившей женщин принять бой против белых. Тема становления женского характера, продемонстрированная актрисой в фильме, с этого момента стала определяющей в ее дальнейшем кинотворчестве.

Как можно заметить, практически все картины, в которых доводилось сниматься Вере Марецкой, были насквозь пронизаны коммунистической идеологией. Что поделать, такое было время. Однако в этих фальшивых, идейных лентах ей удавалось создавать настоящие, живые образы простых русских баб, наделенные непридуманной искренностью. Такими, например, были ее Варя Постникова в фильме «Поколение победителей» (1936) и Александра Соколова в картине «Член правительства» (1939).

Драма режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Член правительства» была создана все в том же духе соцреализма, но…
Как тонкой и столичной «штучке» Вере Марецкой удалось сыграть роль обыкновенной сельской труженицы Саши Соколовой – особый разговор. Актриса готовилась серьезно: она поселилась в крестьянской избе, городского платья не носила и после съемок ходила в одежде с плеча одной колхозницы. Более того, однажды Хейфиц застал ее на берегу Волги за стиркой белья, она лихо била вальком, стоя по колено в воде. Ей дали коня (так требовалось по фильму), и она скакала на нем, сидя на ватнике, заменившем седло. За время работы над фильмом лицо ее обветрилось и загорело, руки стали натруженными. Роль удалась!
Именно эта роль принесла Марецкой широкое, всенародное признание.

Всенародное признание, благосклонность официальных властей. Казалось бы, о чем еще можно было мечтать? Мало кто знал, что за всем этим в жизни Веры Марецкой скрывалась страшная трагедия. Ее братья Дмитрий и Григорий, окончившие Институт красной профессуры, были партийными деятелями, близкими к Бухарину. Это и погубило их. В 30-е годы один за другим они были арестованы и расстреляны.

На второй день после начала Великой Отечественной войны пропала младшая сестра Марецкой Татьяна. После того, как Вера Павловна обзвонила сначала знакомых, затем больницы и морги, она, наконец, догадалась обратиться в соответствующие органы. Опасения подтвердились…

Вера Марецкая всячески пыталась вытащить сестру из тюрьмы, но никакая популярность здесь значения не имела. Безжалостная сталинская машина работала безукоризненно. Татьяна вышла из тюрьмы спустя два года и вплоть до 60-х была лишена возможности проживания в столице.

Что же касается личной жизни, то после ухода Завадского, Вера Марецкая вышла замуж за актера Георгия Троицкого.
Троицкий, или как его называла Вера Петровна Троша, в творческую жизнь жены не вмешивался, занимаясь в основном устройством быта и уходом за дочкой. В этом браке у них родилась дочь Маша.

Творческие вопросы Вера Марецкая по-прежнему решала с Завадским. В 1940 году на базе его театра-студии был организован Театр им. Моссовета. Завадский стал в нем главным режиссером, а Марецкая по-прежнему оставалась одной из его прим.

Лучшие работы актрисы, как в театре, так и в кино, пришлись на 40-е годы. Первой ролью на сцене театра Моссовета для Веры Петровны стала Мирандолина в пьесе К. Гольдони «Трактирщица». Героиня Марецкой сразу же понравилась зрителям своим жизнелюбием. Благодаря этому качеству именно эта пьеса в годы войны вызывала неизменный успех у фронтовиков.

В Театре им. Моссовета Марецкой доводилось играть роли самого разного плана. Вера Петровна с одинаковым успехом появлялась в образе нежной и робкой Машеньки («Машенька»), напористой и лихой кавалерист-девицы Дуровой («Надежда Дурова»), пышущей здоровьем крестьянки Розетты («Любовью не шутят»), или актрисы Кручининой («Без вины виноватые»). За роль Надежды Дуровой Вера Марецкая была в 1942 году удостоена Сталинской премии.

В годы войны Театр им. Моссовета по решению правительства эвакуировали в Алма-Ату. Там, помимо работы на сцене, актриса продолжила съемки в кино. В 1943 году она сыграла одну из лучших своих ролей – партизанку Прасковью Лукьянову в драме Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» (впоследствии актриса за эту роль получила вторую Сталинскую премию). Премьерный показ картины был прерван трагическим известием – под Орлом погиб ее муж Георгий Троицкий (он ушел добровольцем на фронт еще в начале войны). Больше Вера Петровна замуж не выходила…

Марецкая была очень обаятельным, остроумным, интеллигентным, образованным человеком.
Свободно говорила по-немецки и по-французски. Любила и умела готовить. Однажды она рассказала, как угощала Жана Маре. Он приехал в Москву, а дочь Марецкой, Маша, переводила его фильмы. В разговоре он обмолвился, что очень хотел бы попробовать русские блины. Вера Петровна приготовила блины по всем правилам - с икрой, с сёмгой - и пригласила его к себе. Маре очень следил за своей фигурой, увидев гору блинов, ужаснулся и сказал, что съест только один блин. Но съел один и, забыв о своей фигуре, остановиться уже не смог, так ему понравилось это угощение.

В кино Марецкая снималась чаще всего в главных ролях, однако порой случались и эпизоды. Причем эти работы запоминались не меньше, чем главные. Чего только стоит ее акушерка Змеюкина в знаменитой комедии Исидора Анненского «Свадьба» (1944). «Когда вы смотрите фильм «Свадьба», где Марецкая фантастически и завораживающе исполняет роль Змеюкиной, невозможно не восхищаться, - говорит Виталий Вульф. - Капризная, обворожительная и обольстительная!» И эта замечательная картина снималась в годы войны в одной-единственной комнате в Лиховом переулке!

Сразу же после войны на экраны вышла еще одна картина с участием Веры Марецкой – драма Марка Донского «Сельская учительница». Фильм охватывал период с кануна Первой мировой войны, когда героиня Марецкой, выпускница гимназии Варвара Васильевна, отправляется в глухую деревню, и до окончания второй мировой. Перед зрителями прошла фактически вся жизнь сельской учительницы – от молодой девушки, до пожилой женщины. Такое сыграть под силу только актрисам, обладающим огромным талантом!
Эта работа актрисы вновь была отмечена Сталинской премией.

В 50-е – 60-е годы Вера Марецкая снималась в кино крайне редко. Среди ее работ можно отметить главную роль в картине «Мать» по одноименному роману Максима Горького, взбалмошную тетушку в комедии «Легкая жизнь» и восьмидесятилетнюю бабушку Варвару Антоновну в драме «Ночной звонок» (это была последняя работа актрисы в кино).
Зато в Театре Моссовета Вера Марецкая играла много самых разных ролей: Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»), директор фабрики Капитолина Солнцева («Рассвет над Москвой», 1950) и другие. За последнюю Вера Петровна была в четвертый раз удостоена Сталинской премии.

Вера Марецкая была лучшей ученицей Юрия Завадского и до конца дней оставалась его верным другом. Например, всем было известно, что Завадский очень берёг свою фигуру, поэтому обедал в два приёма. Так вот, после репетиции он приходил домой к Вере Петровне, ел суп, потом шёл отдыхать, спал часа полтора, затем уже ел второе.
Люди, хорошо знавшие Марецкую, отмечали, что Вера Петровна безумно любила театр и работала с полной самоотверженностью.
В 60-е годы Театр им. Моссовета купался в лучах славы. Вера Марецкая была уже не просто популярна, ее с полным основанием относили к звездам кино и театра первой величины. Гастроли по Советскому Союзу, поездки с театром в Румынию, Болгарию, Югославию, Францию. Участие в театральном фестивале в Эдинбурге… Активная общественная деятельность Марецкой была отмечена грамотой Всемирного совета мира.

Все хорошо складывалось и в семейной жизни. Дочь Маша удачно вышла замуж за очаровательного мужчину, молодого ученого Дмитрия. И вдруг… Несколько лет счастливой жизни были перечеркнуты внезапной смертью Дмитрия, - он повесился. Маша, потрясенная этим известием, попала в неврологическую клинику.

Марецкая - сильный человек. Она с головой уходит в работу, несмотря на постоянные головные боли. Юрий Завадский и Ростислав Плятт (с которым Марецкую связывала давняя дружба) буквально силой заставляют Веру Петровну обследоваться. В больнице ее ждет страшный диагноз – рак головного мозга.

А далее были операции, бесплодные попытки Завадского спасти ее методом «театротерапии». Он ввел ее в прекрасный грустно-смешной спектакль «Странная миссис Сэвидж».
Для Юрия Завадского она всегда оставалась актрисой номер один. Однако в театре были еще две великие актрисы: Фаина Раневская и Любовь Орлова. Ее отношения с Раневской и Орловой были прихотливы и драматичны. Три великие актрисы в одном театре. И не просто великие - любимицы народа. Это не просто много. Это взрывоопасно. И режиссеру нередко приходилось лавировать между этими тремя глыбами, обладавшими, кстати, непростыми характерами.
Главную роль в нем сначала исполняла Фаина Раневская. К тому времени великую актрису тоже стало подводить здоровье, и Завадский отдал роль ее сопернице Любови Орловой, чем вызвал необыкновенный гнев Раневской.
Орлова сыграла миссис Сэвидж очень по-своему, не пытаясь повторить Раневскую. Ее хрупкость и женственность углубляли драматизм пьесы.
После диагноза Марецкой Юрий Завадский решил ввести ее на роль миссис Сэвидж,дать ей последний шанс.
Последовал взрыв. Не зная о болезни Марецкой, Орлова стала требовать вернуть ее в спектакль, угрожая дойти до самых «верхов».
Отношения между троицей великих актрис зашли в тупик…

Тем временем Вера Петровна, измученная химиотерапиями, буквально на зубах вытаскивала эту роль. На одном из спектаклей Марецкая расплакалась, ее партнер (в театре уже знали про рак) Константин Михайлов поклонился ниже обычного. Зал тоже плакал. Они прощались друг с другом. За кулисами плакал Завадский…
Потом последовала вторая операция, после которой Марецкая ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла и снова больница.

Накануне 70-летия вышел указ о награждении Веры Петровны звездой Героя Труда. У нее уже отказывали ноги. Но - не приехать?! Нет! Она приехала. И даже произнесла речь. «С одного дубля», - шутя говорила потом.

Марецкая и в больнице продолжала работать. Она читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон.Прячась от врачей и медсестер, нахлобучив парик и прикрыв голову платком, для того чтобы скрыть швы, оставшиеся после нескольких тяжелейших операций, она пробиралась тайком за больничную ограду, где ее ждал автомобиль, и уезжала в Дом звукозаписи. Там, под руководством главного режиссера литературно-драматического радиовещания Эмиля Верника, она записывала на пленку стихи своих любимых поэтов.
Стихи вошли в "Золотой фонд" художественного радиовещания России.
Вскоре в той же Кунцевской больнице оказался на лечении и Завадский. По старой привычке они с Верой Петровной обменивались рисунками и приветами. Умер Юрий Александрович в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой.
Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла Вера Петровна…
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Её очень любила публика и почитали власти, которые наградили актрису самыми высокими наградами .

Орден «Знак Почета» (1940).
Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).
Народная артистка РСФСР(1943).
Орден Трудового Красного Знамени (1944).
Народная артистка СССР (1949).
Герой Социалистического Труда (1976).
Орден Ленина (1967, 1976).

Кинофильмы

Странная миссис Сэвидж
Драма, Мелодрама
Легкая жизнь
Комедия
Свадьба
Комедия
Зори Парижа
Драма, Исторический