Виктор Михайлов
Виктор Петрович Михайлов
- Средний рейтинг фильмов: 8.33
- Дата рождения: 7 Aug 1936
- Дата смерти: 18 Mar 1994
- Имя при рождении: Виктор Петрович Михайлов
- Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР.
Советский и российский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/317942
Виктор Михайлов с детства мечтал сниматься в кино и после окончания средней школы предпринял первую попытку поступить в Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).
Первая попытка поступления была неудачной, как и следующие четыре. Однако Виктор Михайлов не сдавался и с шестого (!) раза всё-таки поступил в ЛГИТМиК. Но ему пришлось поступать на режиссёрское отделение, потому что на актёрское отделение принимали лишь до 27 лет, а он уже был старше. К этому времени он уже был женат и имел полуторагодовалую дочь.
Михайлов был одним из самых ярких студентов на курсе, и уже через год он был переведён на актёрское отделение факультета драматического искусства, где он учился в мастерской Леонида Макарьева.
После окончания института в 1968 году, Виктор получил согласие Георгия Александровича Товстоногова на приход в Ленинградский Большой драматический театр. Впрочем, режиссёр посоветовал Михайлову сначала поработать 2-3 года на провинциальной сцене, и актёр, которому было тогда уже 33 года, отправился в Рязань, где работал в местном драматическом театре. Товстоногов сдержал своё слово, и в начале 1970-х годов Виктор Михайлов, получив необходимый театральный опыт, вернулся в Ленинград и был принят в труппу БДТ имени Горького, причём сразу в основной состав. Это был редчайший, практически невозможный, случай.
Характер у Михайлова был прямой, и он не боялся открыто высказывать Товстоногову своё мнение по поводу замечаний режиссёра, что иногда приводило к конфликтам. Отношения между ними стали прохладными, хотя в дальнейшем Михайлов и Товстоногов часто встречались, общались, часами спорили о театре. И всё же из БДТ Михайлов ушёл и стал актёром Ленинградского театра имени Пушкина, где играл его кумир, его самый любимый актёр – Николай Симонов. Виктор Михайлов пересмотрел все роли Симонова в Пушкинском театре, причём многократно, десятки раз приходя на все без исключения спектакли с участием своего кумира.
С 1977 года Виктор Михайлов работал ассистентом режиссёра и вторым режиссёром на киностудии «Ленфильм». В середине 1970-х годов он Михайлов начинает сниматься в кино.
Его дебютом на киноэкране стала роль Толстяка в фильме-спектакле «Иван, третий сын» (1972), затем он сыграл маленькие, едва заметные роли в фильмах «Финист – Ясный сокол» (1975), «Обыкновенная Арктика» (1976), «Кавказская повесть» (1978) и «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Первую крупную роль в кино В.П. Михайлову доверил ленинградский кинорежиссёр Виктор Аристов, пригласивший актёра на роль бригадира в мелодраме «Тростинка на ветру” (1980). Роль была сыграна удачно, фильм запомнился, но следующего успеха в кино Виктору Михайлову пришлось ждать ещё долгих шесть лет. Лишь в 1986 году, когда актёру исполнилось уже 50 лет, он, наконец, получил свою первую главную роль в кино.
Режиссёр Юрий Мамин пригласил Виктора Петровича Михайлова на одну из главных ролей Василия Петровича Хохлова в юмористическом киноальманахе «Праздник Нептуна». Именно Мамин открыл Виктора Михайлова как яркого, комедийного, характерного киноактёра, «человека с улицы». «Праздник Нептуна» принёс Виктору Михайлову славу, которую он ждал столько лет. Фееричная, безумно смешная картина до сих пор пользуется любовью зрителей.
С этого момента роли Михайлова следуют одна за другой – осенью 1986 года на экраны выходит лента «Прорыв», снятая Дмитрием Светозаровым. Этот фильм, основанный на реальных событиях, рассказывал о крупной аварии, которая произошла весной 1974 года при строительстве очередной станции ленинградского метро. Виктор Михайлов, сыгравший небольшую, но заметную роль завхоза зоопарка Золотарёва, не потерялся в этом фильме на фоне ярких мастеров кино – Олега Борисова, Юрия Демича, Андрея Краско, Андрея Ростоцкого, Юрия Кузнецова и других.
С конца 1980-х годов Виктор Михайлов работает в невероятном ритме, постоянно снимаясь в двух-трёх картинах одновременно, отдавая работе все силы. В 1988 году он снимается в короткометражке «Гнев отца», мелодраме «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» и новом фильме Юрия Мамина – «Фонтан». Это была ещё одна комедия и ещё один успех Виктора Михайлова, сыгравшего в фильме главную роль. Его Пал Палыч Митрофанов, техник из ЖЭКа, получился удивительно правдоподобным, ярким, запоминающимся. Под маской дурацкой истории с ЖКХ режиссёр показал весь срез нашего общества, живущего разобщённо и, мягко говоря, странной жизнью. «Фонтан» стал одним из самых запоминающихся фильмов позднего советского периода.
Актёр продолжал много сниматься. Выходят фильмы «Штаны» (1990) Валерия Приёмыхова, в котором Виктор Михайлов играет подследственного в СИЗО – отца троих детей и участника художественной самодеятельности, а также лента Юрия Мамина «Бакенбарды», где Михайлову досталась роль обаятельного, вечно полупьяного скульптора дяди Паши, «ваяющего» бюсты вождей по заказу обкома. В 1991 году на экраны выходит фильм-трагикомедия «Изыди!» режиссёра Дмитрия Астрахана, в котором Виктор Михайлов сыграл роль урядника.
Роль майора, начальника исправительно-трудового учреждения, в эксцентрической «Комедии строгого режима», снятой в 1992 году по произведениям Сергея Довлатова, вновь обратила на себя внимание кинозрителей. Фильм, в комедийной манере рассказывающий о праздновании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина в колонии, оказался удивительно удачным и смешным для совсем несмешного 1992-го года и, пожалуй, только очень трудное для страны время не дало этой ленте заслуженной популярности. Весь фильм до сих пор разбирают на цитаты, многие из которых принадлежат и его персонажу. Чего стоит хотя бы эпизод, в котором начальник колонии, которого играл Виктор Михайлов, так докладывал с трибуны о тиражах произведений Ленина: «Его трудов хватит, чтобы выложить дорогу от Воркуты до Магадана, туда и обратно, два разá».
В 1992 году выходят фильмы «Пустельга» (реж. С.Русаков) и «Рэкет» (реж. Э.Ясан), в которых Виктор Михайлов сыграл совсем небольшие роли. Потом была интересная работа в фильме Александра Рогожкина «Жизнь с идиотом», где Виктор Михайлов как всегда колоритно и ярко сыграл роль сторожа в психиатрической больнице.
А потом – новый успех и, пожалуй, самая знаменитая роль Виктора Михайлова – роль Горохова в новом фильме Юрия Мамина «Окно в Париж» (1993). Умный и актуальный на многие годы, этот фильм одновременно сочетал и едкую сатиру на тогдашнюю бытовую неустроенность обычной петербургской коммунальной квартиры «времён перемен», и удивительную романтику, присущую тем же самым обычным людям. Фильм и сейчас смотрится удивительно легко, его эпизоды запоминаются надолго. Вот хотя бы один из них. Сильно нетрезвые мужики, оказавшись в Париже, вваливаются в какой-то бар и думают, что он валютный. Герой Михайлова начинает выступать, требуя, чтобы ему налили пива на «наши» деньги. Бармен смотрит на советский металлический рубль с Лениным, забирает его в качестве сувенира и наливает пиво. Кто-то из мужиков радостно кричит: «Гляди, ребята, картавый за валюту сошёл!» Картина получилась одновременно смешная и грустная. И очень искренняя. И блестяще был сыгран персонаж Виктора Михайлова со своими фразочками типа «Мы в Париже, дорогой товарищ! С чем вас и поздравляю!» или «Мадам, что пардон, то пардон! Мы больше не будем!»
В дальнейшем Виктор Михайлов сыграл в фильмах «Ты у меня одна» (1993), «Замок» (1994), «Курочка ряба» (1994), «Я свободен, я ничей» (1994) и, наконец, «Хрусталёв, машину!», который стал последним в жизни актёра. Актёр умер, не дождавшись окончания съёмок.
Он сыграл немного ролей, но всегда запоминался своей энергией, юмором, абсолютной достоверностью.
По словам известного режиссёра Андрея Кончаловского, Виктор Михайлов был «абсолютно неорганизован, но обладал замечательной энергией и удивительным чувством юмора», он был «дельфином», он нырял в любую ситуацию и делал её достоверной.
В начале 1994 года у Виктора Петровича Михайлова начались проблемы со здоровьем, причём врачи долго не могли поставить диагноз. Потом они объявили, что это желчекаменная болезнь. Приступы становились чаще и сильнее. Обследование показало, что это было множество зарубцевавшихся язв; у него началась непроходимость желудка. Пришлось ложиться на операцию, которая была сделана неудачно.
Ушёл из жизни актёр с ярчайшим комедийным дарованием, он умер в Санкт-Петербурге. Похоронили Виктора Петровича Михайлова на кладбище в посёлке Комарово.
Он прожил счастливую жизнь. В этой жизни было много радости, смеха, любви. Был и творческий триумф, который длился почти девять лет. Но к этому триумфу Виктор Михайлов шёл долгие пятьдесят лет своей жизни, прожитой жизнью «золушки». В ней было много чёрного, бесславного труда, забот, но постоянно оставалось одно – жажда творчества.
Фильмография Виктора Михайлова за период с 1973 по 1998 год составляет 21 фильм.