Ингмар Бергман
Ingmar Bergman
- Средний рейтинг фильмов: 8.55
- Дата рождения: 14 Jul 1918
- Дата смерти: 29 Jul 2007
- Имя при рождении: Ernst Ingmar Bergman
- Место рождения: Упсала, Швеция
Шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/16550
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000005
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/17628
Ингмар Бергман родился в семье викария. Мальчик посещал частную гимназию, увлекался театром и кинематографом. В девятнадцать лет Ингмар убежал из дома. Он работал в Драматической студии, ставил детские спектакли в парках, сочинял пьесы, наконец, открыл свой маленький театрик в Гражданском доме. Клас Хуугланд, руководитель Студенческого театра, поставил одну из пьес Бергмана - "Смерть Каспера". Премьера прошла удачно, и Бергман получил контракт на год. "Я стал уважаемым человеком, имевшим постоянное место работы, который каждый день пунктуально садился за стол, правил сценарии, писал диалоги и сочинял заявки на будущие фильмы".
25 марта 1943 года Ингмар женился на Эльсе Фишер, своей подруге из труппы бродячих актеров. За день до Сочельника 1943 года у них родилась дочь Лена. После окончания факультета литературы и искусства Стокгольмского университета в 1944 году Бергман возглавил Городской театр Хельсингборга. Эльса Фишер порекомендовала взять на место хореографа свою приятельницу Эллен Лундстрем. Это была красивая девушка, чувственная, талантливая. "Без долгих размышлений мы с Эллен бросились в объятия друг другу", - писал Бергман. Последствия не заставили себя ждать - она забеременела. И 22 июля 1945 года Ингмар женился во второй раз.
Осенью 1946 года Бергман принимает на себя обязанности постоянного режиссера в более крупном Городском театре Гётеборга, где проработает три года. С этого момента Бергман будет постоянно сотрудничать с драматическими театрами - и в должности очередного режиссера, и как художественный руководитель. В 1963 году он будет назначен руководителем Шведского Национального театра. В разные годы он поставит получившие широкую известность и показанные в разных городах Европы спектакли "Пер Гюнт", "Дикая утка", "Гедда Габлер" Ибсена, "Мизантроп" Мольера, "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло.
В середине 1940х годов Бергман пробует свои силы в кино. Фильмы выходят один за другим: "Дождь над нашей любовью" 1946, "Корабль идет в Индию" 1947, "Портовый город" 1948, "Тюрьма" 1949. Первые работы режиссера отмечены пессимизмом и бунтарским духом. К примеру, один из персонажей "Тюрьмы" говорит: "Жизнь - это не что иное, как жестокая и мучительная дорога к смерти". Шведский киновед Руне Вальдекранц пишет: "Ингмар Бергман, вероятно, с наибольшей силой выразил отчаяние и жажду нежности у послевоенной молодежи. Его герои - люди, затерянные в существовании, выброшенные из общества, потерявшие самих себя. Их реакции резки, их поведение бескомпромиссно. Идеализм молодости, жадные поиски веры вдохновляют их и подтачивают одновременно".
Тем временем семья Бергмана стремительно росла. Весной 1948 года Эллен родила близнецов. Денег катастрофически не хватало. А в 1951 году шведская кинопромышленность, протестуя против завышенного налога на зрелища, приостановила выпуск фильмов. Для Ингмара это было страшным ударом. Его третья жена журналистка Гун Грут в канун Вальпургиевой ночи родила сына и теперь сидела без работы. Ингмар должен был содержать три семьи. "У меня было шестеро детей, дела шли плохо, и на душе было паршиво", - замечает он. Чтобы выжить, он снимал рекламные ролики. Когда эмбарго на выпуск картин было снято, Бергман выпустил один за другим два значительных фильма: "Женщины ждут" по собственному сценарию и "Лето с Моникой" - по роману Пэра Андерса Фогельстрёма. Его бурный роман с актрисой Харриет Андерссон на съемках "Лета с Моникой" стал причиной развода с Гун..
Международное признание приходит к Бергману после того, как комедия 1955 года "Улыбки летней ночи" получает специальный приз на Каннском кинофестивале. В том же 1955 году Бергман создал "Седьмую печать" - один из своих великих фильмов. Руководство "Свенск Фильминдустри" разрешило снимать картину при условии, что она будет сделана с небольшими затратами и всего за тридцать пять дней. Бергман справился с задачей, использовав в качестве натуры двор студии. В "Седьмой печати" средневековая легенда о борьбе между Рыцарем и Смертью, о страхе людей перед концом мира трактована режиссером аллегорически. Название фильма отсылает зрителей к откровению св. Иоанна Богослова "Апокалипсис": "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе как бы на полчаса". Встретив Смерть, Рыцарь просит отсрочку, чтобы понять, зачем и для чего жил. По признанию Ингмара Бергмана, благодаря этому фильму он избавился от собственного страха смерти.
Осенью 1956 года Бергман заехал в Упсалу, старинный город, в котором он родился. Здесь ему пришла идея сделать фильм, "совершенно реалистический, в котором вдруг открываешь дверь и входишь в свое детство, потом открываешь другую дверь и выходишь из него в действительность, а после заворачиваешь за угол и входишь в какой-то другой период своего существования, и жизнь идет своим чередом". Так появился фильм "Земляничная поляна", в котором прошлое и настоящее, сны и явь, мечты и действительность причудливо переплетаются. Фильм был удостоен приза "Золотой медведь" на кинофестивале в Западном Берлине.
В экранизации 1959 года древней нордической легенды "Девичий источник" Бергман обращается к теме страдания и царящего в мире зла, причем делает это с особенной резкостью, с обилием жестоких подробностей - премия "Оскар" 1959 года. Еще одной запоминающейся работой этого периода стал фильм "Око дьявола". В 1959 году Ингмар женился на Кэби Ларетеи, пианистке в расцвете славы, и вместе с ней переехал на роскошную виллу в Юрсхольме. Внешне брак выглядел как прочный союз двух удачливых партнеров. Пианистка гастролирует, режиссер ставит фильмы и спектакли, сын Даниэль отдан в умелые руки..
Именно в это время Бергман начал профессионально интересоваться музыкой. Он покорен концертом для оркестра Бартока и музыкой Стравинского. Блистательная постановка 1961 года оперы "Похождения повесы" Стравинского - "Одена" - одна из кульминаций его режиссерской биографии.
За полтора года Бергман снимает знаменитую трилогию о "молчании Бога": "Как в зеркале" 1961, премия "Оскар", "Причастие" 1961 и "Молчание" 1962, герои которой не в состоянии примириться с абсурдностью и жестокостью жизни - они погибают или сходят с ума. В философской кинодраме 1966 года "Персона", этой "сонате на двоих", Бергман продолжает варьировать темы разобщенности людей, их одиночества, психологической сложности их отношений. Норвежка Лив Ульман, сыгравшая в фильме, понравилась режиссеру не только как актриса. В 1967 году у них родилась дочь Линн. В расчете на совместную жизнь Ингмар строит дом на острове Форё в Балтийском море, но и этот брак вскоре распадается. Бергману же понравилось жить на острове: здесь он мог "уйти от мира, читать книги, которые не читал, предаваться медитации, очиститься душой".
С 1968 по 1970 год выходит целая серия фильмов Бергмана: антивоенная притча "Стыд" 1968, снятая в резкой, почти хроникальной манере "Час волка" - о теряющем рассудок художнике семейные драмы "Страсть" 1969 и "Прикосновение" 1970 - первая англоязычная работа шведского художника. В ноябре 1971 года Бергман наконец-то обретает покой в семейной жизни. Он в пятый раз вступает в брак и вместе с женой Ингрид ван Розен переезжает в новый дом на Карлаплан. Супруги общались с друзьями, ходили на концерты и в театр, смотрели фильмы, с удовольствием работали.
В 1972 году Бергман заканчивает картину "Крики и шепоты", мучительное исследование процесса смерти. Для того чтобы снять фильм, ему пришлось использовать личные сбережения, убедить артистов внести будущие гонорары на правах пайщиков и занять полмиллиона у Киноинститута. "Бергман редко заходил так глубоко в показе физического и душевного страдания, как в этом фильме, описывающем безнадежный мир измученных людей, замкнутых в своем одиночестве, - пишет К. Бейли. - Это произведение, которое можно было бы назвать "картиной агонии", могло бы явиться буквальной иллюстрацией к знаменитому высказыванию Кокто: "Кино - это искусство, показывающее, как смерть делает свое дело".
Популярность Бергмана достигает вершины, когда шведское телевидение в течение шести недель, с 11 апреля по 16 мая 1973 года, показывает его шестисерийный телефильм "Сцены из супружеской жизни". В первый день 1975 года во всех скандинавских странах демонстрируется бергмановская телеверсия оперы Моцарта "Волшебная флейта". Наконец в 1976 году режиссер снимает для "малого экрана" четырехсерийную ленту "Лицом к лицу", насыщенную галлюцинациями и психоанализом. В 1978 году на экраны вышла "Осенняя соната" со знаменитой соотечественницей Бергмана, Ингрид Бергман, которая к этому времени была уже неизлечимо больна.
Печалью и тревогой пронизано одно из последних крупных произведений Бергмана - пятичасовой телевизионный фильм 1982 года "Фанни и Александр" - масштабная эпическая сага, ставшая самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства. Действие его разворачивается в первое десятилетие XX века. Сюжет строится на материале детских воспоминаний самого режиссера. Картина начинается праздником Рождества, а кончается праздником Пасхи, символизирующим победу жизни над смертью.
После смерти в 1995 году жены Ингрид, режиссер уединился на острове Форё, лишь изредка общаясь с родственниками и другом, актером Эрландом Юсефсоном. В 1997 года Бергман поставил фильм "В присутствии клоуна", сыграв в нем одного из пациентов психиатрической клиники..
Ингмар Бергман - лауреат престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии "Феликс" 1988 года и "Ветвь ветвей" 50-го юбилейного кинофестиваля в Каннах 1997 года. Многие из его поклонников стали режиссерами. Вуди Аллен, например, считает, что Бергман "величайший кинохудожник с момента изобретения кинокамеры".
Умер Ингмар Бергман в своем родном городе Упсала в Швеции в возрасте 89 лет.