Марина Стриженова
Марианна Александровна Стриженова
- Средний рейтинг фильмов: 8.30
- Дата рождения: 14 Nov 1924
- Дата смерти: 12 May 2004
- Имя при рождении: Марина Александровна Грызунова-Бебутова
- Место рождения: Москва, РСФСР, СССР (Россия).
Советская актриса театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/297882
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0834654
Марианна Стриженова родилась в актёрской семье.
Её родители - отец Александр Иванович Грызунов (1894-1931) и мама Мария Леонтьевна Алексеева (Бебутова) (1887-1973) - служили во МХАТе. Её отец ещё и снимался в кино, в фильмах 1926 года «Борьба гигантов», «Крестовик» и др. Раньше семья родителей жила в доходном доме, построенном по проекту архитекторов П.Н. Бенуа и А.И. Гунста на Кузнецком мосту. Детство Марианны прошло в доме на 4-ой Тверской-Ямской улице, затем с 1930 года они жили на улице Огарёва.
Ещё в детстве Марианна тянулась к искусству, особенно к искусству театра. После окончания десятилетки она поступила в Московский Художественный театр рабочим сцены. Приходила всегда задолго до начала спектакля, аккуратно выполняла свою работу по установке декораций. А когда открывался занавес и она была до антракта свободна, то притаившись, с замиранием сердца следила за ходом действия, за филигранным мастерством изумительных артистов, ей посчастливилось близко познакомиться с творчеством знаменитых актеров-«художественников»: Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, Бориса Георгиевича Добронравова, Николая Павловича Хмелева, Аллы Константиновны Тарасовой. Именно в это время сформировался её художественный вкус и отношение к сценическому искусству, крепла любовь к театру.
В 1942 году в 18 лет Марианна вышла замуж за молодого подполковника В.Кириллова. Но вместе они были недолго, - супругов разлучила Великая Отечественная война. В конце войны Кириллов погиб.
Как-то Владимир Васильевич Готовцев (1885 - 1976)- ученик и соратник К.С. Станиславского, актёр МХАТа, педагог Московского городского театрального училища (1939-1950), увидев её неподдельный интерес к сцене, попросил Марианну почитать ему что-нибудь, а, прослушав, предложил заниматься в училище, которым он тогда руководил. Она поступила в МГТУ в 1943, а закончила - в 1947 году.
Сразу после окончания учёбы, Марианна была принята в труппу театра имени Моссовета.
Этой сцене она посвятила 10 лет, была занята в спектаклях: «Олеко Дундич» (Ирина Туманова), «Московский характер» (Шура, секретарь Потапова), «Модная лавка» (Аннушка, девушка, Лиза), «Красавец-мужчина» (Сусанна Сергеевна Ландышева), «Чаша радости» (Великанова), «Особое мнение» (Катя, продавщица газированной воды), «Студент 3-го курса» (Вера Шатилова), «Недоросль» (Софья, племянница Стародума), «Трудовой хлеб» (Наташа), «Беспокойная должность» (Орлова), «Первая весна» (Лиина) и других.
Свои первые роли в кино Марианна Александровна сыграла в начале 50-х. В музыкальной комедии Бориса Барнета «Щедрое лето» (1950) она исполнила роль бригадира Оксану Подпруженко, а в историко-биографической ленте Игоря Савченко «Тарас Шевченко» (1951) - небольшой, но дорогой для неё роли -генеральши Агафьи Андреевны Усковой. Кстати, в этих картинах актриса значилась под фамилией Бебутова.
Экранизировать знаменитый роман Этель Лилиан Войнич «Овод» режиссёр Александр Файнциммер задумал ещё в 1952 году. Главные роли Овода и его возлюбленной Джемы он доверил молодым актёрам Олегу Стриженову и Марианне Бебутовой. Из-за производственных неурядиц съёмки картины начались в следующем году, а премьера «Овода» и вовсе состоялась лишь в апреле 1955-го. Зато, какой успех ждал эту картину! В первый же год проката она собрала 35 миллионов зрителей, заняв почётное третье место и пропустив вперед знаменитые комедии «Солдат Иван Бровкин» (40 млн. зрителей) и «Укротительница тигров» (37 млн. зрителей).
Фильм «Овод» не только сделал Марианну знаменитой на всю страну, но и изменил её личную жизнь. Свои чувства исполнители главных ролей перенесли с экрана в жизнь, и вскоре Марианна вышла замуж за Олега Стриженова. Это была очень красивая пара. А в 1957 году у супругов родилась дочь Наталья.
Начиная с «Овода» во всех своих последующих фильмах Марианна снималась уже под новой фамилией – Стриженова. С 1957 года Марианна Стриженова стала актрисой Театра-студии Киноактёра.
Нередко ей доводилось принимать участие в экранизациях известных литературных произведений. Так она сыграла графиню Листомирову в драме Владимира Герасимова «Гуттаперчевый мальчик» (1957, по мотивам одноименного рассказа Григоровича), Сашу в драме Марка Донского «Фома Гордеев» (1959, по мотивам одноименного романа Максима Горького), Анну Михайловну в мелодраме Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант» (1960, по одноименной повести Короленко).
- «Давно мечтала я сыграть Сашу в горьковском «Фоме Гордееве». И когда узнала, что режиссёр Марк Донской будет экранизировать роман, я отправилась к нему и рассказала о своем стремлении. Донской представлял себе Сашу более молодой, ибо роль Фомы он поручил двадцатилетнему актёру Георгию Епифанцеву. Я поняла, что шансов у меня мало. А в кандидатурах на роль Саши недостатка не было. Как я волновалась перед пробами! И как же радовалась, когда Донской после одной из проб сказал мне: «Вы утверждены. Образ Саши – очень интересный, сложный и противоречивый. Она не просто женщина лёгкого поведения, а человек с большим сердцем, с чистой душой, запутавшийся в трясине жизни старой России» - рассказывала Марианна Стриженова в одном из интервью.
Наряду с этим героинями она играла и современниц: Маша в комедии Александра Зархи «Высота» (1957), Наталья в детском приключенческом фильме «Без страха и упрёка» (1962), Жанна в шпионском фильме «Чёрный бизнес» (1965), Зинаида Григорьевна Адамова в военной драме «Их знали только в лицо» (1966).
- «В фильме «В твоих руках жизнь» (1958) режиссёра Н. Розанцева у меня была небольшая роль Полины, жены капитана Дудина – главного героя. Эта женщина ждёт ребенка. Её муж отправляется на опасное задание: он должен вместе с солдатами-саперами разминировать склад боеприпасов, который в годы Великой Отечественной войны оставили отступавшие гитлеровцы. Роль Полины – очень драматическая, насыщенная глубоким внутренним содержанием. И работа над образом этой простой, любящей женщины-друга, помогающей мужу в трудную минуту, волновала меня» - продолжает Марианна Стриженова.
- «Любимым моим образом в русской классической литературе является Анна Каренина. И я давно мечтаю появиться на экране в этой роли. Но больше всего мне хочется играть современниц. Их образы волнуют меня своей психологической сложностью, богатым идейным содержанием. Как много в нашей советской действительности замечательных женщин, достойных того, чтобы их показать на экране!».
Фильмография Марины Стриженовой за период с 1950 по 1988 год насчитывает почти 30 фильмов.
Параллельно со съёмками в кино актриса с 1957 года работала в Театре-студии киноактёра. Она играла в спектаклях «Чудо» (Беатриса) и «Дa здравствуют дамы!».
Были также концерты, кинофестивали, творческие встречи...
Семья Стриженовых казалась вполне благополучной, однако в 1968 году она распалась, едва Наташе исполнилось 11 лет.. Олег Стриженов ушёл к другой актрисе Любови Земляникиной (после замужества также принявшей фамилию Стриженова). В том браке у Олега Александровича родился сын Александр Стриженов, ставший впоследствии известным актёром, режиссёром и телеведущим. С дочерью Натальей Олег Стриженов продолжал общаться…
После развода с мужем Марианна Стриженова по-прежнему регулярно снималась в кино. Правда, столь значительных работ, как «Овод», у неё уже не было. С возрастом её героинями зачастую становились мамы: мать Жаклин в знаменитом приключенческом фильме «Капитан Немо» (1975), мать Лены в мелодраме «Великий укротитель» (1974), мама Кати Вера Александровна Наумова в мелодраме «Только вдвоем» (1976), мама Анатолия в социальной драме «Голубые молнии» (1978), мама Юрия в мелодраме «Отпуск за свой счет» (1981).
Одной из лучших работ актрисы в 80-е годы, безусловно, является роль Джоан Хэлфорд в драме выдающегося актёра и режиссёра Владимира Басова «Время и семья Конвей» (1984), поставленной по одноименной пьесе Дж. Б. Пристли. В этой киноленте вместе с Марианной Александровной снялась и её дочь Наталья Стриженова.
После развала Советского Союза многие отечественные актёры остались без работы. Приходилось сводить концы с концами и Марианне Александровне. Последние месяцы Марианна Александровна жила с 16-летней внучкой. В кино давно не снималась - последнюю роль она сыграла в 88-м, в картине «Отцы». Пенсии едва хватало на самое необходимое. Не спасали ни ежемесячное пособие от Гильдии актеров в тысячу рублей, ни помощь бывшего мужа. К тому же о своём бедственном положении Марианна Александровна не распространялась - у этой прекрасной женщины было высокое чувство собственного достоинства.
Проживала Марианна Александровна на Арбате, в высотке, где находился магазин грампластинок «Мелодия». В том же доме, но на другом этаже жила её дочь Наталья Стриженова. В 1987 году у Натальи Стриженовой родилась дочь Александра Стриженова (Холошина), которая одно время обучалась в школе с театральным уклоном и даже выходила на сцену вместе с мамой, Саша всегда мечтала стать актрисой, как бабушка и мама. Окружающие полагали, что внучку Марианны Стриженовой тоже ждёт яркое актёрское будущее, что она продолжит актёрскую династию.
Единственная дочь Марианны и Олега Стриженовых Наталья пошла по стопам родителей, стала актрисой, работала в Театре киноактёра. На сцене себя не щадила. С середины 90-х Наталья стала увлекаться алкоголем. А потом случился сердечный приступ, остановка сердца.
Марианна Александровна очень тяжело переживала ранний уход дочери, ведь та умерла всего лишь в 46 лет. Марианна Александровна потухла прямо на глазах, она угасла за несколько месяцев.
Они остались с Александрой вдвоём, к 15 годам внучке великого Стриженова пришлось устроиться на работу. Марианна Александровна очень расстраивалась, что Саша бросила школу. По словам Александры, бабушка в поисках источника денег подписала договор ренты на свою квартиру. После её смерти квартира должна была отойти к новому собственнику. Через 12 дней после подписания этого злополучного договора Марианна Александровна скончалась, так и не успев получить денег. Стриженова ушла из жизни, всего несколько месяцев не дожив до 70-летия. Это случилось как-то очень внезапно. Марианна Александровна вдруг страшно побледнела и схватилась за сердце. Внучка Саша кинулась к телефону вызывать «Скорую». Но было поздно - бригада врачей, приехавших через несколько минут, установила: не выдержало сердце…
Саше Стриженовой чуть ли не на следующий день пришлось забрать вещи и уйти из бабушкиной квартиры, а мамину она сдавала в аренду. Эти люди оказались мошенниками, они подделали документы на квартиру и перепродали её. Ей повезло, она встретила хороших людей. Сейчас она замужем, у неё трое детей.
Вспоминает внучка Марианны Стриженовой: «Бабушка была самой лучшей для меня, я даже маму так не любила, как её! Мне хотелось видеть бабушку на экране, в журналах. Хотелось, чтобы о ней говорили. Но её молодость, карьера – все прошло. Остались лишь немногие поклонники, уважающие её творчество».
Марианна Александровна Стриженова похоронена на Головинском кладбище в Москве рядом с дочерью.
Интересныe факты
* Заслуженная артистка РСФСР (1969).