Пьер Паоло Пазолини
Pier Paolo Pasolini
- Средний рейтинг фильмов: 8.35
- Дата рождения: 5 Mar 1922
- Дата смерти: 2 Nov 1975
- Имя при рождении: Pier Paolo Pasolini
- Место рождения: Болонья, Италия
Итальянский кинорежиссёр, поэт и писатель, актер, драматург и теоретик.
КиноКопилка: http://www.kinopoisk.ru/name/181154
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0001596
Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал Римско-Католическую Церковь. Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу на своей «второй родине», во Фриулиэ.
Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте (сборник «Стихи в Казарсе») и признавался, что поэзия — это его первая любовь. В 1950 переезжает в Рим. Активно работает на литературном поприще, издает сборник стихов, выступает как исследователь региональной поэзии, выпускает посвященный ей теоретический журнал «Мастерская», пишет романы «Лихие ребята» (1955) и «Жестокая жизнь» (1959), экранизированные другими режиссерами. Участвует в создании сценариев свыше пятнадцати фильмов. В 1957 году вышел сборник его стихов «Пепел Грамши», который удостоился премии Виареджо. Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.
В начале 1960-х гг. дебютирует как режиссер. Его первый фильм «Аккаттоне» (1962) и снятая следом «Мама Рома» (1962) в первую очередь свидетельствовали о творческом претворении наследия неореализма. Однако подлинное новаторство Пазолини заключалось в открытии неисследованного пласта действительности — маргиналов, людей дна, не вовлеченных в просперити итальянского экономического чуда, а, скорее, растленных им. Автором был реабилитирован язык героев, римский диалект, их своеобычная культура, анализом которой до сего времени кино не занималось. В короткометражном фильме «Овечий сыр», снятом для альманаха «Рогопаг» (1963), автор в острой полемической форме восстанавливает в правах первобытные инстинкты, в частности, голод, утверждая его приоритет перед религиозным чувством. Его программный фильм «Евангелие от Матфея» (1964) при всей скрупулезности адаптации первоисточника послужил художественным призывом к движению контестации (протеста) для молодого итальянского кино, а сам Пазолини оказался духовным учителем для целого поколения. В философской притче «Птицы большие и малые» (1965) он сопрягает целостные временные пласты — современность и средневековье. Обратившись к античности в «Царе Эдипе» (1966) и «Медее» (1969), дает авторскую трактовку классических литературных первоисточников. В «Теореме» (1969), снятой по одноименному собственному роману, предрекает гибель буржуазной культуры в целом. В фильме «Свинарник» (1969) исследует проблемы фашизма и неофашизма.
Пазолини, художник левых взглядов, противостоял коммерциализации современного кино. Он стремился реабилитировать физическую реальность человеческой плоти на экране в ее художественном и философском аспектах, считая недопустимым отдавать эту сферу на откуп коммерческому кино. С этой целью он создает свою «трилогию жизни» — фильмы «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1974). В этих экранизациях источников эпохи Возрождения разных стран и периодов, проникнутых преимущественно духом ренессансного восприятия человеческого бытия в его гармонии с мирозданием, Пазолини исчерпывающе дал собственную философию жизни в ее историко-культурном преломлении.
Последний фильм автора «Сало, или 120 дней Содома» (1975) по мотивам романа маркиза де Сада и других авторов стал одним из первых произведений в итальянском кино, трактующих природу фашизма не в ее каноническом историко-политическом аспекте, а исследующих тиранию в ее потаенных, сексуально замещаемых формах. В собственных фильмах иногда исполнял «знаковые», узнаваемые роли. Соавтор сценариев всех своих фильмов. При невыясненных обстоятельствах был убит в Остии, близ Рима.