Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Елена Гоголева

Елена Николаевна Гоголева

51806 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 19 Apr 1900
  • Дата смерти: 15 Nov 1993
  • Имя при рождении: Елена Николаевна Гоголева
  • Место рождения: Москва, Российская Империя (Россия)

В избранном у (1)

Ninanika thumb ninanika

Советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/345830
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0324701

Елена Гоголева родилась в семье армейского офицера и актрисы.
В 1916 году Елена Гоголева окончила Александро-Мариинский институт и поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества на драматическое отделение.

В 1918 году со 2-го курса была принята в труппу Малого театра, где дебютировала в роли Джесики в «Венецианском купце» У. Шекспира. Малый театр полюбился Гоголевой с юных лет, и, участь в Филармоническом училище у одного из корифеев театра Ивана Андреевича Рыжова, она мечтала попасть в прославленную труппу, семью, как писала впоследствии сама Елена Николаевна.
"...Однажды весной 1918 года после одной из репетиций "Огней" Рыжов отозвал меня в сторону и сказал: "Я должен передать вам, голуба моя, что вам предлагают вступить в труппу Художественного театра. Вас смотрели Станислав¬ский и Немирович-Данченко, приглашение исходит от них". Я онемела. "Так что мне им ответить?" — продолжает Иван Андреевич. И вдруг я слышу внутри себя какой-то голос: "А Малый?!" Вижу, Иван Андреевич улыбается: "Ну, насчет Малого ничего не могу сказать, а вот Художественный вас приглашает". Вслед за слезами и мучительными размышлениями последовал отказ. Но молодая актриса не прогадала – несколькими месяцами позднее, летом 1918 г., она была приглашена в Малый театр. Гоголевой довелось играть в спектаклях, в которых блистали Ермолова, Лешковская, Южин Остужев, Ленин, Яблочкина, Турчанинова, Садовский, Давыдов и другие.

Дебютировала в кино Елена Николаевна Гоголева в 1934 году в роли графини в фильме "Гобсек", в военном фильме "Об этом забывать нельзя" (1954). Снялась в драме "Крылья" (Анна Андреевна Падолист,1956).
Потом были "Варвары" (Монахова, 1953), конечно, "Стакан воды" (герцогиня Мальборо, ТВ, 1957), в 1961 году "Две жизни" (княгиня Нащекина), Мурзавецкая в "Волки и овцы" (ТВ, 1973) и "Перед заходом солнца" (фрау Петерс, ТВ, 1974).
В 1977 году сняли ещё два фильма-спектакля, "Горе от ума" (Хлёстова Анфиса Ниловна) и "Гроза"(полусумасшедшая барыня), в 1978 году - "Господа Головлевы" (ТВ, Арина Петровна).
Последним фильмом с участием Елены Гоголевой была Пиковая дама (ТВ, 1982).
Фильмография Елены Николаевны за период с 1936 по 1982 год насчитывает 13 фильмов.

В 1938 г. актриса отдыхала с мужем в Кисловодске, где врачи обнаружили у нее туберкулез голосовых связок, от которого она потеряла голос. После болезни голос не прорезался долго. "Вернется ли он? А если нет? Что будет со мной? Нет голоса – значит, нет театра. Я не актриса, даже не смогу преподавать... Однажды я стояла на своем втором этаже, опираясь на балюстраду. Внизу, в холле, сидела сестра, принимавшая приехавших больных. И она куда-то отлучилась. Однако в это время прибыл еще один больной. Не видя никого в холле, он заметил наверху меня и стал довольно нервно требовать сестру. Мои жесты злили его еще больше. И вдруг я невольно звучно произнесла: "Она вышла". Голос! Голос! У меня голос! И он, этот человек, там, внизу, услышал меня! Это было невероятно! Это было и страшно и радостно. Я побежала в палату и, стоя перед зеркалом, чуть не плача и смеясь, говорила, говорила, пока еще тихо, несмело, но говорила себе "здравствуй". Голос звучал еще хрипло и слабо, но звук был. Была и чистая нота. В Москву полетела сумасшедшая телеграмма: "Голос прорезался, голос есть!"
Ещё в раннем периоде своего творческого пути Гоголева уделяла большое внимание культуре сценической речи и выразительности внешнего рисунка роли.
Актриса поражала тем, что обычно называют породой: незабываемый глубокий голос, осанка, выразительный взгляд, исключительная стильность исполнения.
Гоголева была актрисой на роли сильных, обуреваемых страстями людей. Это её свойство в театре хорошо понимали и использовали в полной мере. Большинство постановок пьес Шиллера и Шекспира в советское время шли с участием Елены Николаевны и имели большой успех. Актриса получала множество писем – и от своих постоянных зрителей и от людей, лишь раз видевших её на сцене.

С творчеством Елены Николаевны Гоголевой любители театра сегодня могут познакомиться по многочисленным телеспектаклям.
Кроме "Стакана воды", где Гоголева сыграла свою коронную роль герцогини Мальборо, на плёнке запечатлены "Холопы", "Макбет", "Пучина", "Мамуре", "Варвары", "Волки и овцы", "Горе от ума", "Гроза", "Перед заходом солнца" и другие.

28 лет Гоголева возглавляла военно-шефскую комиссию Малого театра, генералы называли её маршалом. Сын Елены Николаевны – Игорь, закончив летное училище, был направлен в 1940 г. служить на западную границу. Началась война, долгое время от него не было весточки. "Уверенная, что он в партизанах, я по радио обратилась к нему с письмом. Я прочла о горящем сердце Данко. И он услышал меня, в госпитале, лежа, вернее, повиснув на ремнях, после страшной катастрофы. Он весь был поломан, обожжен и решил, что останется калекой и будет мне в тягость. Поэтому не писал, молчал. А тут, услышав мой голос, не выдержал. Откликнулся, но ни словом не обмолвился о своих ранах. И лишь когда, шесть раз обманув медкомиссию, он опять стал в строй, написал вскользь, что был в госпитале".

Виталий Коняев, её партнёр по сцене, народный артист России: Удивительна актриса, один из столпов Малого театра. Она родилась в очень удобном году – 1900, поэтому отсчитывать даты легко. В 18 лет она сыграла Софью в "Горе от ума", и с этого все пошло. Красивая, очень хорошо двигалась, с удивительным голосом. Жизнь в Малом театре у нее была очень хорошая. Она из тех удачливых актрис, которые очень много сделали за время своей работы в театре. Малому театру она была верна всегда, никуда отсюда не уходила, в отличие от Веры Николаевны Пашенной, которая одно время работала в МХТ.
К концу жизни Е.Н. Гоголева успела побывать и парторгом, и профоргом, вела очень активную общественную работу".
"Конечно, существовала огромная разница между ней и Верой Николаевной Пашенной, которая была наделена диким темпераментом и энергией. Гоголева была более изящная, тонкая. Подчас они бывали партнёршами по сцене. Иногда они были соперницами и в жизни. И все это делало их отношения довольно сложными, будем так говорить.
Вот что пишет в своей книге по этому поводу сама Елена Николаевна Гоголева: "Посмотрев генеральную репетицию "Шакалов", Вера Николаевна очень метко отозвалась о моем исполнении. Передёрнув плечами, она сказала: "Гоголева? Аида под фикусом". Все. Но один её отзыв доставил мне много тяжелых минут. Вера Николаевна любила говорить: "Ах, какая Гоголева красавица, какая красавица! Я всегда любуюсь ею, ее чудным профилем! Какая красавица! — И вдруг скороговоркой, как бы между прочим: — Актриса, конечно, никакая! Но какая красавица!"
Как часто я буквально проклинала свою внешность, за которой не хотели видеть моего труда, моей работы актрисы. Я всегда преклонялась перед талантом Пашенной... она действительно была актрисой Малого театра, свято чтившей его традиции. И не признавала она меня открыто, честно. Низкой пошлости, закулисных, провинциальных интриг никогда не было в её борьбе против меня.
И я уважала Пашенную, понимала и, как бы ни было мне горько, прощала ей многое".

Очень любила она свою брошь – подарок Марии Николаевны Ермоловой. Так уж вышло, что многие роли Ермоловой перешли к Гоголевой. Елена Николаевна очень трепетно относилась к своей работе, волновалась перед выходом на сцену, подсказывала актёрам, как играть. Сама была мудрой актрисой.

Вспоминает Анатолий Торопов, тоже партнёр по сцене, народный артист России: "Знакомство мое с Еленой Николаевной началось еще со студенческой скамьи, со "Стакана воды". "Удовлетворены ли вы милорды и джентльмены?" – "О да, Ваше величество!" – отвечали мы – худые милорды и джентльмены (смеется). В роли герцогини Мальборо она была очень эффектна и имела большой успех, потому что все её актерские и человеческие качества очень хорошо подходили к этому образу".
"Десять лет вместе с Еленой Николаевной Гоголевой я играл Мурзавецкого в "Волках и овцах". Потом в театр пришел Борис Александрович Львов-Анохин – замечательный режиссер и человек высокой культуры. К 80-летию Гоголевой он поставил для нее французскую пьесу не ахти какого класса в переводе Ксении Александровны Куприной, дочери А.И. Куприна, "Мамуре". Спектакль имел успех. Но потом случилось несчастье – Гоголева сломала шейку бедра и года два не играла.
Прошло какое-то время, и стали подумывать о том, что Елене Николаевне нужно выступить в достойной и приличествующей ее званию и положению пьесе. Львов-Анохин, питающий к Елене Николаевне большие человеческие симпатии, точно так же как и она к нему, нашел для нее пьесу "Холопы" Гнедича. Гоголева играла старую княжну Плавутину-Плавунцову, которую все время возят в кресле-каталке, и только в самом конце она очень эффектно встаёт.
Это была звёздная пора старой актрисы – в почтенном возрасте она сыграла две такие яркие, выигрышные роли, сделанные с таким замечательным режиссёром, как Львов-Анохин. Что бы он ни говорил, она верила ему безгранично. Когда Борис Александрович делал какое-либо замечание, то она мгновенно своим авторитетом его подтверждала. Трепет был от этого тандема – Львов-Анохин и Гоголева.
Так что финал жизни Елены Николаевны Гоголевой был творчески насыщенным.
Елена Николаевна была достаточно смешливым человеком. Когда мы играли "Волки и овцы", то в четвертой картине Владимир Александрович Владиславский, который играл роль Чугунова без грима и только вынимал вставную челюсть, говорил, причмокивая: "Ай-ай-ай!". Я начинал смеяться, мгновенно заражалась Елена Николаевна, выходила из образа, а потом за кулисами так строго мне говорила: "Толя! Сколько же можно! Как Вам не стыдно!"
В Малом театре актриса служила до конца своей жизни.
22 октября 1993 года Елена Гоголева в последний раз вышла на сцену.

Проживала в Москве в доходном доме М. В. Сокол на Кузнецком Мосту.
Муж — Всеволод Аксёнов, заслуженный артист РСФСР.
Сын — Игорь (1920—1969), военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, режиссёр.
Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 12) рядом с сыном.

Интересныe факты

* Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли актрисы Елены Васильевны Гореловой в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва.
* Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Клавдии Петровны Лавровой в спектакле Б. С. Ромашова «Великая сила».
* Сталинская премия первой степени (1949) — за исполнение роли Нины Ивановны Полозовой в спектакле А. В. Софронова «Московский характер».
* Народная артистка СССР (26.10.1949).
* Герой Социалистического Труда (1974).
* Два ордена Ленина (27.10.1967, 4.11.1974).
* Орден Октябрьской революции.
* Три ордена Трудового Красного Знамени (23.9.1937, 26.10.1949, 8.8.1989).
* Орден Дружбы народов (7.4.1980.)
* Орден «Знак Почёта» (3.3.1978).
* Медали.

написала ninanika @ Sat, 22 Mar 2014 16:45:51 +0400

Кинофильмы

Горе от ума
Мелодрама
Две жизни
Драма, Мелодрама