Дмитрий Светозаров
Светозаров Дмитрий Иосифович
- Средний рейтинг фильмов: 7.09
- Дата рождения: 10 Oct 1951
- Имя при рождении: Светозаров Дмитрий Иосифович
- Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР
Кинорежиссер, киносценарист, продюсер.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/251031
Родился в Ленинграде в семье известного кинорежиссера, классика отечественного кино, Народного артиста СССР Иосифа Хейфица.
По первому образованию Дмитрий Светозаров филолог (английский язык и литература), в 1974 г. окончил Ленинградский государственный университет. Некоторое время занимался литературными переводами, но вскоре полностью переключился на кино. Уже в дипломный год 23-летний Дмитрий Светозаров работал на киностудии «Ленфильм» ассистентом у режиссера Ильи Авербаха на кинокартине «Чужие письма» (1975), затем у Иосифа Хейфица на фильме «Ася» (1977).
В 1980 г. закончил Высшие режиссерские курсы (мастерская Иосифа Хейфица, дипломная работа — к/м фильм «Очки от солнца»), после чего продолжил работу на «Ленфильме» в качестве режиссера.
В 1983 г. Дмитрий Светозаров заявил о себе в полнометражном игровом кино. Это был яркий дебют, — спортивная драма «Скорость» не только резко выбивалась из общего кинопотока «кино эпохи застоя», но и обозначила позицию молодого режиссера: Светозаров собирался всерьез взяться за малоизученную в СССР область жанрового кинематографа.
Успех «Скорости» в прокате позволил режиссеру немедленно приступить к следующей работе, и в 1986 г. на экраны вышел «Прорыв» — история крупной аварии в ленинградском метро, второй фильм-катастрофа за всю историю отечественного кино.
В годы «перестройки» «жанровый кинематограф» Светозарова становился все более авторским, бескомпромиссным, жестким, что вызывало отрицательную реакцию у кинематографического начальства. Первой ласточкой стала социальная драма «Без мундира» (1988). Растущее недовольство Светозаровым достигло «точки кипения» после просмотра кинопритчи-триллера «Псы» (1989). Картина была революционной для своего времени и по форме — это был первый триллер в советском/российском кино, и по содержанию, — исследуя темные, скрытые стороны человеческой души, режиссер ступил на территорию, которую до этого в кино обходили стороной. Фильм испугал чиновников, его обвинили в излишней жестокости и не допустили к прокату.
Начало 90-х — время «официального» признания режиссера. В 1992 г. его психологический детектив «Арифметика убийства» (1991) получил Гран-при кинофестиваля в Анапе «Киношок» и приз за лучшую мужскую роль Сергея Бехтерева на МКФ в Валансьене, успешно прошел по экранам страны. «Арифметика убийства» закрепила за Светозаровым репутацию блестящего профессионала, свободно чувствующего себя в рамках любого жанра, и режиссера-автора со сложившейся системой эстетических ценностей, взглядов и убеждений.
В 1992 г. Светозаров снова удивил всех: он отошел от жанрового кино и снял драму «Гаджо» — фильм, перевернувший русский литературный миф о цыганах и ставший метафорой судьбы интеллигенции в России.
В 1993-94 гг. российское кино переживало кризис, Дмитрий Светозаров ушел на петербургское телевидение, где работал режиссером популярных программ «Оранж-ТВ», «О-ля-ля!» и снял фильм-балет «Голубые танцовщицы».
В 1994-97 гг. — руководитель творческих студий рекламных агентств «Premiere-SV» «Депутат Балтики», «НТР-центр».
Новый этап в судьбе режиссера начался в 1997 году, когда Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Александром Капицей выпустил первый российский телесериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты»), который стал абсолютным рекордсменом по продолжительности на отечественном ТВ. Вот уже более 10 лет «Менты» остаются самым популярным и любимым «народным» сериалом (на сегодня снято более 150 серий). В 1999 г. за серию «Моль бледная» Дмитрий Светозаров номинировался на национальную премию ТЭФИ как лучший режиссер.
В 1998 г. на телеэкраны вышел сериал «Агент национальной безопасности», в котором Светозаров выступил как художественный руководитель, режиссер и автор креативной идеи о «российском Джеймсе Бонде». Сериал стал не менее популярным, чем «Менты», и также снимается по сей день.
В 2000 г. Дмитрий Светозаров вернулся к полнометражному кино и снял «14 цветов радуги» — смесь триллера, приключения и драмы (в подзаголовке: «русская сказка»). Фильм получил награду на кинофестивале в Каире и приз за лучшую женскую роль фестиваля «Кинотавр» актрисы Светланы Смирновой.
В 2002 г. Дмитрий Светозаров осуществил давний замысел: он снял телевизионный многосерийный фильм «По имени Барон» — глубокую по замыслу и сложную по композиции гангстерскую сагу, российский аналог «Однажды в Америке» (канал «НТВ»). Фильм был удостоен национальной премии ТЭФИ (2002) в номинации «лучший телесериал», а Дмитрий Светозаров получил ТЭФИ за лучшую режиссуру.
В 2002 году Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Андреем Сигле создал киностудию «АСДС» (инициалы продюсеров).
С 2002 по 2007 гг., студия выпустила сериалы «Танцор» (виртуальный детектив, Первый канал ), «Три цвета любви» (мелодрама, канал «Россия»), 9 серий сериала «Опера. Хроники убойного отдела» (канал «Россия»), «Фаворский» (НТВ), «Вепрь» (Первый канал).
В качестве продюсера и художественного руководителя проекта Дмитрий Светозаров руководил съемками сериала «Синдикат» режиссера Алексея Лебедева и художественного фильма «Поводырь» Александра Хвана.
В 2006- 2007 гг Дмитрий Светозаров взялся за экранизацию романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». В настоящее время в производстве студии находится восьмисерийный фильм и киноверсия самого петербургского произведения писателя.
Дмитрий Светозаров известен, как режиссер, «открывающий» для кинематографа новых звезд. Среди них Михаил Пореченков, Игорь Лифанов, Сергей Бехтерев, Андрей Краско и др.
Отличительная черта Светозарова — умение сплотить вокруг себя единомышленников и сохранить «команду». Состав его съемочной группы практически не меняется вот уже много лет. Большинство фильмов и сериалов Светозаров снимает совместно с оператором Александром Устиновым, музыку создает композитор Андрей Сигле. Еще с первой картины Светозарова «Скорость» продолжается его дружба и тесное сотрудничество с Андреем Макаревичем. И если раньше это выражалось только в том, что бессменный лидер «Машины времени» писал музыку и песни к его фильмам, то недавно Макаревич выступил в новой ипостаси и дебютировал как продюсер сериала Светозарова «Танцор» (2002).
Как и его отец Иосиф Хейфиц, Светозаров снискал репутацию «актерского режиссера», собирая на каждой картине блестящие актерские ансамбли.
Мнения
Сергей ДОБРОТВОРСКИЙ, критик/сценарист:
«Я считаю, что главная беда нашего кинематографа в том, что он не становится элементом массового сознания. Практика всего мирового кинематографа доказывает, что основное - владение жанром. У нас пока попытки сделать удачное жанровое кино не осуществляются. Возникшее на фоне этих тенденций авторское кино, как правило, загромождено огромным количеством слов, под которыми погребаются удачные зрелищные находки. В этом контексте первый, кому я отдаю предпочтение — Дмитрий Светозаров... Я считаю, что на уровне жанрового кино на Светозарова можно делать самую большую ставку. Он способен прорываться в понимание жанра, чувствует плоть кино».
«Час пик» 1990
Андрей СИГЛЕ, кинокомпозитор/продюсер:
«На мой взгляд, это единственный режиссер, который понимает, как и что нужно делать в сериалах: он может малыми средствами достичь максимального результата. Дмитрий Светозаров способен параллельно снимать три картины, и не одна из них по качеству не будет уступать... Как правильно сказал Светозаров: «Мы оттачиваем мастерство на сериалах, готовя себя к большим картинам»».