Ада Войцик
Ада Игнатьевна Войцик
- Средний рейтинг фильмов: 8.32
- Дата рождения: 1 Aug 1905
- Дата смерти: 2 Sep 1982
- Имя при рождении: Ада Игнатьевна Войцик
- Место рождения: Москва, Российская империя
Советская киноактриса, заслуженная артистка РСФСР.
Кинопоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/201752
Обсуждение на форуме:
Ада Игнатьевна Войцик родилась 1 августа 1905 г. в Москве. В 1927 г. окончила Государственный техникум кинематографии (ныне - ВГИК). Актриса Театра-студии киноактера. В кино - с 1926 г. (первая работа - в фильме "Расплата":wink:
Имя этой актрисы вписано в историю советского кино. Она играла в лентах многих великих режиссёров - рядом с великими актёрами. И не затерялась в этом созвездье.
Кинокарьера Ады Войцик началась с яркой роли Марютки в фильме «Сорок первый», вышедшем на экраны в 1927 году. Надо сказать, что утверждена на эту роль она была достаточно случайно. Режиссер Яков Протазанов видел в своей героине молодую Веру Марецкую. Но Вера, в силу своей беременности, не смогла принять его предложения, и тогда Протазанов обратил внимание на студентку 3-го курса ГТК Аду Войцик.
Фильм, снятый по одноименному рассказу Б. Лавренева, повествовал о трагической любви белогвардейца Говорухи-Отрока и девушки-снайпера, красноармейца Марютки. Героиня Ады Войцик, решительная и несгибаемая Марютка, с первых же минут завораживала зрителей своим пронзительным взглядом. Да и вся картина была словно пронизана бушующими ветрами революции. Три десятилетия спустя на экраны выйдет новая экранизация «Сорок первого», где главную роль сыграет знаменитая Изольда Извицкая. Но это будет уже совсем другая картина, намного более мелодраматическая…
Роль Марютки стала для Ады Войцик замечательным стартом в отечественном кинематографе. Режиссеры обратили внимание на выразительную, черноокую актрису, и предложения не заставили себя ждать.
В 1927 году Ада Войцик окончила ГТК (ныне - ВГИК), и вскоре начала сниматься у Бориса Барнета в его сатирической комедии «Дом на Трубной». Вслед за этим последовали работы в авантюрной комедии Сергея Комарова «Кукла с миллионами», приключенческой ленте Льва Кулешова «Веселая канарейка» и других фильмах. Казалось, что все в жизни Ады Войцик складывалось очень успешно…
На дальнейшую актерскую судьбу Ады Войцик повлияла ее личная жизнь. Молодая актриса вышла замуж за начинающего режиссера Ивана Пырьева. Как режиссер, Пырьев начинал с сатирических комедий («Третья молодость», «Государственный чиновник»). Первый опыт оказался неудачным, и для Пырьева наступил период исканий.
В 1933 году на экраны вышла драма Ивана Пырьева «Конвейер смерти», где главную роль сыграла Ада Войцик. Три года спустя она же сыграла роль Анны в его шпионском фильме «Партийный билет». К сожалению, оба фильма успеха не имели. Мало того, «Партийный билет» не понравился партийным властям, и Пырьева отстранили от режиссерской работы и уволили с «Мосфильма». Все это отразилось на супружеской жизни.
В тяжелый для Пырьева момент в его жизни появилась Марина Ладынина. Молодая актриса сподвигла режиссера, находящегося в творческом кризисе, все круто поменять и в работе, и в личной жизни. К Ладыниной он ушел не сразу, - некоторое время он метался между Мариной и семьей, где подрастал сын Эрик. Но затем новая любовь взяла верх. Ладынина стала для Пырьева настоящей музой. Она снялась в девяти его картинах, большинство из которых имели огромный зрительский успех.
Ада тяжело переживала развод – даже пыталась покончить с собой. Но затем время взяло свое, и она смирилась.
Всю горечь своей сломанной женской судьбы Ада Войцик вложила в пани Ванду – персонаж картины Михаила Ромма «Мечта». Об этом говорит неподдельная грусть в глазах ее героини, обитательницы пансионата в западно-украинском городке. Перед нами – женщина на грани нервного срыва, «вечная невеста» пани Ванда, переживающая одно за другим крушение в любой попытке как-то устроить свою жизнь, найти того, кто даст ей возможность более менее нормального существования. Причем она изначально знает, что обречена и единственное, что принесет ей покой - добровольный уход из жизни.
Из воспоминаний Елены Кузьминой, исполнительницы главной роли в фильме «Мечта»: «В этом фильме были заняты Раневская, Болдуман, Плятт, Астангов, и все мы так или иначе выстраивали свою роль, лепили образ, старались сыграть его как можно точнее, острее, интереснее. Ада Войцик работала иначе. Казалось, что она абсолютно ничего не играет. Она живет этой ролью. Роль переставала оставаться ролью, просто актриса становилась героиней картины – «молодой красивой шатенкой с бархатистой кожей», которая с трагикомической целеустремленностью ищет мужа».
Съемки фильма были окончены в ночь на 22 июня – канун Великой Отечественной войны. Безысходность и печальная интонация фильма оказались не ко времени, поэтому картина вышла на экраны уже позже.
В 1942 году Ада Войцик снялась в главной роли в социальной драме «Убийцы выходят на дорогу». Но эту картину ожидала печальная участь. Режиссер в плакатном стиле попытался преподнести зрителям «образ двух Германий», где родители боятся, что на них донесет сын, а простая немка проклинает фюрера. Все это не вписывалось в официальную идеологию, и фильм было решено не выпускать на экраны.
Более успешной оказалась другая работа актрисы. В 1943 году Ада Войцик снялась в полной трагизма военной драме Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка», рассказывающей о двух маленьких блокадницах, переживших ужасы войны наряду со взрослыми. Главные роли исполнили юные Нина Иванова и Наталья Защипина, а Ада Войцик сыграла маму одной из девочек. Её героиня тяжело больна и почти не встаёт с кровати.
К окончанию войны Аде Войцик посчастливилось поработать со знаменитым режиссером Сергеем Эйзенштейном. Правда в его «Иване Грозном» актрисе досталась лишь эпизодическая роль Елены Глинской, но как она была сыграна! Глинская появляется на экране лишь на минуту. «Не умирай, бойся яда! Бойся бояр!», - кричит она будущему Ивану Грозному (которого, кстати, сыграл Эрик Пырьев). И в этом крике, полном страсти, любви и гнева, рождается по-настоящему живой образ.
В последующие годы Ада Войцик все чаще снималась в эпизодических ролях. Но, благодаря таланту актрисы, они переставали быть просто эпизодами, они раскрывали часть чьей-то сложной жизни, которая ненадолго возникала на экране, но надолго оставалась в памяти зрителей. Одной из лучших таких ролей, несомненно, является жена физика Синцова в драме «Девять дней одного года». Ее героиня знает, что Синцов обречен на смерть. Но, видя, с каким мужеством встречает смерть ее муж, собирает все свои силы, всю волю, чтобы не показать ему и его друзьям своего горя, своей трагедии. И только ее глаза, огромные, почти черные, выражают такую тоску, такое отчаяние, что начинаешь понимать, как ей невыносимо тяжело.
Вообще, надо сказать, что роли подобного рода не редки в биографии актрисы. Точно также, одними глазами, взглядом, полным мудрости, отчаяния и надежды, она общается со зрителями и в приключенческом фильме Анатолия Рыбакова «Дело №306». Многим запомнились ее Морозова в мелодраме «Разные судьбы» и Анна Крышко в мелодраме «Солдатское сердце»,
В последние годы своей жизни Ада Войцик в кино не снималась. Ее сын, Эрик Пырьев получил режиссёрское образование, снял музыкальную киномонографию «Мелодии Дунаевского», где среди прочих снялись вторая и третья жены Пырьева Марина Ладынина и Лионелла Скирда. К сожалению большего он достичь не смог. В возрасте тридцати девяти лет он умер. По одной из версий у него было слабое сердце.
Ада Войцик пережила и смерть своего сына, и смерть Ивана Пырьева. Она умерла 2 сентября 1982 года в Москве в возрасте 77 лет, похоронена на Хованском кладбище.
(Общество Некрополистов. Отчёт о поисках могилы Ады Войцик 25 сентября 2011 http://www.necropolist.narod.ru/otchet-42.html )