Стэнли Тун
Stanley Tong
- Средний рейтинг фильмов: 7.41
- Дата рождения: 7 Apr 1960
- Имя при рождении: Tong Kwai-Lai
- Место рождения: Гонконг
Китайский кинорежиссёр, сценарист, актёр кино, кинопродюсер, каскадёр, постановщик боёв и трюков.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/78050
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0867262
Ранние годы.
Родился и вырос Стэнли в Гонконге. Начал заниматься с различными мастерами кунг фу в 12 лет, изучая тайцзицюань, кикбоксинг, вин чун и цигун. Самое большое влияние на него оказал Брюс Ли, с творчеством которого Стэнли столкнулся ещё в раннем детстве. В одном из интервью, Стэнли сказал, что фильм Брюса Ли «Большой босс» — это его первое воспоминание о гонконгских фильмах и самое яркое впечатление в детстве. Так же Тонг изучал техники обращения с таким оружием как меч, копьё и шест. Успел позаниматься и не боевыми видами искусств, побыв акробатом и посвятив довольно долгое время трамплину и гимнастике. Не обошли его стороной и определённые достижения: в 1984 году Тонг победил на чемпионате страны по боевым искусствам «Октагон». В 17 лет он переехал в Канаду, где преподавал боевые искусства, учась в Университете Манитобы в Виннипеге, проявляя также интерес к быстрым автомобилям и мастерству вождения.
Гонконгская карьера.
В 1979 году Тонг возвращается в Гонконг, и уже на следующий год, при поддержке своего шурина, старого актёра Ло Лича, попадает в шоу-бизнес в качестве каскадёра на студии «Shaw Brothers». Эту работу ему предложил режиссёр Лиу Чиа-Лянг. За последующие три года он выполнил сотни трюков, дублируя таких актёров как Лесли Чун, Мэгги Чун, Мишель Йео, Брэндон Ли, Чоу Юн-Фат, Дерек Йи, Ти Лунг и Чери Чунг. Эта захватывающая работа имела негативные последствия для здоровья Тонга. Он накопил внушительную коллекцию травм и ранений, включая сломанное плечо, трещины нескольких рёбер и черепа, перелом ноги, повреждение колена и различные повреждения спины. Не удивительно, что он решил продолжать свою карьеру в кинематографе, находясь позади камеры.
В 1983 году, для изучения всех аспектов кинопроизводства, Тонг становится помощником режиссёра. Каскадёрское прошлое помогло ему в продвижении по карьерной лестнице. В роли помощника режиссёра он поучаствовал в создании шести фильмов. Тонг очень разносторонне развивался в области управления кинопроизводством, написании сценариев, а затем вновь возвращался за камеру. В 1987 году Стэнли снялся в фильме «Огненные братья». В конечном счёте, он продвинулся к должности постановщика трюков, а затем и должности сорежиссёра на съёмках таких популярных боевиков как «Ангел 2» и «Ангел 3», в которых главную роль играла гуру экшн-фильмов Мун Ли.
Но Тонг по-прежнему хотел стать режиссёром. Он поставил трюки ещё в четырёх картинах, прежде чем основал свою собственную скромную компанию «Golden Gate». А в 1991 году он дебютировал как режиссёр, исполнительный продюсер, сценарист и постановщик трюков с фильмом «Воины каменного века». Этот низкобюджетный (на производство был потрачен 1 миллион долларов) боевик был разрекламирован как первый коммерческий фильм, в котором снимались еще полудикие охотники за головами из Новой Гвинеи. Комедийный боевик Тонга о двух городских девушках содержал опасные трюки, огромное количество впечатляющих батальных сцен, где Тонг управлял более, чем тысячей аборигенов, и все остальные составляющие боевика. В одной из сцен 15 комодских драконов гнались за двумя девушками по джунглям, а в другой две героини падали с водопада вниз. Фильм почти разорил новичка, но привлёк внимание компании «Golden Harvest» продюсера Леонарда Хо. Последний был впечатлён тем, что Тонг выступил сразу в нескольких кинематографических ипостасях, которые были в материально-техническом соотношении сопоставимы с аналогичными в «Доспехах Бога» Джеки Чана, снятого за 15 миллионов долларов.
Работа с Джеки Чаном и прорыв в Голливуд.
Тонг успевает снять ещё один фильм «Легенда о фехтовальщике», после чего студия «Golden Harvest» назначает его режиссёром картины «Полицейская история 3: Суперполицейский» (1992). Лента объединила на экране настоящих символов боевиков Джеки Чана и Мишель Йео. Картина стала во многом первой: это был первый фильм Джеки, где он только исполнял главную роль, при этом не выступая ни в качестве режиссёра, ни постановщика трюков; также это был первый фильм Джеки, при производстве которого был использован синхронный звук, а не последующий дубляж. За эту картину Джеки впервые получил награду, как лучший актёр, причём сразу на двух фестивалях: «Hong Kong Aсademy Film Awards» и «Golden Horse Award» в Тайпее. Также лента получила приз за лучший монтаж, а сам Тонг был номинирован как лучший постановщик боёв и трюков на HKAFA. Кроме того, «Police Story 3» оказалась на первой строчке в списке самых прибыльных фильмов в Малайзии, Тайване и Таиланде, что обеспечило картине звание самого прибыльного фильма года в Азии.
Дублированный и переизданный «Суперполицейский» (1996) доказал оправданность выбора этого фильма для второго главного релиза Джеки Чана в США. Критики высоко оценили фильм, а вот кассовые сборы оказались скромнее, чем у «Разборки в Бронксе». Успех «Суперполицейского» привёл к другому большому экшн-приключению, «Супер полицейский 2», который вновь объединил Стэнли Тонга и Мишель Йео. Потрясённый талантами Тонга, Джеки Чан сам вызвался на небольшую роль, специально прибыв на съёмки, чтобы два дня посвятить этой сцене.
Успеха добился и следующий совместный проект Джеки Чана и Стэнли Тонга «Полицейская история 4: Первый удар» (1997). Тонг получает на этот раз награду как лучший режиссёр на «Golden Horse» в Тайпее. Помимо этой статуэтки, «Первый удар» также номинировался на лучший фильм и лучшую режиссуру. В трёх фильмах, где Тонг выступал режиссёром, а Джеки актёром, Стэнли также всегда был дублёром Джеки.
Голливуд заметил талант Тонга ставить коммерчески успешные фильмы. Дисней нанял режиссёра для съёмок фильма «Мистер Магу» (1997), где Лесли Нильсен сыграл близорукого миллионера, с которым часто происходят различные несчастные случаи. Но фильм провалился в прокате, не окупив даже затраты на производство и получив разгромные отзывы как от зрителей, так и от критиков.
После Тонг начал работу над телесериалом «Китайский городовой» для CBS, где в главной роли играл ветеран гонконгских картин Саммо Хунг. Он выступил как ответственный продюсер и поставил первую серию. Тонг очень надеялся, приехав в Голливуд, внедрить в него побольше азиатских актёров и кинопроизводителей. По словам Тонга, созданием этого сериала он хотел привить зрителям какие-то семейные ценности, а также развеять множество мифов об азиатской культуре. К сожалению, сериал продержался относительно недолго — начавшись в 1998 году, он прекращает своё существование осенью 2000 года.
Последние работы.
Новый фильм, который Тонг вновь снял в Гонконге — «Шанхайский связной», где главные роли исполняют Аарон Квок, Руби Лин и японка Норика Фудживара. Лента в мировом кинопрокате не окупает производство, но при этом становится чемпионом по кассовым сборам 2000 года в Гонконге, Сингапуре и Малайзии.
Последней режиссёрской работой на данный момент для Стэнли Тонга стала вышедшая в 2005 году высокобюджетная (15 миллионов долларов) картина «Миф», рассказывающая историю о том, как археолог, ведущий раскопки в местах древних городов и захоронений, погружается в древность и мистическим образом перевоплощается в воина, от которого много веков назад зависела судьба целого народа. Эта картина стала уже пятой совместной картиной Джеки Чана и Стэнли Тонга. В США картина до больших экранов так и не добралась, но была выпущена на DVD в 2007 году, а вот в России премьера состоялась 23 февраля 2006 года, а затем была выпущена и на DVD.
После «Мифа» Тонг занимался продюсированием таких проектов как «Меч дракона» (2005), «Дом, милый дом» (2005) и «Любовь в городе» (2007).
В мае 2006 года в интервью Oriental Daily и The Sun режиссёр Стэнли Тонг сообщил, что он поставит амбициозный проект под названием «Дневник» (The Diary, доcловный перевод) о резне в Нанкине (Нанджинге) на студии «China International Media Group Corp». Он сказал, что китайская студия утвердила проект стоимостью 40 миллионов долларов, который будет инвестироваться Германией, США, Японией и материковым Китаем. Сюжет «Дневника» должен был повествовать о группе иностранцев, документально фиксирующих факты бойни. Предполагаемый набор актёров включал Чоу Юн-Фата, Мэгги Чун, Энди Лау и японскую актрису Норику Фудживара. Тонг хотел, чтобы Мэгги Чун сыграла директора школы для девочек Джинлинг, места, в котором укрывались сотни беженцев во время резни. Фудживара предлагалось сыграть роль сестры в японской армии. Режиссёр сказал, что он готовил проект пять лет и намеревался выпустить его к 13 декабря 2007 года, к 70-летию события, во время которого десятки тысяч китайцев были уничтожены японскими войсками. Но фильм так и не вышел.
В июне 2006 года появилась информация, что Стэнли Тонг снимет полнометражную версию истории Мулан. Большая часть мира знает китайскую девушку Мулан, благодаря одноимённому мультфильму. Изначально предполагалось, что Тонг приступит к съёмкам уже в октябре 2006 года в китайской провинции Юньнань. Тонг даже выбрал актрису Чжан Цзыи, которая должна была сыграть главную героиню. Но проект развивался медленно, а в 2008 году на режиссёрском кресле Тонга сменил Джингл Ма. Почему произошла замена постановщика фильма о Мулан, неизвестно. Можно отметить лишь то, что Джингл Ма был режиссёром и оператором в последнем продюсерском проекте Стэнли Тонга «Любовь в городе», снятого на основе одноимённого сериала. Так же интересно, что режиссёром фильма «Миф» до Стэнли Тонга должен был стать Джингл Ма. Фильм «Мулан» вышел в 2009 году.
Стэнли Тонг был приглашён на Пекинскую телестанцию в роли жюри и эксперта реалити-шоу «The Disciple», которое показывали с 5 апреля по 7 июня 2008 года в Континентальном Китае, а продюсером был Джеки Чан. Цель программы состояла в том, чтобы найти новую звезду, которая обладает талантами в актёрской игре и в боевых искусствах, чтобы стать «преемником» Джеки Чана. Чемпион награждался главной ролью в фильме.
На пресс-конференции, проведённой в апреле 2009 года, Джеки Чан анонсировал свой сотый по счёту проект, который предварительно назван «Chinese Zodiac» (что можно перевести как «Китайский зодиак», но в России этот проект уже окрестили «Доспехи Бога 3»). Стэнли Тонг выступит в этом проекте продюсером. Картина станет уже шестой совместной работой Чана и Тонга.
Интересныe факты
* Награды и премии:
Golden Horse Film Festival, 1996 год
Победитель: Лучший режиссёр боевика «Полицейская история 4: Первый удар».
Hong Kong Film Awards , 1997 год
Победитель: Лучший постановщик боёв «Полицейская история 4: Первый удар».
Hong Kong Film Awards , 1996 год
Победитель: Лучший постановщик боёв «Разборка в Бронксе».