Николай Стамбула
Николай Стамбула
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 20 Dec 1945
- Имя при рождении: Стамбула Николай Пантелеевич
- Место рождения: Рубежное, Ворошиловградская область, СССР (Луганская область, Украина)
Российский режиссёр, актёр.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/224592
В 1963 году окончил Херсонское мореходное училище, служил на флоте.
В 1977 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С.Ф. Бондарчука).
Как актёр снялся в фильме "Увидеть Париж и умереть", "Cемейные тайны", "День победы" и др.
"Николай Стамбула — символ не кинематографа, но времени, беззаконного, штормового. Уже в первых фильмах, снятых в годы еще вегетарианские (Карусель на базарной площади, Наваждение), он — оставаясь в рамках не органичной для него мелодрамы — определил своих настоящих героев. Шофер и боксер — лица вполне деклассированные, привыкшие подчиняться не внешнему закону, но внутреннему (в собственном понимании, далеком от кантовского). Сам сбил человека насмерть — сам и искупит вину, усыновив осиротевшего ребенка. Пожалуй, только мелодрама и санкционировала таких героев в советском кинематографе, половодье чувств уравновешивалось нравственным выправлением к финалу. К 1991 году, с приходом свободы с наганом, герои Н. С. нашли свое место в жизни, забыв о необходимости исправляться и навязав всему обществу лагерную мораль "умри ты сегодня, а я — завтра". Режиссер же получил возможность делать кино под стать себе — кряжистое, зубастое, уверенное в собственной силе и правоте. За последней чертой — первый в России фильм, рассказавший историю хорошего парня, связавшегося с дурной компанией, не как трагедию, а как случай из жизни, репортажный факт. (Игорь Тальков сыграл в нем, наверное, самого органичного кино-гангстера, похожего, скорее, на приблатненного кабацкого певца или состарившегося хиппи, чем на карикатурного душегуба.) Н. С. не задается вопросами "Кто виноват?" или "Что с нами происходит?" Он уверен, что одна и та же "волчья кровь" текла во все времена в жилах "настоящих мужчин", будь то современные качки или белые партизаны и чоновцы времен Гражданской войны. Собственно говоря, в Волчьей крови Н. С. сделал с жанром истерна то же, что сделали с вестерном Сэм Пекинпа и Серджо Леоне, то есть перенес на исторический, строго кодифицированный материал мораль и эстетику гангстерского подполья. К положительным качествам Н. С. следует отнести его неамбициозность. Он не претендует на место в "большом кинематографе", оставаясь при этом вполне компетентным поставщиком "категории Б", без которой невозможна целостная национальная кинокультура."
Михаил Трофименков