Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Вячеслав Тихонов

Вячеслав Тихонов

5851 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.48
  • Дата рождения: 8 Feb 1928
  • Дата смерти: 4 Dec 2009
  • Имя при рождении: Тихонов Вячеслав Васильевич
  • Место рождения: Павловский Посад, СССР (Россия)

В избранном у (76)

Panas08 thumb panas08
Lumexico thumb lumexico
Andronofff thumb andronofff
Anastasijabesperstova thumb PHANTOM
Caxap thumb CaxapОК
Pasha 286 thumb Pasha
Fischka thumb Fischka
Testar thumb 0xFF
Zahar 46 thumb zahar-46
Profess thumb Profess
Birkle thumb Рауль
Luminka thumb Lumi
Dafafa13 thumb dafafa13
Sergeybort thumb SergeyBort
Tektonic thumb TEKTONIC
Maultach thumb Maultach
Nadya987654 thumb nadya987654
Amanita thumb Amanita
Masticore thumb masticore
Ray mccoy thumb Рэй МакКой
ещё

Советский и российский актёр.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/101751
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/9277

Отец – Тихонов Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике. Мать – Тихонова Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду. Супруга – Тихонова Тамара Ивановна (1944 г. рожд.). Дочь – Тихонова Анна Вячеславовна (1969 г. рожд.), актриса кино. Сын – Тихонов Владимир Вячеславович, актер.

Вячеслав Тихонов рос среди рабочей молодежи и делал все, что делали мальчишки тех лет, большую часть времени проводя на улице. Когда в 1941 году в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, отец сказал: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!» – и определил сына в ремесленное училище.

Как и отец, Вячеслав с детства все любил делать сам по дому, мастерить. Поэтому работа токарем по металлу на военном заводе была не в тягость. Вечерами после работы он бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан»: кино привозили не часто, и компания жадно смотрела героические картины. Любимые герои: Чапаев – Борис Бабочкин, Александр Невский – Николай Черкасов и, конечно, тогдашние всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Петр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», – говорит Вячеслав Васильевич.

Юный токарь тайно мечтал о кино. Тайно – потому что отец видел своего сына инженером-механиком, а мама настаивала, чтобы он шел в сельскохозяйственную академию. В 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Автомеханического института. Но ближе к 1945 году у него возникла идея попытать счастье во ВГИКе. Там его сначала не приняли. Но в дело вмешался случай. Уже после завершения вступительных экзаменов вгиковский профессор Б.В. Бибиков зачислил Тихонова к себе на курс.

В 1950 году Вячеслав Васильевич с отличием окончил ВГИК, мастерскую выдающихся педагогов Б.В. Бибикова и О.И. Пыжовой. В годы учебы в институте состоялся его актерский дебют в фильме Сергея Аполлинариевича Герасимова «Молодая гвардия» (1948); В.В. Тихонов сыграл роль Володи Осьмухина. Съемки этого фильма были исключительным явлением для советского кино 1940-х годов: тщательный подготовительный период, «врастание» актеров в своих персонажей (за время проживания в местах, описанных в романе А.А. Фадеева), многоплановая разработка характеров, доскональное воссоздание среды. Фильм дал творческий импульс не только В.В. Тихонову, но и целой плеяде молодых талантливых актеров: Инне Макаровой, Сергею Гурзо, Нонне Мордюковой, Виктору Хохрякову, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку, Евгению Моргунову, Людмиле Шагаловой, Георгию Юматову, Виктору Авдюшко, Тамаре Носовой, Музе Крепкогорской (в эпизодической роли мелькнула также начинающий ассистент режиссера Татьяна Лиознова). Больше половины этих молодых исполнителей снимались впервые в жизни. Таким образом, фильм «Молодая гвардия» можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения отечественных актеров; какие бы роли они ни исполняли впоследствии, их внутренняя творческая общность всегда оставалась явственно ощутимой.

Между тем Вячеслав Васильевич, в отличие от большинства актеров-«молодогвардейцев», после 1948 года почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Режиссеры использовали главным образом его внешние данные, не стремясь выявить актерский потенциал. Ситуация выглядела явно парадоксально еще и потому, что актер не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки.

Но было бы ошибкой считать эти годы потерянными для формирования актерской индивидуальности Вячеслава Васильевича: он успел заявить о своем даровании, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Павловичем Гариным в Театре-студии киноактера (В.В. Тихонов работал там с 1950 года).

В 1957 году в судьбе Вячеслава Васильевича наступил долгожданный перелом: на киноэкраны вышел фильм С.И. Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание, а главное – обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: тихим, неприметным романтизмом в обыденной, как будто бесконечной (и при этом все-таки преходящей) повседневности. Казалось бы, на экране это могло легко обернуться фальшью (тем более, что облик актера определенно не вязался с ролью тракториста) – однако зрители приняли Матвея Морозова. Они, похоже, почувствовали, что истинная драма героя заключалась не в его несчастливой любви, а в его внутреннем несоответствии предлагаемым обстоятельствам. Ведь Матвей Морозов, в конечном счете, оказывался не «бытовым» персонажем, а (до некоторой степени даже условным) романтиком-мечтателем. Это было даже подчеркнуто в сцене «видений» героя, когда ему грезились фантастические трактора будущего. Иными словами, зрители обнаружили, что тихоновский герой не совсем таков, каким кажется поначалу: он интереснее, умнее и сложнее, чем клишированный во многих фильмах «простой советский человек».

Так Вячеслав Васильевич обрел свою актерскую тему, так началось его многолетнее творческое содружество с С.И. Ростоцким.

В своем следующем фильме – «Чрезвычайное происшествие» (1958, режиссер Виктор Ивченко) актер сыграл одесского матроса Виктора Райского, веселого и вроде бы бесшабашного парня, который становится настоящим героем в стане захвативших танкер чанкайшистов. Тихонов вновь «обманул» зрителей (не ожидавших от Райского таких подвигов) и сумел провести врагов, поверивших в обманчивую простоту героя. И если для врагов это качество персонажа обернулось – пускай и неполным – провалом их планов, то для зрителей надежный, сознающий собственную силу моряк стал «своим человеком», которому можно безоговорочно доверять. Неудивительно, что фильм стал чемпионом проката 1959 года.

После кинокартин «Дело было в Пенькове» и «Чрезвычайное происшествие» в Тихонова поверили и режиссеры. Вячеслав Васильевич за короткий срок сыграл шесть значительных, разноплановых ролей в фильмах: С.И. Ростоцкого «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Е.И. Ташкова – «Жажда» (1959), М.А. Швейцера – «Мичман Панин» (1960), Л.Д. Лукова – «Две жизни» (1961), С.И. Самсонова – «Оптимистическая трагедия» (1963).

Действие первых трех фильмов происходило в годы Великой Отечественной войны; таким образом, у Тихонова появилась возможность более выпукло показать героизм, романтичность и благородство своих героев. Особенно удачной была роль Безбородько в фильме «Жажда», в которой актер отчасти предвосхитил своего Исаева – Штирлица. Более того, именно эта роль показала, что в отечественном кино появился новый талантливый актер, который способен даже манерой носить форменную одежду охарактеризовать героя. И Тихонов, развивая успех, сыграл героев уже из более отдаленного прошлого, из пред- и послереволюционных лет. И мичмана Панина (в фильме Швейцера), и князя Сергея Нащокина (в «Двух жизнях»), и Алексея (в «Оптимистической трагедии») объединяло то, что все эти персонажи были органически присущи актерской природе Тихонова, работали на развитие его внутренней темы. Мичману Панину удалось осуществить блестящую операцию по освобождению заключенных из Кронштадтской крепости, а затем – обмануть своих противников в России. Князь Нащокин, напротив, не вводил в заблуждение никого, кроме самого себя, и поэтому оказывался проигравшим... Наконец, Алексей порывал с анархистами потому, что был умнее и глубже их, и показывал окружающим, что он не стал «положительным» героем по мановению волшебной палочки, а был таким изначально.

Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Васильевич сделал большой шаг к вершинам актерской карьеры: он сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967). Эта роль потребовала от актера полной самоотдачи, и Тихонов, подобно всем участникам съемок, работал с неимоверным напряжением сил. Тем не менее работа Вячеслава Васильевича была прохладно принята критикой (зрители рассудили иначе), да и сам режиссер остался ею как будто не вполне удовлетворен. Однако время, прошедшее после выпуска фильма на экраны, сделало очевидной правоту актера. Стало заметно, что Болконский Тихонова не только опережает свое время, но и... отстает от него, поскольку является в глубине души неиспорченным идеалистом. Он, скорее, принадлежит не описанной Толстым эпохе, а всем временам сразу. Стало быть, если не требовать от актера невозможного, такую трактовку следует признать, по меньшей мере, убедительной.

После столь сложной и изнурительной роли Вячеслав Васильевич блестяще сыграл учителя Мельникова в фильме С.И. Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1969). Мельников стал идеальным героем (в лучшем смысле этого слова), и даже – образцом для подражания. За эту работу В.В. Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.

Новые, несколько неожиданные краски (например, самоиронию) добавили к актерской палитре Тихонова роли в фильмах Сергея Александровича Соловьева «Семейное счастье» (новелла «От нечего делать», 1969) и «Егор Булычев и другие» (1971). Вячеслав Васильевич вступил в пору расцвета своего таланта. И вполне закономерно, что в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973, режиссер Татьяна Михайловна Лиознова) он сыграл самую «звездную» свою роль – Исаева – Штирлица. Актерская удача Тихонова принесла ему невиданную популярность (а в 1976 году – и Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых): это был настоящий триумф. Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер; его Штирлиц приковывал к себе зрительское внимание каждую минуту своего существования на экране. В этой работе Тихонов применил весь арсенал своих выразительных средств: умение «держать» крупные планы, показывая насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм и игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, глубокое понимание специфики актерской работы в кино. Внутренняя тема актера получила в этой роли законченное воплощение, ибо герой проявлял свою «двойственность», потаенные качества характера не один раз, как в прежних фильмах, а постоянно. Но это еще не самое главное актерское достижение Тихонова. Если кинематографические время и пространство родной страны полковника Исаева напрочь исключали для него возможность сколь-нибудь полнокровного существования, то штандартенфюрер СС Штирлиц являлся экзистенциальным героем, ибо в этой ипостаси полковник Исаев проживал не свою, а чужую, почти что запретную жизнь. Можно сказать, что Тихонов и Лиознова как бы «доиграли» сюжеты таких фильмов конца 1940-х годов, как «Молодая гвардия» и «Подвиг разведчика», придав полную жанровую завершенность теме тайной (подпольной или разведывательной) борьбы с фашистами.

К теме Великой Отечественной войны Вячеслав Васильевич обращался в своем творчестве еще несколько раз: в трилогии И.А. Гостева «Фронт без флангов» (1974), «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага» (1981), в фильмах «Они сражались за Родину» (1975, режиссер С.Ф. Бондарчук). В 1977 году актер сыграл главную роль в фильме С.И. Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», несколько видоизменив главное направление своих творческих поисков. Иван Иванович (впервые в карьере Тихонова) оказался настолько цельным, равным себе персонажем, что ему уже не надо было никому ничего доказывать. Эта роль, за которую актер в 1980 году был удостоен Ленинской премии, вероятно, и стала своеобразным камертоном во взаимоотношениях Тихонова с героями, которых он сыграл впоследствии в фильмах «ТАСС уполномочен заявить...» (1984, режиссер В.П. Фокин), «Европейская история» (1984, режиссер И.А. Гостев), «Убить дракона» (1988, режиссер М.А. Захаров), «Бесы» (1992, режиссеры И.В. Таланкин, Д.И. Таланкин), «Утомленные солнцем» (1994, режиссер Н.С. Михалков) и др.

Помимо упомянутых, В.В. Тихонов сыграл в кино и на телевидении много других больших и малых ролей в фильмах: «В мирные дни» (1950), «Максимка» (1952), «Сердце бьется вновь» (1956), «Карусель» (1970), «Человек с другой стороны» (1971), «Повесть о человеческом сердце» (1975), «... И другие официальные лица» (1976), «Отпуск за свой счет» (1981), «Однолюбы» (1982), «Апелляция» (1987), «Любовь с привилегиями» (1989), «Призраки зеленой комнаты» (1991), «Кодекс бесчестия» (1993), «Несравненная» (1993), «Провинциальный бенефис» (1993), «Бульварный роман» (1994), «Авантюра» (1995), «Зал ожидания» (телесериал, 1995), «Милый друг давно забытых лет...» (1996), «Сочинение ко Дню Победы» (1997).

В.В. Тихонову посвящен документальный фильм С.И. Ростоцкого «Профессия – киноактер».

Вячеслав Васильевич – страстный футбольный и хоккейный болельщик, долгие годы является поклонником «Спартака». Увлекается зимней рыбалкой. Его любимое произведение – роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимый кинофильм – «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.

Умер в Москве 4 декабря 2009 года.

Интересныe факты

* Призы и награды
Ленинская премия (1980) — за исполнение роли Ивана Ивановича Иванова фильм «Белый Бим Чёрное ухо».

Лауреат Государственной премии (1970, за участие в фильме "Доживём до понедельника").

Лауреат Государственной премии РСФСР (1976, за участие в телесериале "Семнадцать мгновений весны").

Премия КГБ СССР (1978, за участие в телесериале "Семнадцать мгновений весны").

Премия Ленинского комсомола (1979) — за исполнение роли майора Млынского в фильмах «Фронт без флангов» (1974 год) и «Фронт за линией фронта» (1977).

Государственная премия Украинской ССР имени Шевченко (1980) — за чтение дикторского текста в телефильме «Возрождение».

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 августа 1995).

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 февраля 2003).

Орден Почёта (8 февраля 2008).

Орден Ленина (28 июня 1982).

Орден Октябрьской Революции (7 февраля 1978).

Орден «Знак Почёта».

Приз Президента Российской Федерации на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи (1998) — за творческую карьеру.

Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2000).

Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2008) — за роль «Человек с нимбом» в фильме Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

Премия на ІІ Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой витязь» (1993) — за выдающийся вклад в славянский кинематограф.

Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Почетный титул» (2003).

Медаль «За боевое содружество» (ФСБ) (2003).

Медаль «За заслуги» (СВР, 2003).

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР».
Медаль «Ветеран труда».

Медаль «В память 800-летия Москвы».

Почётная грамота Правительства Российской Федерации (1998) — за большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства, большую общественную деятельность и в связи с 70-летием со дня рождения.

Золотая медаль имени А. П. Довженко (1975) — за исполнение роли майора Млынского в фильме «Фронт без флангов».

Почётный гражданин Павловского Посада (1982).

Золотой знак общественной организации ветеранов контрразведки «Веткон».

Премия ФСБ России за лучшую роль сотрудника органов безопасности в отечественном кинематографе (декабрь 2009, посмертно).

написала SoushKo @ Sat, 08 Feb 2020 12:02:19 +0300

Кинофильмы

Андерсен. Жизнь без любви
Драма, Приключения
Сочинение ко дню победы
Комедия, Драма
Зал ожидания
Комедия, Драма
Утомленные солнцем
Драма, Исторический
Бесы
Драма
Любовь с привилегиями
Драма, Мелодрама
Убить дракона
Драма, Фэнтези
ТАСС уполномочен заявить
Детектив, Приключения
Однолюбы
Драма
Фронт в тылу врага
Драма, Исторический
Отпуск за свой счет
Комедия, Мелодрама
Фронт за линией фронта
Драма, Исторический
Они сражались за Родину
Драма, Исторический
Фронт без флангов
Драма, Исторический
Свадьба Кречинского
Комедия, Драма
Семнадцать мгновений весны
Детектив, Исторический
Четвертый
Драма
Карусель
Комедия
Доживем до понедельника
Драма, Мелодрама
Война и мир
Драма, Мелодрама
Две жизни
Драма, Мелодрама
Мичман Панин
Исторический, Приключения
Жажда
Драма, Исторический
Дело было в Пенькове
Драма, Мелодрама
Максимка
Приключения
В мирные дни
Боевик, Приключения
Молодая гвардия
Драма, Исторический