Марина Ковалёва
Марина Ковалёва
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 1 Jan 1923
- Дата смерти: 30 May 2007
- Имя при рождении: Марина Францевна Ковалёва
- Место рождения: Москва, Советская Россия.
Советская актриса театра и кино.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/353603
Отец Марины Францевны - Франц Феликсович Иванчук был архитектором. В 1936 году его исключили из партии "из-за причастности к группе Бухарина". Он, не дожидаясь ареста, уехал в Казахстан и прожил там всю жизнь.
Мать О.В. Ковалёва была певицей. В своё время была очень известной исполнительницей русских народных песен, это поколение Яунзем, Третьяковой. Они дружили. После них уже была Русланова, ещё позднее - Людмила Зыкина...
С тринадцати лет Марина осталась с мамой. А через два года началась её артистическая карьера. Совершенно случайно.
Яков Протазанов ставил фильм "Семиклассники". Его ассистент пришёл в одну из московских школ в поисках юных артистов. И присмотрел Марину Ковалёву на главную девчачью роль в этой картине - Тани Русановой. Она снялась в фильме и попала в картотеку "Союздетфильма" (сейчас - киностудия им. Горького). Чуть позже режиссёр Александр Разумный снимает с ней фильм "Тимур и его команда", сыграла там Ольгу Александрову. В 40-м году её приглашает Александр Роу на роль Царь-девицы Зари-заряницы в фильме "Конёк-Горбунок". Ивана играл Пётр Алейников. Съёмки проходили в Ялте. Марине пришлось оставить московскую школу и, перейдя в 10-й класс, вместе с мамой выехать в Ялту. Работа над фильмом была уже завершена, но до конца учебного года Ковалёвы решили не возвращаться в Москву. И вот наконец аттестат на руках. После выпускного договорились всем классом ехать в "Ласточкино гнездо". Марина прибежала домой переодеться. И от мамы узнала, что началась война.
В июле 1941 года в Ялту пришла телеграмма: "Срочно вызвать Ковалёву для участия в оборонном фильме". Благодаря этому удалось достать билеты на поезд, и Марина с мамой уехали домой. "Оборонный фильм - это продолжение "Тимура и его команды", сценарии к которому написали Аркадий Гайдар, Лев Кулешов и Александра Хохлова. Назывался он "Клятва Тимура". Снимали картину по дороге в Сталинабад, куда эвакуировалась киностудия "Союздетфильм". Всё делалось второпях, да и сюжет не особенно интересный. В общем, успеха картина не имела. Марина работала на студии помощником режиссёра, ассистентом оператора, костюмером и снималась в киносборниках.
В 43-м году с большим трудом удалось вернуться в Москву и через дирекцию фронтовых театров устроиться в студию Арбузова и уехать с ней на Западный фронт. Марина была занята в спектакле "Парень из нашего города" - играла Варю. Встречали их повсюду замечательно. Бывали у артиллеристов, у танкистов, в пехотных частях. В июле 43-го они оказались под Курском, рядом с Прохоровкой. Вскоре началось Прохоровское сражение, стало не до них. Артистов отправили в Москву. Для Марины это было настоящим счастьем. Она ждала ребенка и в Москве открылась школа-студия МХАТ, в 44-м году она туда поступает и учится у прекрасных педагогов: Блинникова, Массальского, Кудрявцева, Топоркова, Литовцевой. Заботы о маленьком Алёше в основном взяла на себя её мама. По окончании школы-студии в 48-м году её берут в молодёжную труппу МХАТа - вместе с Александром Михайловым (тот, который сыграл Сашу Григорьева в первом фильме "Два капитана"), Алексеем Покровским, Валентиной Гузыревой. Ковалёва работает во МХАТе семь счастливых лет. А потом по семейным обстоятельствам оттуда уходит.
Первый брак с артистом и режиссёром Леонидом Аграновичем был недолговременным. И она, расставшись с ним, вышла замуж за Рамаза Мчедлидзе - сына народной артистки Веры Давыдовой и знаменитого баса, директора грузинского театра оперы и балета Дмитрия Мчедлидзе. Муж занимался партийной работой, и его в середине 60-х направили поднимать колхоз "Красный Маяк" в Великолукской области (Псковской). До отъезда в кол¬хоз Марина Ковалеёва снялась в двух фильмах Чиаурели "Падение Берлина" с Борисом Андреевым, в картине "Незабываемый 1919 год" тоже с Борисом Андреевым.
Расставшись с кино и театром, она приезжает в деревню Тигощи. Работает заведующей сельской библиотекой и секретарём парткома. А душа рвётся в театр. Через два года вернулись в Москву. Во МХАТ её не взяли, и она уезжает в Тбилиси - в Драматический театр им. Грибоедова. А у мужа опять новое назначение - отправляют поднимать целину.
"Там работал в это время замечательный Целинный драматический краевой театр. У меня был богатый репертуар, я очень много играла. И всё бы хорошо, но... муж получает повышение по службе - его назначают секретарём районного комитета партии. А район этот я прекрасно знала, там не то что театра - клуба-то не было. Я наотрез отказываюсь с ним ехать. Моя семейная жизнь на этом заканчивается".
И она снова в Москве, и снова без работы. "Но мне очень повезло, - рассказывает Марина Францевна. - Ректор школы-студии МХАТ Вениамин Радомыслинский был совершенно замечательным человеком. Благодаря ему я некоторое время работала педагогом на кафедре сценического искусства, потом - ассистентом у Аллы Тарасовой..."
А позже её приглашают в Горьковский драматический областной театр в город "Арзамас-16". Там она прожила четыре года, играла уже возрастные роли. В 1973 году, вернувшись в Москву, устраивается во МХАТ, но уже не актрисой, а освобождённым заместителем секретаря парткома по оргвопросам. Режиссёром тогда стал Олег Ефремов. "Мы с Олегом были давно знакомы, - рассказывает Марина Францевна. - Ещё со времен учёбы в школе-студии МХАТ. Он поступил туда на год позднее меня. У нас сложились товарищеские отношения. Но работать с ним было сложно. Приду к нему, а он: "Ну ты, небось, опять со своим собранием? Сколько можно их проводить?" Но работа есть работа.
Но и на пенсии Марина Францевна сложа руки не сидела. Помогала с внуками, написала книгу о маме, были журнальные статьи про целину, про колхоз. Но больше всего ей дорога публикация про войну в журнале "Дружба народов" и вспоминает: "Был у меня друг с пионерских лет - Семён Туманов. Потом он стал кинорежиссёром, снял такие известные фильмы, как "Бауман", "Алёшкина любовь", "Ко мне, Мухтар". Во время войны ушёл на фронт и писал мне письма, добрые, лирические. Мама их сохранила. И я уже в середине девяностых годов написала повесть "40 писем с войны". А Товстоногов, тоже хорошо знавший Туманова, сделал предисловие к этой публикации. Кстати, эту мысль ему подал Егор Яковлев, тогда он был редактором "Известий". Он, узнав, что у меня есть эти письма, дал целую полосу в своей газете: "Письма о любви и войне". А потом уже Товстоногов предложил их в "Дружбу народов".
Ещё одно увлечение всей жизни Марины Ковалевой - Чехов. Не только его творчество, но и жизнь. Она сама пыталась найти разгадку в отношениях писателя и Лидии Авиловой. Эта тема её настолько увлекла, что вдохновила на рассказ "Длинное письмо", которое было опубликовано в одном из выпусков "Литературного альманаха".
Её старший сын Алексей живёт с семьёй в Америке, младший Теймураз живёт в Германии, а дочь Ольга живёт в Грузии. Дети звали её к себе, но она - ни в какую. Там всё чужое...
Марина Францевна Ковалёва умерла в 2007 году и похоронена в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
Интересныe факты
* 1950 - За роль Наташи Румянцевой в фильме « Падение Берлина» награждена Сталинской премией.