Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Сёхэй Имамура

Shohei Imamura

5923 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 15 Sep 1926
  • Дата смерти: 30 May 2006
  • Имя при рождении: Shohei Imamura
  • Место рождения: Токио

Выдающийся японский кинорежиссёр и сценарист, продюсер и актер. Снискал репутацию одного из крупнейших послевоенных режиссёров Японии кинокартинами, в которых с перспективы социальных низов в зачастую сатирической манере раскрывается чувственная и сексуальная природа человека.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/41861
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0408076

Сёхэй Имамура родился в префектуре Токио, в семье преуспевающего практикующего врача. В школе он увлекался футболом, и, хотя его отец был страстным театралом, а старший брат — активным участником театрального кружка, сам он не интересовался ни театром, ни кино. Это увлечение пришло намного позже, в военное время.

Шел 1944 год. После окончания элитной начальной и средней школы, откуда по устойчивой традиции дорога вела прямо в Императорский университет горе пришло и в семью Имамуры: старший брат погиб на фронте, средний был призван в штурмовой отряд особого назначения. Желая спасти от гибели хотя бы третьего сына, отец достал ему медицинскую справку, освобождающую от военной службы. Чтобы избежать трудовой повинности и военной службы после провала на вступительных экзаменах в Университет Хоккайдо, Сёхэй Имамура поступил на механический факультет института Кириу.

К моменту окончания войны он был студентом второго курса. Вместе с окончанием войны отпала и трудовая повинность. Имамура тут же бросил постылый ему факультет и на следующий, 1946 год пришел на филологическое отделение университета Васэда где начал изучать историю Европы и Америки. Во время учебы Имамура увлекся авангардным театром. Он сочинял пьесы и уже в университете начал работать с актерами Сёити Одзава, Кадзуо Китамура, Такэси Като, которые позднее снимались в его фильмах.

Университетские годы прошли в обстановке послевоенной разрухи. Имамура жил один (к тому времени его семья покинула дом, разрушенный бомбой, и переселилась па Хоккайдо), нуждался и голодал. В те годы талоны на питание в студенческую столовую были своеобразной валютой, потому позднее Имамура высказывал желание написать книгу "Талоны на питание и история Японии".

В 1951, окончив филологическое отделение университета Васэда, он принял участие в конкурсе на вакантные места ассистентов режиссера на киностудии "Офуна" кинокомпании "Сетику", куда и был зачислен в июне пройдя жесточайший конкурсный отбор (из 2000 претендентов были отобраны только 8 человек). Осенью этого же года он попал в группу старейшего режиссера студии, Ясудзиро Одзу, отличавшегося уникальным постоянством в тематике своих работ. Но если неторопливые вариации на тему семейных отношений Одзу и повлияли на Имамуру, то методом "от противного". Сам Имамура часто говорил, что "Метод режиссуры Одзу-сан невыносим из-за насыщенности ужасающими стереотипами".

Отдел ассистентов на «Сётику» был настолько многочисленным, что не приходилось надеяться на получение самостоятельной постановки в ближайшие годы. Постоянно испытывал чувство неудовлетворенности от работы, как в материальном, так и в творческом отношениях Сёхэй Имамура в 1954 году покинул "Сётику" и перешёл на киностудию "Никкацу" (теряя на этом половину заработной платы), где сразу же почувствовал разительное отличие от сверхдогматичной организации работы, принятой в его прежней киностудии. Шел 1954 год. «Никкацу», вновь приступившая в этом году к производству фильмов, открыла широкое поло деятельности начинающим кинематографистам. Имамура попал вторым ассистентом в группу режиссера Со Ямамуры на фильм «Черная река». В той же группе третьим ассистентом работал тогда Кириро Ураяма, и именно здесь зародилась и окрепла тесная дружба двух будущих режиссеров.

В 1957 году Имамура ассистировал режиссёру Юдзо Кавасима в работе над его шедевром "Солнце последних дней сёгуната", а также написал сценарий к фильму Кирио Ураяма "Улица с куполом". Дебютировав фильмом о труппе актеров театра кабуки "Украденная страсть" (1958 ) Сёхэй Имамура в том же году снял ленты "Перед станцией западная Гиндза" и "Нескончаемое желание", героями которых были изломанные войной молодые люди, как результат - в том же году был награжден "голубой лентой" за лучший дебют года. В "Украденной страсти" проявились основные черты, характерные для последующего творчества Имамуры, — предпочтение, отдаваемое им деревушкам и мелким городкам в качестве места действия фильмов, использование местных диалектов, короткий монтаж, подвижная камера, постоянно меняющиеся углы съемок, стремительное развитие сюжета.

Сёхэй Имамура стал главным ниспровергателем лирического и сентиментального "духа Офуна", одним из лидеров "японской новой волны". И дело не только в том, что среди его героев преобладают крестьяне. Для его персонажей важнее чувства, а не работа мысли. Имамура считает, что действиями и желаниями людей руководит отнюдь не сознание, а нечто более примитивное. Поэтому его фильмы часто оказываются жестокими.

Широкую известность принес ему фильм "Свиньи и броненосцы" (1961), показывающий жизнь приморского городка, оккупированного американцами, где документальность сочеталась со сложной символикой. На экране господствуют грязь, кровь, насилие, проституция. В одном из эпизодов полчище свиней затаптывает насмерть людей. Однако есть героиня, которой удается противостоять обстоятельствам и не стать представительницей "древнейшей профессии". В этом ей помогают сила характера и твердость духа. Имамура полагает, что эта способность имеет чисто биологическую подоплеку. Совсем не случайно его следующая работа носит название "Японское насекомое". На протяжении сорока лет прослеживается история женщины, опустившейся на самое дно, но упорно цеплявшейся за жизнь.

В 60-х годах Имамура перешел от социальной и политической проблематики к исследованию необычных для японского кино сильных женских характеров переосмысливая традицию изображения женщин в японском кино. В жестокой реальности его героиня, чтобы выжить, должна вести смертельную борьбу. Преодолевая унижение, отбрасывая моральные запреты, она становится победительницей. Имамура ищет истоки жизнестойкости женщины в ее биологическом предначертании (фильмы "Японское насекомое", 1963, "Красная жажда убийства", 1964, "Послевоенная история Японии: Жизнь мадам Онборо", 1970 и "Караюки-сан" (1975) обратившись в последних двух фильмах к жизни японских проституток).

Однако несмотря на высокую оценку критиков фильмов в первой половине 1960-х Имамура некоторое время, лишённый заказов на новые фильмы, жил в полной нищете, голодая и страдая от язвы желудка.

В 1965 году ему удалось основать собственную кинокомпанию "Имамура про" положив начало независимому кинопроизводству в Японии.

В ленте "Испарившийся человек" (1967) Сёхэй Имамура расследует на реальном материале актуальную проблему исчезновения людей. Имамура скрытой камерой снимал реальную женщину, разыскивавшую своего пропавшего возлюбленного. В роли помогавшего ей детектива выступал нанятый режиссером актер. Использование актера, а также то, что сама женщина не знала о ведущихся съемках, породило споры о том, как далеко режиссер может вторгаться в частную жизнь людей.

По его словам в своей первой цветной картине "Глубокая жажда богов" (1968 ) ставшей точным "этнографическим репортажем", описанием нравов и обычаев на маленьком островке, чуждом цивилизации, где люди живут по законам средневековья он искал истоки национальной сущности японцев в глубоком прошлом. Огромную роль в их жизни играет природа, во многом определяющая поведение персонажей. Вторжение цивилизации в образе приехавшего на остров инженера вносит диссонанс в привычный порядок вещей.

В 70-х Имамура работая на телевидении ездил в Малайзию и Таиланд в поисках лишившихся рассудка японцев, полагавших, что война все еще продолжается (подобный персонаж появится позже в "Черном дожде" ): "Не вернувшиеся на родину солдаты. Малайзия, Таиланд" (1971), "Хочу в дальний путь. Подо мной Север" и "Караюки-сан" (оба 1972), "Мухомацу возвращается на родину" (1973), "Не вернувшиеся на родину солдаты. Продолжение" (1975). В 1975 Сёхэй Имамура основал Киноинститут телевидения Йокогамы, которым руководит и в настоящее время. Продолжает ставить фильмы: "Месть принадлежит мне" (1979), "Э, дзянайка" ("Но почему?",1981).

К теме "караюки" — женщин, заброшенных на острова Юго-Восточной Азии в годы второй мировой войны вернулся в 1987 году в ленте "Дзэгэн" ("Сводня").

Широкую известность за рубежом Сёхэй Имамура получил после историко-философских картин "Легенда о Нараяме" (1983, главный приз на МКФ в Канне) и "Черный дождь" (1989, премия на МКФ в Канне), где поднял тему атомной катастрофы.

"Легенду о Нараяме" Имамура снял по известным и отмеченным разными литературными наградами рассказам Ситиро Фукадзава "Нараяма Буси-ко" и "Тохоку Но Дзунматати". В одноименном фильме Кэйске Киноситы 1958 года все трактовалось через призму психологических взаимоотношений матери и сына. Имамуру же в первую очередь интересует социальная подоплека: он детально воспроизводит на экране быт крестьян, вынужденных из-за нищеты и бесправия жить по жестоким звериным законам, недаром настоящим хозяином деревни почитается старый удав. Одинаково подробно показаны половые отношения змей, людей, животных, казнь воров, укравших еду (их заживо закапывают в яме). Единственное светлое пятно на этом мрачном фоне — мать, еще не старая и не дряхлая женщина, добровольно обрекающая себя на роль следующей жертвы. Сын с трудом доносит ее по обледеневшим горным тропинкам до вершины, где со слезами на глазах оставляет среди трупов. Мать с просветлевшим лицом устраивается на земле ждать смерти. Сквозь дикость и жестокость проглядывают человеческие черты — и в жертвенности матери, изо всех сил старающейся помочь своим детям, и в метаниях сына, разрывающегося между велениями традиции и собственного любящего сердца.

"Черный дождь" (1989), снятый по роману Масудзи Ибусэ, был отнюдь не первой экранизацией знаменитого произведения и далеко не первый фильм о ядерном взрыве в японском кино. На экране — Хиросима сразу после взрыва, когда брат не узнает обгоревшего, но еще живого брата, женщина ласкает обуглившегося мертвого младенца. Девушку не берут замуж из страха, что она больна лучевой болезнью, в мучениях продолжают умирать жертвы радиации. Имамура избрал сдержанный тон — драма его героев говорит сама за себя.

Лишь восемь лет спустя Имамура ставит свой следующий фильм — "Угорь" по мотивам произведения Акиры Есимуры. Его герой — обыкновенный служащий, доверившись анонимке об измене жены, застает ее в постели с другим и убивает в порыве ревности. Через восемь лет, выйдя из тюрьмы, он начинает заново строить свою жизнь. Теперь у него появилась одна странность — он почти ни с кем не разговаривает, не считая своего друга угря. Имамура показывает процесс пробуждения человека, который постепенно возвращается в мир людей. В 1997 г. "Угорь" удостоился "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля.

Воодушевившись успехом, Имамура ставит ленту "Доктор Акаги" (1998 ), где вновь возвращается к своим излюбленным темам — маленькая деревушка, конец войны, японская беднота. Доктор, прозванный жителями Доктором Печень за то, что всем подряд ставит диагноз гепатит, борется с этим тяжелым заболеванием. Среди его помощников — сквернослов-священник, наркоман-хирург, беглый военнопленный, бывшая девушка по вызову. Отец самого Имамуры был врачом, этим, возможно, объясняется не только фактическая достоверность картины, но и личностное отношение режиссера к своим героям. Его последними фильмами стали "Теплая вода под красным мостом" (2001), и "11 сентября" (2002)

30 мая 2006 года в возрасте 79 лет Имамура скончался от рака печени в одной из токийских больниц. Сёхэй Имамура до сих пор остаётся единственным японским режиссером, дважды завоевавшим Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля (1983, 1997).

Кинофильмы