Петр Фоменко
Фоменко Пётр Наумович
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 13 Jul 1932
- Дата смерти: 9 Aug 2012
- Имя при рождении: Фоменко Пётр Наумович
- Место рождения: Москва, РСФСР, СССР
Фоменко Пётр Наумович- советский и российский режиссёр театра и кино, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская П. Фоменко».
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/298097
Создал 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси (Грузия), Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Родился 13 июля 1932 года в Москве.
Окончил московскую школу № 9. Увлекался футболом, соперником по дворовым играм в то время был будущий знаменитый футболист А. М. Ильин, а в младших классах учился с А.С.Голодцом играл в теннис, хоккей с мячом, хоккей с шайбой.
Ещё в школе Петру Фоменко любовь к театру, музыке привила мама. По позднейшему признанию, в театр он пришёл именно через музыку. Окончил музыкально-педагогический институт им.Гнесиных, училище М.М.Ипполитова-Иванова по классу скрипки.
Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано великой школе русского театра». С одарённым «изгоем», несмотря ни на что, продолжал заниматься Б.И.Вершилов, в прошлом коллега Е. Б. Вахтангова. Тем не менее, Фоменко был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.
Поступил в МГПИ имени В.И.Ленина (филологический факультет), который окончил заочно в 1955 году. Здесь Пётр Фоменко сдружился с Ю.И.Визбором, Ю.Ч.Кимом, Ю.И.Ковалем. Режиссировал знаменитые «капустники», делал попытки первых серьёзных постановок, в частности, репетировал «Каменного гостя» А.С.Пушкина.
Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Н. М. Горчакова; среди педагогов А.А.Гончаров, Н.В Петров), который окончил в 1961 году. Пётр Фоменко первый свой спектакль поставил в 1958 году.
Два спектакля Петра Фоменко в 1960-х годах были закрыты по цензурным соображениям: «Смерть Тарелкина» (театр им. Маяковского, 1966, после 50 показов) и «Новая Мистерия-Буфф» (театр имени Ленсовета, 1969). За эстетическую неблагонадёжность режиссёра театральная критика нарекает его «осквернителем праха русской классики». В это время Пётр Фоменко живёт без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной практикой филолога. К этому же периоду относится работа в студенческой студии МГУ на Ленинских горах.
Не найдя работы в Москве, уезжает в Тбилиси, где два сезона работает в Тбилисском театре им. Грибоедова.
В 70-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он режиссер, а с 1977 по 1981 — главный режиссер Ленинградского театра Комедии. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Троянской войны не будет» Ж.Жироду (1973), «Старый Новый год» М.Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и «Муза» Г.Никитина (оба — 1975), «Лес» А.Островского и «Свадьба. Юбилей» А.Чехова (оба — 1979), «Теркин-Теркин» А.Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» У.Шекспира (1981) и другие. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э.де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и «Любовь Яровая» К. Тренева (1977) в Малом театре.
Одновременно с работой в театре Фоменко Пётр Наумович много и плодотворно трудится на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят такие телеспектакли как: «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по А.С.Пушкину (1969 и 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л.Н.Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А.С.Пушкину. Кроме того Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: «На всю оставшуюся жизнь» по «Спутникам» В.Пановой (1974–1975) на студии Лентелефильм, «Почти смешная история» по сценарию Э.Брагинского (1976–1977) на Центральном телевидении и «Поездки на старом автомобиле» (1986) на студии Мосфильм.
Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Фоменко Пётр Наумович возвращается в Москву. Из системы репертуарного театра режиссер уходит в педагогику. В гитисовских аудиториях увидели свет такие спектакли, созданные Фоменко со своими студентами, как: «Борис Годунов» (1984) и «Пиковая дама» (1988) по А.С.Пушкину, «Игроки» Н.В.Гоголя (совместно с Р.Сиротой — 1986), «Волки и овцы» А.Островского (1992), «Свадьба» А.П.Чехова (1996).
За эти годы в профессиональную театральную жизнь шагнули четыре выпуска учеников Фоменко, среди которых режиссеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек и другие.
В 1992 году Фоменко Пётр Наумович получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжает ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 80–90-е годы на сценах различных театров такие спектакли как: «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого в театре им. В.В.Маяковского (1985); «Без вины виноватые» А.Н.Островского (1993) и «Пиковая дама» по А.С.Пушкину (1996) в театре им. Евг.Вахтангова; «Калигула» А.Камю в театре им. Моссовета (1990), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон» (1994) и другие.
В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Петр Наумович Фоменко. На афише театра — поставленные режиссером спектакли: «Волки и овцы» А.Н.Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б.Б.Вахтину (2000), инсценировки прозы Л.Н.Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001), «Безумная из Шайо» Ж.Жироду (2001), «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н.В.Гоголя (2004), «Три сестры» А.П.Чехова (2004), «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Ж.-Б.Мольера (2006), «Как жаль» по пьесе Г.Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» (2006), «Бесприданница» А.Н.Островского (2007), мюзикл Ю.Кима «Сказки Арденского леса» по У.Шекспиру со стажерской группой нашего театра (2008) и «Триптих» по произведениям А.С.Пушкина (2009). Принимал участие в выпуске спектаклей «Театральный роман» и «Заходите, заходите». Последние годы жизни репетировал «Бориса Годунова» А.С.Пушкина.
Постановки Петра Фоменко в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.
Созданные Фоменко Пётром Наумовичем спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Сам Петр Наумович в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, в 2005 — Командора ордена искусств Франции, в 2004 году удостоен премии Президента РФ, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).
В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.
Признание и награды:
Золотая медаль имени А. Д. Попова (1978) — за спектакль «Любовь Яровая» К. А. Тренёва.
заслуженный деятель искусств Польши (1979)
заслуженный деятель искусств РСФСР (1987) — за заслуги в области советского театрального искусства.
народный артист Российской Федерации (1993).
Международная театральная премия имени К. С. Станиславского (1993).
премия фестиваля «Московские сезоны», (сезон 1992—1993), за спектакль «Без вины виноватые».
приз московской критики «Гвоздь сезона», (сезон 1992—1993), за спектакль «Без вины виноватые».
Государственная премия Российской Федерации (1994) — за спектакль «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
Государственная премия Российской Федерации (1997) — за создание театра «Мастерская П. Фоменко»;
Государственная премия Российской Федерации (2001) — за спектакли «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир. Начало романа. Сцены».
премия «Золотая маска» (1995, за спектакль «Великолепный рогоносец»; 2002, за спектакль «Война и мир. Начало романа»; 2006, за спектакль «Три сестры».
премия Станиславского (сезон 1995—1996, за спектакль «Пиковая дама»[20]; сезон 1999—2000, за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня».
премия «Хрустальная Турандот» (1993) — за спектакли «Без вины виноватые» и «Волки и овцы» А. Н. Островского; 1996, за спектакль «Пиковая дама» А. С. Пушкина.
премия имени Георгия Товстоногова (2001) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства[.
премия «Триумф» (2001), за спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены».
премия «Чайка» (2002), в почётной номинации «Патриарх».
премия Председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации (сезон 2002—2003)
премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003) — за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003)
орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007)
орден искусств и литературы (Франция) (2005).
зрительская премия «ЖЖивой театр» (2009) в номинации «Режиссура: мэтры» за спектакль «Бесприданница» по А. Н. Островскому
зрительская премия «ЖЖивой театр» (2010) в номинации «Режиссура: мэтры» за спектакль «Триптих» по А. С. Пушкину