Бела Тарр
Béla Tarr
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 21 Jul 1955
- Имя при рождении: Béla Tarr
- Место рождения: Печ, ВНР
Венгерский режиссёр, после премьеры фильма «Туринская лошадь» (2011) объявивший об уходе из кинематографа.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/394242/
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0850601/
В возрасте 16 лет Тарр создал свой первый фильм: двадцатиминутную документальную ленту о цыганской трудовой бригаде, пишущей письмо о безработице Яношу Кадару. Дебют режиссёра привлёк внимание важной венгерской киноинституции тех лет – Студии Белы Балаша. Реакция чиновников на этот документальный фильм была резко отрицательной, вследствие чего Тарру не удалось поступить в университет, где он собирался изучать философию.
Затем Тарр учился в Будапештской академии театра и кино. В 1989—1990 годах стипендиат в Берлине, с 1990 года - преподаватель Берлинской киноакадемии.
Первые фильмы Тарра близки к поискам «документального реализма» в кинематографе Восточной Европы, включая отказ от профессиональных актеров. Начиная с телеэкранизации «Макбета» (полнометражного фильма, снятого двумя эпизодами), Тарр идет к более обобщенной, медитативной поэтике, оставаясь, тем не менее, в тесной связи с повседневностью, биографией и историей. Все фильмы после 1985 года сняты по сценариям сверстника Тарра, писателя Ласло Краснахоркаи.
Среди важных для него в юности фильмов Тарр называет ленты Брессона, Одзу, Кассаветиса. Критика часто сопоставляет его с Тарковским и Антониони, Ангелопулосом и Сокуровым.
В 1990-е годы Бела Тарр был относительно малоизвестен, однако в 2000-е годы его творчество пропагандировали такие гуру артхаусной критики, как Джонатан Розенбаум. В 2007 году, когда режиссёр с новым фильмом впервые был приглашён на Каннский кинофестиваль, сопутствующее внимание прессы способствовало переоценке всего творческого багажа режиссера.
Ретроспективы Тарра не раз проходили в ФРГ, Франции, США, Канаде. Критики причисляют его к ведущим европейским мастерам среднего поколения. Во время опроса 846 кинокритиков, проводившегося в 2012 году журналом Sight & Sound, за 7-часовое «Сатанинское танго» Тарра было подано столько же голосов, сколько и за такие общепризнанные шедевры, как «Метрополис», «Психо» и «Сладкая жизнь».
В 2011 году на Берлинском кинофестивале последний фильм Тарра, «Туринская лошадь», был удостоен второго по значимости приза — «Серебряного медведя».