Анатолий Солоницын
Солоницын Анатолий Алексеевич
- Средний рейтинг фильмов: 9.10
- Дата рождения: 30 Aug 1934
- Дата смерти: 11 Jun 1982
- Имя при рождении: Солоницын Отто Алексеевич
- Место рождения: Богородск, Нижегородская область, СССР (Россия)
Анато́лий (О́тто) Алексе́евич Солони́цын (30 августа 1934, Богородск, Горьковский край — 11 июня 1982, Москва) — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР.
Биография
Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края. Его отец был журналистом, работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда». Настоящее имя Анатолия Солоницына — Отто. В том году, когда он появился на свет, вся страна, затаив дыхание, следила за эпопеей по спасению челюскинцев. Отец решил назвать новорожденного в честь руководителя экспедиции Отто Шмидта. С началом Великой Отечественной войны это широко распространенное в те годы немецкое имя по понятным причинам потеряло популярность в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным. После войны семья Солоницына осела в Саратове, родном городе его мамы. Закончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум. Получив там специальность слесаря-инструментальщика, он устроился на завод, но его рабочая биография продлилась недолго, так как отца отправили работать в Киргизию и семья переселилась в город Фрунзе. Там Анатолий решил продолжить образование и пошёл в 9-й класс. Здесь он стал участвовать в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами. Видимо, это его увлекло, да и получалось неплохо, так как его стали приглашать на выступления самые разные учреждения. После окончания школы в 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву для поступления в ГИТИС. Здесь удача отворачивается от него. Пройдя успешно два тура, на последнем он «срезается», то же получилось и на следующий год. Когда и в третий раз экзаменационная комиссия ГИТИСа не смогла разглядеть в Анатолии будущую «звезду» советского кинематографа, он отправился в Свердловск, в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре, и сразу же был принят.
Работа в театре
Окончив учебу в студии в 1960 году, Солоницын был принят в штат Свердловского драмтеатра. Здесь он переиграл массу ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана. Солоницын часто менял театры. Был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть в полузабытой пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя). Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме.
С 1960 по 1972 год Солоницын был актером в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина. С 1972 по 1976 год выступал в театре им. Ленсовета.
В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. Он приглашает актера на роль Гамлета в спектакле. Солоницын был принят в штат театра. На следующий год состоялась премьера. Актер остался недоволен своей работой, а вскоре Инна Чурикова, игравшая в спектакле Офелию, ушла в декретный отпуск и постановку закрыли. Марк Захаров на тот момент не находил для Солоницына ролей, и он полностью переключился на кино. Роль Гамлета стала последней ролью Анатолия Солоницына в театре.
Работа в кино
Анатолий Солоницын дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова (тогда еще режиссера свердловского телевидения) «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.
Широкая известность пришла Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноименном фильме Андрея Тарковского. Прочитав сценарий фильма в «Искусстве кино», Анатолий Солоницын взял отпуск в театре и приехал из Свердловска в Москву. Несмотря на противление многочисленных художественных советов, Андрей Тарковский утвердил малоизвестного актёра на главную роль. Кандидатуру Солоницына поддержали историки, выбравшие из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров фотопробу Солоницына. Солоницын настолько вжился в роль, что даже оставил службу в театре, которая мешала ему сосредоточиться на образе Рублева. С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съемки всех своих фильмов. Анатолий стал для режиссера своеобразным талисманом. Даже если не было подходящей роли для Солоницына, то Тарковский её выдумывал, подобно Прохожему в «Зеркале». Для так и неосуществленной экранизации «Идиота», в которой он должен был играть автора, Солоницын хотел сделать пластическую операцию. Тарковский опешил: «Ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича!» На что актер спокойно ответил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то еще играть?». Кстати, впоследствии Солоницын все-таки сыграл Достоевского в фильме «26 дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.
А. Тарковский высоко ценил актерские способности Солоницына и приглашал его в последующие свои картины. В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актера стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».
В полной мере раскрывшегося кинематографического актера, Анатолия Солоницына после «Андрея Рублева» стали часто приглашать в другие кинопроекты. В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссеров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других. В 1969 году режиссер Владимир Шамшурин пригласил актера на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». На съемках этого фильма Солоницын заболел воспалением лёгких, но так как съёмочный процесс останавливать надолго было невозможно, актер продолжал сниматься не долечившись. Этот эпизод впоследствии приведет к трагедии.
В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино — в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина. Однако на момент съемок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съемок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актера рак легких. Была проведена операции по удалению части легкого, больному о диагнозе решили не сообщать. Через год на съемках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актера срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже невозможно.
Анатолий Солоницын снимался в фильмах Александра Алова, Владимира Наумова, Сергея Герасимова, Никиты Михалкова, Вадима Абдрашитова и Александра Зархи. Всего фильмография актера насчитывает почти полсотни картин.
Семья
Младший брат — Алексей. Анатолий Солоницын был женат три раза. От браков родились двое детей. Первая жена — Лариса. Дочь Лариса Солоницина — 1968 г.р. Окончила ВГИК, киноведение. Внук — Артемий Солоницын — 1997 г. р. Во втором браке — сын Алексей. Окончил высшую школу милиции, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме, оставил карьеру следователя. Сейчас работает администратором на «Мосфильме».
Последние годы и смерть
Последние годы своей жизни болел лейкемией. Актёр умер у себя дома 11 июня 1982 года в одно мгновение, поперхнувшись кашей, которой кормила его сиделка. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Признание и награды
Заслуженный артист РСФСР (1981).
«Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля 1981 года за роль в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» — номинация «Лучший актёр».