Владислав Дворжецкий
Владислав Вацлавович Дворжецкий
- Средний рейтинг фильмов: 8.54
- Дата рождения: 26 Apr 1939
- Дата смерти: 28 May 1978
- Имя при рождении: Дворжецкий Владислав Вацлавович
- Место рождения: Омск, СССР (Россия)
Советский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/185622
Владислав Дворжецкий родился в Омске в актерской семье. Его отец - Вацлав Янович - актер, будучи студентом Киевского политехнического института, одновременно окончил театральную студию при польском театре, мать - Таисия Владимировна Рэй - балерина, выпускница ленинградского хореографического училища имени Вагановой.
Родители Владислава познакомились в Омске в 1937 году, где Вацлав Янович, после 8 лет отсидки за "контрреволюционную деятельность", отбывал ссылку. Через год появился сын, а еще через три года - осенью 1941 года - Вацлава Яновича арестовали во второй раз. Во время этой отсидки Вацлав Дворжецкий познакомился с вольнонаемной служащей, и на свет появилась девочка, которую назвали Татьяной. Так у Владислава появилась сестра.
Между тем Таисия Владимировна не смогла простить мужу измены и в 1946 году, когда Вацлава Яновича освободили, подала на развод. Однако чинить препятствия в общении отца и сына не стала. Когда в самом начале 50-х Вацлав Янович женился в третий раз - на актрисе и режиссере Риве Яковлевне Левите - 11-летний Владислав подружился с ней и стал называть "моя любимая мачеха".
В 1955 году Вацлав Янович и Рива Яковлевна переехали в Саратов, где устроились на работу в местный драматический театр. Вместе с ними переехал на волжские берега и Владислав. Однако их совместная жизнь там продолжалась недолго. В один из дней, не предупредив домашних, Владислав внезапно исчез. Отец с мачехой не на шутку перепугались, думая, что он уехал от них в сильной обиде на что-то. Однако вскоре ситуация прояснилась. Владислав прислал письмо, в котором сообщал, что он уехал в Омск и там поступил в Омское военно-медицинское училище.
В медучилище Владислав учился с увлечением, а его свободное время было занято художественной самодеятельностью. Он стал вдохновителем, организатором и участником многих студенческих постановок. Записные книжки Владислава того периода заполнены "сочинениями" на тему жизни учащихся-медиков.
Завершение обучения в медицинском училище практически совпало с призывом в июле 1959 года на действительную службу в Советской Армии. Призвали Владислава на Дальний Восток - на остров Сахалин. Там ему довелось служить старшим фельдшером полка. Свободного времени - ни минуты, а если оно и появляется, то опять было заполнено любительскими постановками, организацией досуга сослуживцев в праздники.
Честно отдав армии два года, Владислав решил никуда не уезжать. Устроился работать заведующим аптекой, женился (в этом браке у него в 1962 году родился сын Александр). Однако жизнь у молодых не заладилась, и они расстались. В 1964 году Владислав вернулся к матери в Омскс с намерением поступить в медицинский институт. Однако, мечтам не суждено было сбыться - прием документов в институт уже был завершен, и, чтобы не потерять учебный год, мама Таисья Владимировна предложила Владу сдать документы для поступления в открывающуюся студию при Омском ТЮЗе. Среди студийцев, вчерашних школьников, 26-летний Владислав стал признанным лидером. Учился он с интересом и жадностью, постигая премудрости актерского мастерства.
Между тем, в 1960 году у Вацлава Дворжецкого родился второй сын - Евгений, который впоследствии тоже стал известным актером.
По окончании студии в 1967 году Владислав принят в труппу Омского областного драматического театра. Вместе с ним туда же была зачислена и его вторая жена - Светлана, с которой он познакомился во время учебы в студии. В 1968 году них родилась дочь Лидочка
К концу 60-х годов карьера Дворжецкого в театре складывалась не слишком благополучно. Главных ролей в репертуаре актера почти не было, и ему приходилось довольствоваться одними эпизодами. Желание уйти в другой театр возникало у Дворжецкого все чаще, но одного желания для этого было мало - требовалось приглашение кого-нибудь из режиссеров. Но подобных приглашений актеру долгое время не поступало. Пока в дело не вмешался случай.
В 1968 году в Омский детский театр приехала ассистент режиссера с "Мосфильма" Наталья Коренева - по просьбе режиссера Самсона Самсонова она искала актеров для фильма "Каждый вечер в одиннадцать". Ей показали его, такого необычного - высокого, статного, с огромным лбом, потрясающими глазами. Наталья попросила у него фотографии, и Владислав дал, в душе почти не надеясь на успех. Так оно, собственно, и получилось - в фильм Самсонова его не взяли. Однако прошло всего лишь несколько месяцев, и фотографии Дворжецкого случайно оказались в руках у режиссеров А. Алова и В. Наумова, которые приступали к съемкам фильма "Бег" по М. Булгакову. Лицо актера им показалось интересным, и они вызвали его на пробы.
Владислав Дворжецкий так вспоминал об этом: "Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: "Может, Хлудова?" Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался.При первой встрече режиссеры предупредили меня: "Не стесняйтесь, будем вас разглядывать". Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и все на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась - поручили Хлудова. Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову о его зверствах... Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной..."
Почти одновременно с утверждением Владислава Дворжецкого на роль белогвардейского генерала Хлудова в кино состоялся и дебют его отца - Вацлава Дворжецкого. Причем так же, как и сын, он играл врага - шефа германской разведки Лансдорфа в фильме Владимира Басова "Щит и меч" (1968).
Едва были завершены съемки в "Беге", как Дворжецкого пригласили в еще одну мосфильмовскую ленту-детектив "Возвращение "Святого Луки" режиссера Анатолия Бобровского. И вновь актеру досталась отрицательная роль - вор-рецидивист Карабанов по кличке Граф. Первоначально на эту роль предполагалось пригласить Георгия Жженова, однако мосфильмовское руководство, считая его актером глубоко положительным, запретило ему играть бандита. "Пусть этого Графа сыграет кто-нибудь из молодых" - таков был вердикт начальства. И на роль пригласили никому еще не известного Владислава Дворжецкого, которого для пущего эффекта даже не гримировали (среди членов съемочного коллектива Дворжецкого за его лысину прозвали Черепом).
"Бег" и "Возвращение "Святого Луки" вышли на широкий экран в один год - 1971-й. С этого момента имя Владислава Дворжецкого стало известно миллионам зрителей.
Следующей киноработой Дворжецкого стала эпизодическая роль летчика-испытателя Бертона в фильме "Солярис" (1971) Андрея Тарковского, сняться у которого было мечтой Владислава.Ради этого фильма он отказывается от участия в киноэкранизации чеховской " Моей жизни", в которую приглашен и его отец, актер Вацлав Дворжецкий.
Между тем, в бытовом отношении московская жизнь Владислава была совершенно не устроена - не имея ни прописки ни денег, ему приходилось скитаться по друзьям, потому и жену с дочерью привезти в столицу никак не удавалось. А в Омский театр он не возвращаться не хотел, - "В своем отечестве пророком мне не быть", - писал он матери. В начале 70-х годов его семейная жизнь окончательно разладилась, и актер полностью посвятил себя кинематографу. Его жизнь постоянно проходила в разъездах, в самолетах и поездах, в гостиничных номерах. Предложения сняться сыпались одно за другим. Кого он только не играл: белогвардейских и фашистских офицеров, летчиков и врачей, бандитов и путешественников, журналистов и ученых. В одних фильмах режиссеры эксплуатировали лишь его необычные внешние данные, в других - Владислав искал и находил пути для ухода от одноплановости, новые повороты и грани для раскрытия духовного облика героев. Все это оставляло ощущение того, как много заложено в этом актере, и как мало порой от него хотят.
Весной 1972 года Дворжецкий приступил к работе над очередной картиной - в фильме режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова "Земля Санникова" он должен был сыграть роль политического ссыльного Александра Ильина, организатора похода к недосягаемой, легендарной земле Санникова. К работе над этой ролью Дворжецкий приступал с огромным воодушевлением, надеясь на то, что она станет одной из лучших в его, тогда еще коротком послужном списке. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. В ходе съемок Дворжецкий настолько разошелся во взглядах на свою роль с режиссерами, что дело дошло до скандала - актер собирался даже покинуть съемочный коллектив (в этом с ним полностью солидаризировался и другой исполнитель главной роли - Олег Даль). Какими-то неведомыми усилиями режиссерам все же удалось удержать актеров на площадке и завершить работу над фильмом. Несмотря на то, что съемки этой картины сопровождались непрерывными скандалами, и атмосферу на съемочной площадке порой трудно было назвать творческой, фильм чрезвычайно понравился публике.
Параллельно со съемками в "Земле Санникова" Дворжецкий снимался еще в двух картинах: "Зарубки на память" и "Нам некогда ждать". И вновь, как и роль Ильина, обе они не принесли актеру большого удовлетворения. То же самое можно сказать и про другую работу Дворжецкого - роль коммуниста Ярослава Гайдая в фильме Валерия Исакова "До последней минуты" (1974). В самом начале работы над этой ролью Дворжецкий так объяснял свое желание играть ее: "За последнее время в моей актерской судьбе наметился резкий крен. Из разряда "отрицательных" героев волей режиссуры перехожу в разряд "положительных". Одноплановость ролей всегда казалась мне опасной, и в каждой новой работе я стараюсь найти какие-то новые повороты, грани. В картине "До последней минуты" в чем-то это и легче. Речь идет о реальном человеке, о нем сохранилось множество воспоминаний, сегодня живы близкие ему люди. Наконец, существуют его литературные произведения, из них можно немало почерпнуть. Но в такой работе есть и своя сложность, особенно важно не изменить духовному облику героя..."
Как и большинство картин подобного рода, этот фильм изначально был обречен на хвалу в официальной пропаганде (его даже удостоили Государственной премии УССР). Однако массовый зритель остался к картине равнодушным. Чего нельзя сказать о другой работе актера - главной роли в приключенческом фильме "Капитан Немо" (по мотивам романов Жюля Верна), где Дворжецкий сыграл главную роль. Картина, в которой также снимались Михаил Кононов, Владимир Талашко, Марианна Вертинская, Владимир Басов, была принята зрителями с восторгом. Также тепло были были встеречены его работы в картинах: "За облаками небо" (1973, летчик-испытатель Сергей Руднев) и "Возврата нет" (1974, комбат Николай Никитин).
Вспышкой большого интереса московской публики было отмечено исполнение Дворжецким роли святого Антония в спектакле "Чудо" (пьеса М.Метерлинка "Чудо Святого Антония"), поставленном Саввой Кулишом в Театре-студии киноактера осенью 1976 года. Эта работа совпала с исполнением главной роли в телефильме "Встреча на далеком меридиане", съемки которого из Москвы переместились в Ялту. Там Владислава и настигла болезнь. В тяжелом состоянии он 29 декабря 1976 года попал в Ливадийскую больницу, где узнал от врачей о двух инфарктах, случившихся у него в течение последнего месяца. Близкие Владислава, да и сам он, понимали, что это следствие больших перегрузок и того ритма, в котором он жил и работал.
Отпечаток на его душевное состояние наложила очередная неудача в личной жизни, завершившаяся год назад разводом. В том браке родился сын Дмитрий, после развода родителей оставшийся с матерью. В постоянной тревоге Владислав пребывал и за судьбу старшего сына Александра, пожелавшего жить с отцом, и незадолго до этого приехавшего в Москву. Своей квартиры у него по-прежнему не было, и постоянные киноэкспедиции вынудили Владислава определить сына в школу-интернат. Размышляя обо всем этом, Владислав писал из больницы другу: "Тот год ничем другим закончиться не мог".
Врачам удалось сохранить Дворжецкому жизнь, и через полтора месяца, в феврале 1977 года он возвратился в Москву. Там его ждала любимая женщина, с которой он познакомился за полгода до своей болезни. Она ждала его еще под Новый 1977 год вместе с Сашей, - мальчика она тоже успела полюбить. А как иначе, - ведь это Его сын! Именно ей первой Влад попросил сообщить о своей болезни и о больнице. И она примчалась туда, не надеясь, что пустят в палату, желая лишь одного - быть рядом. Ее пустили, и Владислав был рад, он ведь любил, она это знала. Она успокаивала: "Все будет хорошо, только живи!"
Судьбой им были подарены почти целых полтора года совместной жизни. Только полтора года, весной 1977 года были завершены съемки "Встреч на далеком меридиане", прерванные из-за его болезни. К началу 1978 году на киностудии Мосфильм была отснята еще одна телевизионная лента "Однокашники", в ней Владислав тоже сыграл главную роль. Появилась и долгожданная квартира, обустройством которой занимались вместе. В нее, как он этого хотел, въехали любимая мама и сын Саша... Уже после смерти Дворжецкого некоторое время там жила и его дочь Лидия...
Еще были поездки по стране - антрепризные спектакли с его участием, встречи со зрителями от Бюро кинопропаганды. Из последней такой поездки он не вернулся...
Это случилось 28 мая 1978 года. Владислав Дворжецкий умер в гостинице Гомеля от острой сердечной недостаточности в возрасте 39 лет. Похоронили его в Москве, на Кунцевском кладбище.
Мать Владислава - Таисия Владимировна - пережила сына всего лишь на три года. Отец - Вацлав Янович - скончался 11 апреля 1993 года. Его сын от брака с Ривой Левите Евгений Дворжецкий пошел по стопам родителей - закончив Щукинское училище, пришел в труппу Центрального молодежного театра. Активно снимался в кино. Трагически погиб 1 декабря 1999 года.
Ни один из трех детей Владислава Дворжецкого не связал свою жизнь с искусством.
Интересныe факты
* Признание и награды:
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1975) — за исполнение роли Ярослава Гайдая (прообраз — Ярослав Галан) в фильме «До последней минуты» (1973)