Ясудзиро Одзу
Yasujiro Ozu
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 12 Dec 1903
- Дата смерти: 12 Dec 1963
- Имя при рождении: Yasujiro Ozu
- Место рождения: Токио, Япония
Один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/553627/
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0654868/?ref_=fn_al_nm_1
Родился в богатой купеческой семье, воспитывался в провинции. Родители расстались, когда мальчику было 9 лет. Короткое время работал учителем в школе.
Одзу пришёл в киноискусство в 1923 году, начинал как помощник оператора. Дебютировал в немом кино самурайской драмой «Меч покаяния» (1927), с 1936 года снимал звуковые фильмы, с конца 1950-х («Цветы праздника Хиган», 1958) использовал цвет. Испытал влияние американского кино — как комедий и мелодрам, так и социальных фильмов: его любимый кинофильм — «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Участвовал в японско-китайской и Второй мировой войнах.
После войны режиссёрский почерк Одзу претерпевает слом, он отходит от комедийных и криминальных сюжетов и вообще от драматизации событий в сторону изображения повседневного семейного быта, избегая прямого комментария, вытесняя многое в подтекст. Как пишет Дж. Розенбаум, действующие лица фильмов Одзу заняты, на первый взгляд, ничем не примечательными домашними занятиями, однако режиссёр фиксирует их с такой значительностью, как если бы то были религиозные обряды.
Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной трансформации (вестернизации) традиционного общества. В отличие от А. П. Чехова и Джейн Остин, с которыми его иногда сравнивают, картина мира и способ её представления на экране у Одзу завязаны на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму.Отношения между близкими людьми показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности.
Одзу выработал свой режиссерский стиль, тесно связанный с традиционной эстетикой японского искусства. Для его фильмов характерны отсутствие острых драматических коллизий, спокойная композиция, линейное развитие времени, простейший монтаж, замедленность действия, долгие общие планы (снятые неподвижной, фронтально низко расположенной камерой), четкость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов.
После войны режиссер создает картины, причисленные к шедеврам мирового кино — «Поздняя весна» (1949) о преданной любви взрослой дочери к отцу и «Токийская повесть» (1953) — о стариках-родителях, нашедших сочувствие не у родных детей, занятых собственной жизнью, а у вдовы погибшего на фронте сына. Главная тема послевоенных работ Одзу — распад традиционной семьи.
Фильмы опираются на несколько сюжетных каркасов, но в них одна главная мысль — жизнь такова и таков порядок вещей. Режиссер продолжает исследование жизни японской семьи в лентах «Время сбора урожая» (1951), «Вкус простой пищи» (1952), «Ранняя весна» (1956), «Токийские сумерки» (1957), «Цветы Хиган» (1958, его первый цветной фильм), «С добрым утром» (1959), «Плавучая трава» (1959), «Бабье лето» (1960), «Осень в семье Кохаягава» (1961), «Вкус сайры» (1962). В своих пронизанных печалью фильмах Одзу воспел привычные семейные ценности, с грустью отмечая их постепенное обесценивание.
С другим классиком японского кино, Кэндзи Мидзогути, Одзу сближает бесстрастная фиксация кинокамерой незначительных, на первый взгляд, происшествий, а также сведение к минимуму роли монтажа.
В 1954 году Одзу был избран председателем Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». За пределами Японии до 1970-х гг. был практически неизвестен. Местные киностудии старались не показывать фильмы «бога кино» за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо запечатлевают «домашний» образ Японии, уклад повседневной жизни. На Западе известность к Одзу пришла посмертно, после публикации в 1972 г. монографии Пола Шредера.
К 1992 году международная репутация Одзу выросла до такой степени, что по результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound, картина Одзу «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа — наряду с «Гражданином Кейном» и «Правилами игры».
В 1985 году немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм «Токио-га» о поисках японской столицы, какой она предстала ему в фильмах Ясудзиро Одзу. Ему же он посвятил (наряду с Тарковским и Трюффо) свой фильм «Небо над Берлином». Вендерс называет творчество японца «продолжительной истиной, которая длилась от первого до последнего кадра».