Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Дмитрий Журавлев (I)

Журавлев Дмитрий Николаевич 

65185 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 24 Oct 1900
  • Дата смерти: 1 Jul 1991
  • Имя при рождении: Журавлев Дмитрий Николаевич
  • Место рождения: Алексеевка, Российская Империя (Украина)

Советский российский актёр, выдающийся мастер художественного слова (чтец), режиссёр, педагог.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/1126441
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0955891

Дмитрий Николаевич Журавлев начал творческий путь в 1920 г. актером Симферопольского драматического театра.
Приехав в Москву, он учился актерскому искусству в Московской драматической студии М. Миная (1922–1923), затем стал актером труппы Е. Любимова-Ленского при Каляевском народном доме (народный дом – культурно-просветительское учреждение, рабочий клуб). Он был замечен и в 1924 г. переходит в 3-ю студию МХТ, учась в театральном училище при театре им. Евг. Вахтангова, которое закончил в 1927 г. На следующий год Журавлëв уже актер этого театра, в котором будет играть около десяти лет. Он играл две роли в «Барсуках» по роману Л. М. Леонова (пост. в 1927 г. Б. Захаровой) – Максима Лызлова и Дудина; роль Слесарева в пьесе С. Д. Мстиславского «На крови» (1928), роль Миллера в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера (1930), роль Жува в «Интервенции» Л. И. Славина (1933) и др. Если проанализировать этот список, выявится, что Д. Н. Журавлеву поручали второстепенные возрастные и характерные роли. В 27 лет он играл пастуха Лызлова и скорняка, вечно кашляющего и говорящего на языке сельской глубинки Дудина, в 30 лет играл благородного отца Луизы Миллер. Был введен на возрастную роль Альтоума, отца принцессы Турандот в вахтанговский спектакль «Принцесса Турандот» (когда в 1963 г. Р. Н. Симонов восстановил этот шедевр Е. Б. Вахтангова на сцене, Д. Н. Журавлева иногда приглашали выступить в роли Альтоума в случае болезни актера Дадыко и т. д.).

Столь же второстепенную, характерную роль, как перечисленные выше, Д. Н. Журавлев сыграл в шекспировском репертуаре, исполнив роль Луциана в трагедии «Гамлет», поставленной на сцене театра им. Евг. Вахтангова в 1932 г. Н. П. Акимовым и вскоре снятой из репертуара за формализм. Этот спектакль вошел в историю театра как самый скандальный опыт постановки шекспировской трагедии. Роль Гамлета была поручена актеру А. И. Горюнову, известному комическому актеру, впоследствии ставшему широко известным зрителям по главной роли в фильме «Вратарь», полному, лысому и смешному. Офелия трактовалась как разнузданная особа и т. д. Спектакль мог быть обвинен не только в формализме, но и в антисоветчине.
Считается, что театр не пострадал более серьезно при снятии спектакля благодаря высокому покровительству, возможно, самого Сталина, любившего этот театр.

Совершенно очевидно, что талант Д. Н. Журавлева не мог раскрыться на подобном репертуаре и в таких концепциях. Он решает заняться художественным чтением с эстрады. Уже с 1928 г. он читает А. С. Пушкина и В. В. Маяковского, современную сатирическую прозу. В 1930 г. у него уже целая программа, с которой он выступает в Доме литераторов в Москве, в нее вошли «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Во весь голос» В. В. Маяковского, «Бобок» Ф. М. Достоевского, произведения М. М. Зощенко и И. Э. Бабеля.
В следующем году в малом зале Московской консерватории состоялся первый сольный концерт Д. Н. Журавлева, где прозвучали «Египетские ночи» А. С. Пушкина и стихи В. В. Маяковского. Режиссеры открывают для себя совсем другого Д. Н. Журавлëва, не случайно в 1937 г. кинорежиссер М. И. Левин берет его на роль Пушкина в фильме «Путешествие в Арзрум». В 1939 г. Д. Н. Журавлев становится солистом Московской филармонии, навсегда покидая театр (если не считать упоминавшихся замен). Через десять лет его художественное чтение было отмечено Сталинской премией.

В искусстве чтеца ему не было равных. В течение 20 лет (1955–1975) он преподавал его в школе-студии МХАТ (с 1971 г. – профессор). Обладая голосом особого, незабываемого тембра, он выработал высокотеатральную, поражающую силой и благородством манеру исполнения. Есть основания связать эту манеру с формированием в советском искусстве «неошекспиризма», противопоставившего установке на раскрытие простых, повседневных чувств каждого человека, изображение маленьких побед, лозунгу борьбы хорошего с лучшим шекспировский титанизм страстей, ощущение трагизма бытия, масштабность подвигов и поражений. «Неошекспиризм» редко напрямую опирался на шекспировский репертуар. В творчестве Д. Н. Журавлева место Шекспира заняли Пушкин, Лермонтов, Блок, Маяковский, в прозе – Толстой (обширные программы по «Войне и миру»). Вместе с тем он известен как один из первых чтецов поэзии Пастернака и Ахматовой.
Линия вахтанговского периода («линия Альтоума») заново раскрылась в озвучивании мультфильмов «Левша» (1964), «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965) и др.
Следует отметить, что чтецов, равных ему по масштабу, в искусстве ХХ века были единицы, а в XXI века искусство художественного чтения и вовсе отошло в тень.

Д. Н. Журавлёв умер 1 июля 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Интересныe факты

* В 1937 году Журавлёв занимает на 1-м Всесоюзном конкурсе чтецов второе место.

* Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

* Народный артист РСФСР (1960).

* Народный артист СССР (1979).

* В Гостелерадиофонде хранится более 150 записей литературных произведений в его исполнении. Журавлёв вел циклы радиопередач «Круг вашего чтения» и «Звуковая книга». Существуют записи воспоминаний Журавлёва «Судьбою посланные встречи» о его дружбе с С. Т. Рихтером, Н. Л. Дорлиак, Г. Г. Нейгаузом.

написала SoushKo @ Sat, 10 Jan 2015 12:33:01 +0300

Кинофильмы