Олег Басилашвили
Олег Валерианович Басилашвили
- Средний рейтинг фильмов: 8.27
- Дата рождения: 26 Sep 1934
- Имя при рождении: Басилашвили Олег Валерианович
- Место рождения: Москва, Россия
В избранном у (47)
Cоветский и российский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/174229
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/17309
Олег Басилашвили родился в московской интеллигентной семье. Отец Валериан Николаевич - директор Московского политехникума связи, мать Ирина Сергеевна Ильинская - доктор филологических наук, автор "Словаря языка Пушкина".
Дед Олега Басилашвили по отцовской линии был грузинским крестьянином, а по линии матери - известный архитектор храмов, окончил духовную академию.
Детство Олега Басилашвили прошло в Москве и было обычным, как у всех мальчишек в довоенное и военное время.
Олег Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Курс был одним из самых сильных. Вместе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и несравненная Татьяна Доронина. Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда.
Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.
Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в гримуборной театра. Но спустя три года - в 1959 году - талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие - зачислить в труппу и ее мужа. Товстоногов согласно кивнул. А Доронина продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Самое примечательное, что условия будущей звезды были приняты.
С 1967 в творчестве Олега Басилашвили преимущественное развитие получает комедийная грань дарования. Главные черты многочисленных его работ конца 1960-х - 1980-х годов - ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность.
Басилашвили - мастер перевоплощения. Среди лучших театральных работ: порхающий Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский ("История лошади" по Л. Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов ("Дачники" М. Горького, 1978), гротесковый Джингль ("Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, 1985).
Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого ("Дядя Ваня" Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора.
Сам Олег Валерианович считает лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина "Энергичные люди".
В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера "Невеста".
На счету актера множество разнохарактерных ролей, продемонстрировавших его широкий творческий диапазон. В картине "Живой труп", поставленной Владимиром Венгеровым по повести Л.Н.Толстого, Басилашвили создал интересный образ Каренина. Среди режиссеров, с которыми работал актер, можно назвать Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова, Анатолия Бобровского, Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым. И сыгранные у этих режиссеров роли стали лучшими в творчестве Олега Басилашвили - Самохвалов в комедии "Служебный роман", граф Мерзляев в фильме "О бедном гусаре замолвите слово", Платон Громов из "Вокзала для двоих", Андрей Бузыкин в "Осеннем марафоне", Горюнов в "Предсказании".
Конец 70-х - начало 80-х были самым звездным временем Олега Басилашвили в кино. Первой работой, после которой Басилашвили стал по-настоящему знаменит, была роль Самохвалова в комедии Э.Рязанова "Служебный роман" (1977). За внешней благопристойностью и импозантностью его героя кроется трусливый и подлый человек.
Кстати, Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше - в комедии "Ирония судьбы или С легким паром!" (1975). Олег Валерианович должен был играть Ипполита. На него даже уже сшили костюм и отсняли несколько эпизодов. И тут у Басилашвили случилось несчастье - умер отец. Из-за этого он отказался от съемок. И Рязанов вынужден был заменить Басилашвили на Юрия Яковлева.
В "Осеннем марафоне" (1979) Басилашвили сыграл человека, испытывающего внутреннюю опустошенность и экзистенциальное отчаяние. Лирическая комедия Данелии полна такой грусти и такого сочувствия к герою, что пронзительная жалость к себе затопляет каждого, кто обнаруживает в себе и своей жизни черты сходства с героем. А обнаруживают их многие. "Осенний марафон" не о том, как слабый и безвольный человек разрывается между женой и любовницей, как могло бы показаться по сюжету. Колоритное изображение любовных и семейных коллизий лишь подчеркивает и оттеняет центральный образ "страдающего эгоиста". Герой остается пассивным объектом, будучи не в силах что-либо решить окончательно. Хотя в фильме играли замечательные актрисы М.Неелова и Н.Гундарева, все же как минимум 75 процентов успеха фильма - это Олег Басилашвили в главной роли.
Следующим успехом была роль петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева в фильме Э.Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" (1980). Чиновник затевает интригу, что бы проверить благонадежность в гусарском полку. Низкий и подлый Мерзляев сталкивается с благородством и достоинством гусаров и актеров.
Наконец в 1982 году Олег Валерьянович снимается в мелодраме Рязанова "Вокзал для двоих". Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за преступление, которое не совершал. Дуэт Басилашвили - Гурченко в этом фильме просто великолепен. Именно после этой работы Олег Валерьянович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.
Сыграв в кино немало похожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой. Всегда располагающая внешность, подкупающая мягкость и лёгкие иронические нотки. Он является не только исполнителем, но и создателем своих ролей, соавтором и сорежиссёром.
После вынужденного простоя, вызванного кризисов отечественного кино, Басилашвили вновь вернулся на экран в конце 90-х. В 1998 году он снялся в сатирической комедии "Судья в ловушке" по Генри Фильдингу - первом российском фильме, снятом с помощью компьютерных технологий. Никаких декораций, все создавалось на компьютере. Реальный людный Лондон - на самом деле виртуальная реальность. И если сегодня этим вряд кого-то можно удивить, то для тех лет это был настоящий прорыв. К сожалению картина осталась незамеченной зрителями.
Зато другая работа актера - роль Шефа мафии в сериале "Что сказал покойник", поставленном по одноименному детективу Иоанны Хмелевской, вызвала среди зрителей живейший отклик.
В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме "Яды, или Всемирная история отравлений". Это своеобразная энциклопедия об отравителях, отравлениях и в нашей сегодняшней жизни, и в глубине веков, с древности. Там он играет одновременно пенсионера Прохорова и Папу Римского Александра шестого - Борджиа. Лента получила Гран-При на фестивале Кинотавр.
Среди других работ актера в начале нового века можно отметить роли профессора Федорова в фильме "Романовы - венценосная семья" (2001) и Прохоренко в сериале "Бандитский Петербург".
В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко "Идиот" по одноименному роману Достоевского. В этом фильме Басилашвили сыграл генерала Епанчина, который всем сочувствует, но никак не может постичь, что же происходит вокруг. Перед началом съемок Олег Валерианович попал в аварию. Врачи определили перелом тазовой кости и ребер. Басилашвили уже хотел отказаться от роли, однако Бортко твердо заявил, что рассчитывает на него. Воодушевленный актер приступил к съемкам даже не дождавшись полного выздоровления. Но это не помешало ему отлично справиться с поставленной задачей.
Последняя работа Олега Басилашвили - роль Воланда в сериале "Мастер и Маргарита".
Интересныe факты
* Когда-то Эльдар Рязанов написал расписку для Басилашвили, в которой обязался снимать актера в каждом своем фильме. Он сдержал свое обещание лишь отчасти. Например, в комедии «Ирония судьбы, или с легким паром!» Басилашвили не играет, но зритель может увидеть его в фильме, правда, только на фотографии. Помните момент, когда герой Мягкова выбрасывает в окно снимок Ипполита? На фотографии зрители видят Яковлева, который сыграл Ипполита, однако, когда Надя поднимает фотографию со снега, на ней изображен Олег Басилашвили. Изначально роль Ипполита действительно должна была достаться Олегу, но он отказался от работы из-за смерти отца. Эпизод с фотографией был уже отснят, а когда фильм полностью смонтировали, про этот эпизод Рязанов просто забыл. Просмотрев отснятый материал, создатели картины решили не переснимать момент.
* Чтобы сняться в картине «Вокзал для двоих», актер два месяца практически прожил в одной из подмосковных колоний. Мало кто знает, что его роль писалась с реальной истории. «Виновным» в аварии был композитор Микаэл Таривердиев. Когда автомобиль сбил человека, за рулем сидел не композитор, а актриса Людмила Максакова. Микаэл не попал в колонию, его освободили по амнистии.
* Одно время Басилашвили был депутатом Верховного Совета и ярым приверженцем демократии. Однако его политическая карьера продлилась недолго: на одном из митингов коммунисты атаковали актера. Олег признался, что в него плевали, кидали монеты, а потом избили. С карьерой депутата было покончено раз и навсегда.
* Олег Басилашвили принадлежит к знатному роду, который очень давно владел большим наделом земли на границе Южной Осетии и Грузии. Говорят, что землю предкам Олега подарил грузинский царь. Однажды актер решил посмотреть, что ему принадлежит, и отправился на границу. Его радушно приняли и сказали, что он может делать на своей земле все, что захочет: строить дома, разводить сады и скот.
* Дед Олега был коренным грузином и служил в царской армии. Он лично арестовал Иосифа Джугашвили. Когда к власти пришел Сталин, он вспомнил Ношревана и арестовал в 1939 году. Басилашвили рассказывает, что над дедом так издевались в тюрьме, что после очередного избиения он начал путать буквы в русских словах.
* Во времена Советского Союза Олег много гастролировал по миру и рассказывал, что все актеры ездили за границу с двумя чемоданами: в одном лежала одежда, а в другом — еда, поскольку им платили минимальные суточные, на которые можно было купить только один бутерброд. Однажды на гастролях в Японии Басилашвили получил огромный по меркам советского человека гонорар и попросил одну из актрис пойти с ним в магазин, чтобы Олег купил жене туфли, поскольку у девушки был точно такой размер ноги. Олег до сих пор помнит, что потратил весь гонорар на шесть пар обуви.
написала Grannatt @ Wed, 19 Feb 2014 17:43:41 +0400
* Награды и звания
1969 — Заслуженный артист РСФСР
1977 — Народный артист РСФСР
1979 — Орден Трудового Красного Знамени
1979 — Орден Мира
1979 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за роль Самохвалова в фильме «Служебный роман»
1984 — Народный артист СССР
1984 — Независимая премия «Кумир»
1994 — Орден Дружбы (17 декабря 1994 года) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами
2004 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства
2005 — Царскосельская художественная премия
2007 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Приз «За создание выдающихся образов в кинематографе»)
2009 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
2009 — Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры
2009 — Премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль — роль князя К. спектакль «Дядюшкин сон»
2009 — Международная театральная премия им. К. С. Станиславского за в номинации «за вклад в развитие российского театра»
2009 — Театральная премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»
2009 — Почётный член Российской академии художеств
2010 — Президентский орден Сияние, (Грузия)
2011 — Почётный гражданин Тбилиси
2011 — Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство»
1997-2011 — Премия «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Креона в спектакле «Антигона» (1997), «За мастерство и совершенство» за роль Уилфреда Бонда в спектакле «Квартет» (2006), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (2008), «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга»)
2012 — Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Самый лучший»
2012 — Почётный гражданин Санкт-Петербурга
2012 — Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
2012 — Царскосельская художественная премия