Берт Ланкастер
Burt Lancaster
- Средний рейтинг фильмов: 8.20
- Дата рождения: 2 Nov 1913
- Дата смерти: 19 Oct 1994
- Имя при рождении: Burton Stephen Lancaster
- Место рождения: Нью-Йорк, США
Американский актёр и продюсер, один из самых успешных актёров в истории американского кино, обладатель премий «Оскар» и «Золотой глобус» (1961), призёр Венецианского (1962) и Берлинского кинофестивалей (1956).
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/58799
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000044
Берт Ланкастер родился в семье почтового служащего Джеймса Ланкастера. Обладая высоким ростом и недюжинной физической силой, удачно играл в бейсбол. Поступил в колледж, решив стать преподавателем физкультуры, но был отчислен со второго курса и устроился работать в цирк акробатом. В возрасте 19 лет организовал вместе с другом детства Ником Крэветом труппу странствующих акробатов. Цирковая карьера Ланкастера закончилась в 1941 году, когда он сильно повредил правую руку. Поступил контролёром в крупный чикагский универсам, затем перешёл на работу в нью-йоркское концертное бюро.
Будучи призван на фронт после начала второй мировой войны, выступал в эстрадной бригаде, развлекавшей американских солдат в Северной Африке, Италии и Австрии, везде выступая перед солдатами с акробатическими номерами.
После окончания войны случайно познакомился в Нью-Йорке с ассистентом театрального продюсера, которому для бродвейского спектакля «Звуки охоты» нужен был высокий и стройный актёр на роль военного. Хотя пьеса провалилась, кинокритики благожелательно отозвались о дебютанте, и он получил сразу семь предложений сниматься в кино. По совету импресарио начинающий актёр решил сыграть полицейского в уголовной драме «Ярость пустыни». Несмотря на то, что роль Ланкастеру не удалась, его заметили другие режиссёры и продюсеры.
В 1946 году сыграл в классическом фильме нуар «Убийцы» Роберта Сиодмака и добивается успеха в первой же роли наивного киллера и закрепляет его в роли каторжника в фильме Ж. Дассена «Грубая сила» (Brute Force, 1947). Затем последовали снятый в аналогичном стиле «Крест-накрест» (1949) и мелодрама «Извините, ошиблись номером» (1948).
Амплуа человека физически сильного и простодушного, с обаятельной и беззащитной улыбкой, однако находящегося в экстремальной жизненной ситуации, характерно для его последующих работ. Ланкастер в 50-е годы снялся у многих крупных мастеров Голливуда (Литвак, Сьодмак, Дитерле, Уайз), играя как в приключенческих фильмах, так и в мелодрамах.
В 1950 году последовала удачная роль «итальянского Робин Гуда» XII века Дардо Бартолли в костюмно-приключенческой картине Жака Турнёра «Огонь и стрела». Цирковое прошлое помогло Ланкастеру исполнить в этой картине ряд головокружительных акробатических трюков.
В 1954 году он неожиданно для многих исполнил роль индейца Массаи в приключенческой картине Роберта Олдрича «Апач». Захватывающая приключенческая история, поставленная по роману Пола И. Уэллмана «Апач Бронко», насыщенная трюками и погонями, стала одной из первых лент в мировом кинематографе, рассказывающих об угнетении белыми американцами коренного населения Соединённых Штатов.
За роль в фильме «Отныне и во веки веков» (1953) Ланкастер был номинирован на «Оскар». Сцена, в которой он страстно целует партнёршу в волнах набегающего гавайского прибоя, стала одной из самых известных в истории Голливуда и сделала Ланкастера настоящим секс-символом.
Особняком стоят две его удачные работы в вестернах режиссера Р.Олдрича — «Апачи» (Apache, 1953), и «Вера Круз» (Vera Cruz, 1954), после которых, почувствовав вкус к этому жанру, Ланкастер сам поставил вестерн «Человек из Кентукки» (The Kentuckian, 1955), не принесший ему никаких лавров.
В 1954 году Ланкастер при участии продюсера Гарольда Хекта (позднее к ним присоединился продюсер Джеймс Хилл) основал собственную студию «Hill-Hecht-Lancaster Productions», приложив тем самым руку к развалу классической студийной системы Голливуда. Основной задачей студии Ланкастера была иллюстрация различных сторон его таланта, и он играл в фильмах всех жанров — от ковбойских вестернов до слезливых мелодрам. Студия просуществовала до 1960 года. Он возобновил продюсерскую деятельность с 1962 — вместе с Кирком Дугласом.
Подлинным шедевром Ланкастера стала отмеченная Оскаром психологически сложная роль странствующего шарлатана, переживающего любовную драму, в фильме Ричарда Брукса «Элмер Гентри» (Elmer Gantry, 1960).
В 60-е годы Ланкастер, не переставая играть роли в вестернах и традиционных приключенческих фильмах Франкенхеймера, Старджеса, Хьюстона, Олдрича, исполняет удачные психологические роли например, в фильме Стенли Креймера «Нюрнбергский процесс» (1961), в фильме Джона Франкенхеймера «Семь дней в мае» (Seven Days in May) и других.
Не желая оставаться в плену этого типажа, актёр начинает много работать с европейскими режиссёрами, в особенности Лукино Висконти и Бернардо Бертолуччи.
Едва ли не самую яркую свою роль — потомственного сицилийского аристократа князя Фабрицио Салины в экранизации романа Лампедузы по прозвищу «Леопард» (1963) — Ланкастер сыграл у Лукино Висконти в одноимённом фильме, удостоенном «Золотой пальмовой ветви».
Лучшие работы зрелого Ланкастера сыграны во второй половине 70-х годов — в фильмах «Семейный портрет в интерьере» (1974, Л. Висконти), «Двадцатый век» (Novecento, 1976, Б. Бертолуччи), «Буффало Билл и индейцы» (1976, Р. Олтман).
Среди других европейских режиссеров, у которых снимался Ланкастер, — Луи Малль и Лилиана Кавани — соответственно «Атлантик-сити»(1980); «Шкура» (1981).
Возобновил продюсерскую деятельность с 1962 — вместе с Кирком Дугласом.
Не испытывая недостатка в предложениях, Ланкастер появлялся на экране очень часто.
Принял участие в работе над киноэпопеей «Великая Отечественная» в качестве ведущего комментатора.
Последними заметными работами в кино стали британский полковник Энтони Дёрнфорд в историческом боевике Дугласа Хикокса «Рассвет Зулусов» (1979) и ушедший на покой авантюрист Лу Паскаль в фильме Луи Маля «Атлантик-Сити» (1981) (номинация на «Оскар»).
Фильмография Берта Ланкастера за период с 1946 по 1997 год составляет 163 фильма.
В 1935 году Ланкастер женился на воздушной гимнастке Джун Эрнст. Впоследствии он говорил, что она была «единственной женщиной в Америке, которой удавались в воздухе горизонтальные трюки». Но восхищение мастерством Джун не помешало их скорому разводу.
В 1943 году, выступая на фронте, он познакомился с Нормой Андерсон, работавшей администратором в другой концертной бригаде. Они поженились в 1946 году, прожили вместе двадцать два года и имели пятерых детей — двух мальчиков и трёх девочек. Их брак распался в 1969 году.
В третий раз Ланкастер женился в 1990 году на Сьюзан Мартин.
В 1983, после двух микроинфарктов, Ланкастеру провели срочную операцию по четырёхстороннему шунтированию. Несмотря на крайнюю слабость, он в 1988 г. присутствовал на встрече со старыми коллегами (Джимми Стюарт, Джинджер Роджерс и др.), организованной в знак протеста против предпринятой Тедом Тёрнером колоризации фильмов 1930—1940-х гг. В ноябре 1990 Ланкастер пережил тяжёлый инсульт, после которого остался частично парализован и почти лишился речи.
Актёр умер в своём доме от третьего инфаркта. Согласно его воле, поминальные и похоронные службы не проводились. Тело Ланкастера было кремировано, прах захоронен под большим дубом на Вествудском кладбище.
Интересныe факты
* «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за роль в фильме «Трапеция» (1956).
* Премия «Оскар» за роль в фильме «Элмер Гантри» (1961).
* Премия «Золотой глобус» за роль в фильме «Элмер Гантри» (1961).
* Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за роль в фильме «Любитель птиц из Алькатраса» (1962).
* Премия Британской киноакадемии за роль в фильме «Любитель птиц из Алькатраса» (1963).
* Премия «Давид ди Донателло» за роль в фильме «Семейный портрет в интерьере» (1975).
* Премия «Давид ди Донателло» за роль в фильме «Атлантик-Сити» (1981).
* Премия Британской киноакадемии за роль в фильме «Атлантик-Сити» (1982).
написала ninanika @ Sat, 08 Nov 2014 01:51:03 +0300
* Рост - 1.85 м.